Точная дата принятия на вооружение российского истребителя пятого поколения еще неизвестна. Но сам факт проведения испытаний ПАК ФА поставил под угрозу программу закупок истребителей F-35.
Истребитель F-35 Lightning II, разработкой и производством которого занимается компания Lockheed Martin, позиционируется как более простая и дешевая замена F-22 Raptor, совместной разработки Boeing и той же Lockheed Martin. F-35 разрабатывался как универсальная машина для ВВС, ВМФ и морской пехоты. Все три модификации самолета имеют до 90% унифицированных компонентов, что должно удешевить разработку и производство.
Несмотря на то, что производитель относит F-35 к истребителю пятого поколения, этот самолет уступает F-22 по всем показателям, имеющим отношение к боевому применению. У F-35 меньше скорость, маневренность, нагрузка, потолок и тяговооруженность. F-35 более заметен для РЛС и не способен на полет со сверхзвуковой скоростью без использования форсажа.
Но при этом стоимость F-35 практически не уступает стоимости "старшего брата": по оценкам министерства обороны США, на сегодняшний день каждый F-35 обойдется в 138$ млн, а F-22 -- в 146,2$ млн.
Единственное достоинство F-35 -- этот самолет не содержит всех передовых разработок, используемых в программе F-22, и может быть предложен союзникам США для комплектования Вооруженных сил без опасения возможной утечки секретных технологий.
После того как 29 января 2010 года в небо поднялся ПАК ФА и независимые эксперты смогли проанализировать появившиеся фотографии самолета российской разработки, разразился скандал. F-35 по такой цене стал не нужен не только союзникам США, но и Пентагону.
Мопед по цене мотоцикла
Первыми выразили недовольство авиационные специалисты Австралии. Представители оборонного ведомства этой страны в качестве потенциальных покупателей наблюдали за учениями, проходившими в августе 2008 года на авиабазе ВВС США Хикэм на Гавайских островах.
В результате учений установлена неспособность F-35 вести бой на равных с СУ-35, несмотря на формальную разницу в поколениях. F-35 не смог противодействовать и российским комплексам ПВО. Представители министерства обороны Австралии были связаны с американцами договором о неразглашении секретных сведений, поэтому молчали.
Но не молчали эксперты независимого аналитического центра Air Power Australia, опубликовавшие результаты учений.
На веб-сайте этого же центра в феврале 2010 года появилась первая серьезная аналитическая публикация о ПАК ФА, в которой российская разработка признана равной F-22, а комплекс F-35 назван мопедом по цене мотоцикла.
Абсурдность идеи покупки F-35 по цене F-22 становится все более очевидной. Вслед за военными Австралии на правительства своих стран начали давить представители оборонных ведомств Израиля и Японии. Пока у F-22 конкурентов не было, F-35 как универсальный самолет всех устраивал. Но начало испытаний ПАК ФА поставило под сомнение существование самой программы F-35.
Спасение рядового F-35
Первым шагом на пути к спасению программы F-35 стали попытки улучшить имидж этого истребителя. Так, организаторы виртуальных боев 2008 года в один голос утверждают о подавляющем преимуществе американского самолета над СУ-35, но при этом результаты испытаний не разглашают.
Следующим шагом стала программа дискредитации российского ПАК ФА, а также высказывание сомнений в способности Российской Федерации оплатить расходы на перевооружение собственных ВВС. Но анализ даже той информации, которая доступна в открытых источниках, дает основания считать российский комплекс достойным конкурентом F-22. А позиционируя ПАК ФА как экспортный товар, руководство российского ВПК рассчитывает на вырученные деньги закупать самолеты для ВВС РФ. Несмотря на то что серийное производство планируется начать к 2015 году, у ПАК ФА уже есть первый покупатель - Индия.
Теперь при продвижении истребителя F-35 Lockheed Martin используют новую тактику. В заявлении компании названа новая стоимость одного F-35 -- $60 млн, что более чем в два раза скромнее тех цифр, о которых говорили в Пентагоне. Такое удешевление самолета в компании объясняют неверными оценками, опубликованными в СМИ ранее.
Дело в том, что стоимости одного самолета как объективного показателя не существует. Истребители продаются партиями, от величины которых зависит стоимость контракта. Кроме того, с партией самолетов могут быть поставлены бортовое оборудование, вооружение, запасные части и материалы, оборудование для ремонта и обслуживания. В стоимость контракта могут входить обучение летчиков и технического персонала, поставка тренажеров, услуги по техническому обслуживанию и капитальному ремонту в процессе эксплуатации.
Кроме того, истребитель является частью комплекса, в который входят системы радиолокационного наблюдения, связи, управления, радиоэлектронной борьбы и противодействия ПВО противника, без которых любой современный самолет беспомощен и бесполезен.
Поэтому приблизительно оценивать стоимость одного самолета можно только в рамках конкретного контракта. Но тот факт, что несколько полетов ПАК ФА уже обесценили F-35 более чем в два раза, говорит о том, что программе американского экспортного истребителя пятого поколения нанесен чувствительный удар.
Андрей Сидельников
17.05.2010
Права на данный материал принадлежат Infox.ru
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе
|