Из истории вопроса
Как хорошо известно, 21-й век – это эпоха безоговорочного доминирования беспилотников (наземных, воздушных, морских), управляемых либо дистанционно, либо встроенной программой. Лучшее место для испытаний подобных систем – зона реальных боевых действий, особенно та, где присутствуют высокотехнологичные вооружения противников.
Безусловно, Сирия – идеальный полигон во всех смыслах, чем и воспользовались все участники масштабного конфликта, длящегося уже более 10 лет.
Также известно, что Россия очень эффективно использовала своё участие в сирийской войне как для обкатки своих систем и вооружений, так и в плане участия личного состава ВС в боевых действиях путём интенсивной ротации кадров от офицеров до рядовых.
Не буду приводить подробности по всем аспектам участия российского контингента, остановлюсь на одном виде вооружений, в котором Россия наиболее сильна и который как раз и предназначен для противодействия беспилотникам – это средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Вот несколько примеров применения российских средств РЭБ.
7 апреля 2017 года. Тогда из 59 крылатых ракет Tomahawk, запущенных с американских эсминцев «Росс» и «Портер» по сирийской авиабазе Эш-Шайрат, по пути «заблудились» 36, то есть упали, не долетев до цели. А позже СМИ написали, что, как минимум, две американские ракеты найдены сирийской армией и переданы российской стороне. Оставшиеся 23 упали, не причинив практически никакого вреда.
Российская авиабаза Хмеймим: создана эффективная система противовоздушной обороны (ПВО), а также группировка средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). С 2018 года по российской авиабазе террористами были запущены порядка 200 беспилотников, из которых ни один не долетел до границ базы. Часть была сбита средствами ПВО, а часть эффективно нейтрализована средствами РЭБ.
Если сделать срез различных статей на эту тему (в том числе зарубежных), то по общему мнению в Сирии, в районе авиабазы Хмеймим, российские средства РЭБ создают некую особую «добавленную реальность», в результате которой радиоэлектронные системы навигации и целеуказания ракет, самолетов и беспилотников, попадая в зону действия средств РЭБ, без ведома хозяев или вопреки воле человека-оператора, становятся жертвой радиоэлектронных «миражей».
В апреле 2018 года американский генерал-лейтенант Рэймонд Энтони Томас III так высказался на эту тему:
«В Сирии мы находимся в самой агрессивной среде РЭБ на планете, от наших противников... Они тестируют нас каждый день, сбивают наши сообщения, блокируют наши самолёты AC-130 и так далее».
Полковник армии США Лори Мо Бакхаут:
«Неожиданно ваши средства связи не работают, вы не можете вызвать огонь или не можете предупредить о вражеском огне, потому что ваши радары блокируются, и они не могут ничего обнаружить. Это может быть опаснее, чем обычные кинетические средства, потому что может нивелировать способность защищаться».
Специалист по нацбезопасности Лексингтонского института Даниэль Гор:
«Проблема в том, что эти средства могут реально исказить вашу картинку поля битвы, оперативную картинку и могут привести к действительно ужасным ошибкам».
Телеканал NBC со ссылкой на источники в американской администрации тоже сообщал, что российские военные создают помехи для управления американскими беспилотниками в Сирии, что серьезно сказывается на операциях Вашингтона в этой стране.
Американский Центр перспективных оборонных исследований в 2019 году опубликовал доклад «Над нами только звезды. Разоблачение GPS-спуфинга в России и Сирии». Спуфинг или подмена — это способ фальсификации данных о наземной и воздушной обстановке с помощью средств РЭБ. То есть, пишет издание, российские средства РЭБ не только загрубляют или глушат навигационный сигнал GPS, но и подменяют один сигнал другим. В результате ракеты, самолеты или корабли летят и плывут не туда, куда их направляет оператор или командир, а совершенно в другую сторону.
В докладе C4ADS названы четыре российских комплекса РЭБ, способные проделать такую «шутку» с оружием и боевой техникой в Сирии: «Красуха-4», станция постановки помех Р-330Ж «Житель», новейшие комплексы радиоэлектронного противодействия «Самарканд» и «Шиповник-АЭРО». Воздействие на GPS-приемники приводило, например, к тому, что несколько судов в восточной части Средиземного моря не смогли достоверно указать свое местоположение.
Издание отмечает, что стационарный комплекс РЭБ «Самарканд» поступил на вооружение в 2017 году. Его характеристики засекречены. Место его дислокации в Сирии американцы так и не сумели точно определить. Про «Шиповник-АЭРО» известно, что этот комплекс взламывает бортовой компьютер беспилотника за одну секунду, если встречает знакомую систему, если система ему не известна, то он переводит ее под свой контроль за несколько минут. «Шиповник-АЭРО» также умеет подавлять станции теле- и радиовещания, командные пункты связи, станции и модули сотовых и других сетей.
Станция Р-330Ж «Житель» несколько лет назад прошла модернизацию. Она пеленгует и анализирует сигналы от источников радиоизлучений, ставит радиопомехи иностранным глобальным системам спутниковой связи «Инмарсат» и «Иридиум», навигационной аппаратуре потребителей спутниковой радионавигационной системы GPS и базовым станциям сотовой системы связи GSM-900/1800.
Что происходит сейчас
Случилось то, что рано или поздно должно было случиться: кое у кого окончательно лопнуло терпение.
На днях различные специализированные издания сообщили, что «неизвестные комплексы РЭБ приступили к блокаде базы США на востоке Сирии».
Поводом для блокады стали бесчисленные провокации американцев в отношении российских и сирийских военных, а также постоянно проявляемая агрессия по отношению к иранским и проиранским формированиям. На данный момент известно о том, что в районе американской военной базы в зоне Эт-Танф подавляются практически все радиолокационные станции, средства ПВО, спутниковая связь и система глобального позиционирования. Речь, судя по зоне глушения, идёт о достаточно мощных системах РЭБ. Радиус «мёртвой зоны» составляет около 120-150 километров и затрагивает не только территорию Сирии, но и территорию соседних Иордании и Ирака.
Специалисты обратили внимание на тот факт, что в зоне Эт-Танф наблюдается практически постоянный перебой с мобильной и спутниковой связью. При этом, над зоной Эт-Танф фактически не работают средства GPS и ряд электронных систем, связанных непосредственно с обменом информацией со спутниками. Об этом свидетельствует, в том числе, и невозможность отслеживания самолётов над данным регионом, на что указывают данные специализированных сервисов.
Аналитики обращают внимание на тот факт, что использование средств радиоэлектронного подавления создаёт для США и ряда иных участников коалиции очень серьёзные препятствия по использованию беспилотников и истребителей F-35, которые должны обязательно поддерживать связь с несколькими космическими аппаратами.
Таким образом, Россия фактически приступила к операции под скромным названием «Yankee, go home из Сирии».
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|