«Военный Паритет». Оживившиеся в последнее время контакты в области военно-технического сотрудничества между Россией и Китаем вызывают большую озабоченность в США. Недавно американская пресса опубликовала цикл статей о том, что «находящаяся в кризисе» российская оборонная промышленность не может обойтись без крупных китайских контрактов, а 25 декабря газета The Washington Post поместила материал Military strength is eluding China (букв. «Военная мощь ускользает от Китая»), где говорится о том, что успехи Китая в военном строительстве в основном базируются на «бахвальстве». Таким образом, создается впечатление, что США пытаются унизить как Россию, так и Китай, пытаясь помешать этому процессу. Предлагается перевод статьи с небольшими сокращениями.
… Находящееся на восточной стороне Москвы машиностроительное предприятие «Салют» повесило массивный плакат в духе советских времен о приглашении на работу квалифицированных рабочих, а завод имени Чернышева, базирующееся в северо-западном пригороде российской столицы, организовал новогодний концерт с участием артистов балета в своем дворце культуры советской эпохи.
Причиной такого веселья стало то, что эти заводы производят реактивные двигатели для истребителей, покупателем которых является один очень богатый и ненасытный клиент: Китай.
Но интерес Китая к российским системам оружия простирается гораздо дальше. В прошлом месяце китайские чиновники заявили министру обороны России Анатолию Сердюкову, что они после нескольких лет перерыва снова заинтересованы в закупке вооружений. В список входят истребители Су-35 в рамках программы строительства и оснащения китайских авианосцев, военно-транспортные самолеты Ил-476 и самолеты-заправщики Ил-478, системы ПВО С-400.
Эта стойкая зависимость от поставок российской военной техники развенчивает миф о появлении китайской сверхдержавы, оборонная промышленность которой не способна производить вооружения, в которых нуждается страна. Хотя США вносят изменения в свою военную стратегию с учетом роста китайского военного потенциала, но потребуются десятилетия, прежде чем Китай сможет создать баллистическую ракету для поражения морских целей и преодолеть недостатки своего флота, пока неспособного действовать на большом удалении от своих берегов.
«Китайцы достигли значительного прогресса в развитии военной промышленности, но этот прогресс не стоит преувеличивать. Они имеют давние традиции переоценивать свои возможности», говорит работающий в Пекине российский эксперт по китайской оборонной промышленности Василий Кашин.
Директор московского Центра анализа стратегий и технологий, советник министерства обороны России Руслан Пухов предсказывает, что Китаю потребуется десятилетие для создания совершенного реактивного двигателя и других ключевых технологий. «Китай по-прежнему зависит от нас, и будет зависеть еще некоторое время», говорит он.
Действительно, Китай заказал новые партии двигателей для трех типов своих истребителей – J-11B (копия Су-27), J-10 и FC-1. Китай также нуждается в двигателе истребителя Су-35.
Военная модернизация Китая, как и угроза исламского радикализма, представляет растущую потенциальную угрозу для интересов США во всем мире. В 2009 году министр обороны Китая генерал Лян Гуанле (Liang Guanglie) заявил о существовании чрезвычайно амбициозного плана по модернизации НОАК, что ВВС страны должны сочетать в себе «наступательные и оборонительные возможности», а ракетные войска должны наносить удары как ядерными, так и обычными ракетами.
В этом году Пентагон в своем докладе Конгрессу США сообщал, что темпы и масштабы военных реформ в Китае являются «широкими и радикальными». Но в докладе подчеркивается, что НОАК еще не была проверена в современных боевых действиях, что делает оценку военного потенциала этой страны объективно «трудной».
Китайские подлодки это «мишени»
Одной из областей, где Китай планирует достичь большого успеха, являются подводные лодки. В октябре 2006 года китайская дизельная ПЛ класса Song всплыла незамеченной в непосредственной близости – в четырех милях - от американского авианосца Kitty Hawk. Хотя Пентагон не подтверждал эту информацию, она вызвала опасения, что Китай может поставить под угрозу авианосцы, которые являются основными компонентами проецирования американской военно-морской мощи.
В свое время Китай пытался купить в России атомные лодки, но эта просьба была отвергнута, страна начала строить свой атомный флот. В последние два года Китай начал развертывание новых атомных лодок с баллистическими ракетами класса Jin, их может быть построено более пяти единиц.
