Как нужно бороться за покупателя на современном оружейном рынке, демонстрируют шведы. Концерн SAAB сделал предложение, которое может сменить фаворита тендера на закупку партии истребителей для ВВС Бразилии.
Несмотря на совместное заявление Франции и Бразилии о закупке для ВВС Бразилии 36 истребителей Rafale, сделанное 7 сентября 2009 года, другой участник тендера — шведский концерн SAAB — не сдается.
Бразильцам нужна технология
Бразилии нужны не просто самолеты. Одним из условий тендера была передача технологии производства современных истребителей бразильской промышленности. Американцы принципиально не делятся технологией производства истребителей пятого поколения F-22 и F-35, а технологии F-16 и F-18 уже считаются устаревшими, поэтому американцы не вышли в финал тендера.
Российские производители СУ-35 передачу технологии производства самолетов не рассматривали, и шансов остаться среди участников конкурса у них не осталось. Восторженные отзывы бразильских пилотов о российской машине не повлияли на решение бразильских стратегов.
Оставались два реальных кандидата на победу в конкурсе — французы со своим Rafale и шведы с Saab JAS 39 Gripen. Выиграть тендер смогут только те, кто предложит покупателям дополнительные бонусы.
Истребитель плюс бонусы
Предложение компании Dassault Aviation выглядело более привлекательным, так как кроме передачи технологии производства истребителя Rafale французы пообещали купить десять военно-транспортных самолетов бразильской компании Embraer.
Но теперь у бразильцев есть повод призадуматься: SAAB предложил не просто технологию. Шведы предложили уже сейчас организовать совместное производство Gripen, причем 40% комплектующих предлагается производить именно в Бразилии.
Учитывая, что проект JAS 39 Gripen пользуется все большим спросом как недорогой современный истребитель и география службы шведского самолета стабильно растет, предложение SAAB выглядит заманчиво.
Шведское чудо
JAS 39 Gripen не является самым современным истребителем в мире. Самолет относят к поколению истребителей 4+, в то время как американские F-22 и F-35 являются истребителями пятого поколения. По оснащению электроникой и интеграции в цифровую систему управления боем Gripen можно сравнивать с французскими и российскими самолетами.
Gripen уступает большинству конкурентов по радиусу боевого применения и полезной нагрузке, что ограничивает его боевые возможности.
Но у Gripen есть два важных преимущества, способных сделать его хитом на рынке вооружений. Первое преимущество — высокая технологичность и автоматизация обслуживания. Gripen проектировался для того, чтобы быть простым и удобным в обслуживании. Результат — минимально необходимая инфраструктура, позволяющая быстро организовать базирование даже на прямом участке автострады.
Второе преимущество — это цена. Gripen в два с половиной раза дешевле американского F-35, а час полета шведского истребителя в два раза дешевле, чем у F-16. Не являясь ни самым мощным, ни самым современным, Gripen является настоящим маркетинговым чудом. Этот самолет не в состоянии конкурировать с лучшими современными образцами истребителей, но на рынке все решает соотношение цены и качества. Для своих ВВС его уже выбрали ЮАР, Венгрия и Чехия. Не считая, конечно, самой Швеции.