Управление военно-морской разведки США сообщает, что эти ПЛАРБ дадут Китаю сформировать потенциал ответного ядерного удара (дальность полета БРПЛ 4000 миль). Но в докладе за прошлый год было отмечено, что шумность новых китайских стратегических подлодок превышает уровень советских, построенных еще 30 лет назад. Ведущие эксперты пришли к выводу, что эти ПЛАРБ будут обнаружены тотчас, как покинут свои базы.
«Есть тенденция говорить о Китае как о появлении новой большой военной угрозы», говорит директор отдела ядерной информации Федерации американских ученых Ханс М. Кристенсен (Hans M. Kristensen). Но когда речь идет о китайских ПЛАРБ, то они не более чем «мишени», говорит ученый. Еще одной проблемой является то, что практические тренировки китайских подводников происходят нечасто.
Противокорабельные возможности
Разработка китайских ракетных технологий всегда была во главе угла с тех пор, как в 1950-х годах в период маккартистких преследований из США был изгнан талантливый ученый по ракетной технике Цзянь Хусен (Qian Xuesen), который вернулся в Китай.
За последние годы Китай вывел на орбиту 11 военных спутников. Как полагают, первый военно-морской спутник типа Yaogan может предоставить Китаю возможность отслеживать морские цели для наведения ракет.
Китай также пытается приспособить БР DF-21 для нанесения смертоносных ударов по морским целям. Эта система еще не развернута, но уже вызвала опасения в США. В сентябре министр обороны США Роберт М. Гейтс (Robert M. Gates) заявил, что китайские работы в области создания противокорабельных баллистических ракет могут поставить под угрозу интересы США и их союзников в Тихоокеанском регионе. В 2008 году ВМС США были вынуждены сократить планы строительства 8 крейсеров нового типа DDG-1000 до трех в пользу строительства кораблей ПРО.
Но проблема заключается в том, что создать противокорабельную БР будет крайне сложно. СССР работал над такой программой несколько десятилетий, и не достиг успеха. США никогда не пытались заняться такой программой, предпочитая полагаться на крылатые ракеты и подводные лодки для борьбы с флотами противника.
Разведывательные спутники США могут обнаруживать БР сразу после запуска, обеспечивая авианосец достаточной информацией о траектории полета ракеты, прежде чем она войдет в район цели. Специалист по вооружениям правительства США заявил, что для того, чтобы уничтожить авианосец баллистической ракетой, Китаю необходимо создать такую систему целеуказания, которой нет равных в мире. Другие специалисты полагают, что создание такой ракеты не более чем «политическая фишка» и призвано только создавать видимость угрозы для США.
Напряженность с Кремлем
В период 1992-2006 годов Китай импортировал из России вооружений на сумму 26 млрд долларов, что составило почти половину всего российского военного экспорта. Но в 2004 году возникла напряженность в военно-технических отношениях между двумя странами.
Россия была возмущена, когда обнаружила, что Китай, который должен был закупить российские машинокомплекты для лицензионного производства истребителей Су-27, начал работы по их копированию. В свою очередь, Китай был в ярости, когда оказалось, что после подписания контракта по закупке военно-транспортных самолетов Ил-76 обнаружилось, что эти самолеты негде строить. После получения 105 машинокомплектов Су-27 из 200, Китай отменил сделку, и переговоры по поставкам вооружений не велись на протяжении нескольких лет. Но поставки систем ПВО С-300 и реактивных двигателей на миллиарды долларов осуществлялись. Китайская копия двигателя истребителя Су-27 выходит из строя уже через 30 часов работы, в то время как двигатели российского производства имеют межремонтный ресурс 400 часов.
Когда в 2008 году переговоры по поставкам вооружений возобновились, Китай понял, что стало трудно торговаться с русскими. В ноябре этого года российские представители заявили, что они примут участие в разработке китайского палубного истребителя только в том случае, если Китай закупит не меньше 48 истребителей Су-35. Россия также заявила, что в первую очередь оснастит свои вооруженные силы системами ПВО С-400, таким образом, Китай должен встать в очередь.
http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/12/24/AR2010122403009_2.html Источник: militaryparitet.com.
Рейтинг публикации:
|