В восьмидесятых годах прошлого века командование американского Корпуса морской пехоты (КМП) начало всерьез рассматривать идеи т.н. загоризонтной высадки. Согласно этой концепции, морской десант должен был выгружаться с кораблей на большом расстоянии от берега, в том числе и за линией горизонта. При таком способе высадки десантные корабли почти не рискуют попасть под огонь береговой обороны противника или наткнуться на минные заграждения. Однако загоризонтная высадка десанта требует применения плавающей бронетехники, которая не просто сможет держаться на воде, но и передвигаться при относительно большом волнении. Имевшиеся у морской пехоты амфибийные бронемашины AAV7 в целом подходили для таких задач, но все же имели недостаточную мореходность, да и максимальная скорость на воде порядка 12-13 км/ч была недостаточной.
AAVP-7A1 направляется в доковую камеру УДК LHD-6 «Боном Ричард» (Bonhomme Richard) класса «Уосп»
От компании General Dynamics потребовали сделать новую бронемашину, лишенную недостатков существующих и имеющую более высокие характеристики. Проект получил шифр AAAV (Advanced Amphibious Assault Vehicle – «Улучшенная штурмовая машина-амфибия»). Основной задачей проекта было обеспечение высоких характеристик хода по воде, прежде всего скорости и дальности плавания. Изначально планировалось, что первые боевые машины AAAV пойдут в части КМП уже в середине девяностых, а полноценное серийное производство развернется к концу того же десятилетия, однако дальнейшие события заставили серьезно пересмотреть сроки. Из-за ряда проблем при разработке проекта пришлось изменить требования и, начиная с конца восьмидесятых, фактически разрабатывать бронемашину заново. Только в середине девяностых был собран первый прототип AAAV. Позже, в 2003 году программу переименовали в EFV (Expeditionary Fighting Vehicle – «Экспедиционная боевая машина»), именно под этим обозначением она получила большую известность.
Требования по характеристикам хода на воде наложили свой отпечаток на облик AAAV/EFV. Машина изначально разрабатывалась плавающей, имела корпус соответствующей формы и водометный движитель в задней его части. Однако, как показали исследования, выполнение требований по высокой скорости движения на воде с использованием старых наработок было попросту невозможным. По этой причине пришлось проводить отдельные изыскания на предмет оптимальной формы корпуса. В итоге была выбрана сварная конструкция из алюминиевых плит с антикоррозийным покрытием, имевшая характерные обводы. Так, нижняя лобовая деталь корпуса EFV имеет сравнительно большой размер и служит опорой для дополнительного откидного щита. Днище машины «состоит» из двух частей: в средней его части находится уступ-редан, обеспечивающий возможность глиссирования на большой скорости. Помимо «глиссерного» днища EFV оснащается двумя специальными щитами, улучшающими взаимодействие с поверхностью воды. Первый из них собирается из двух частей, расположенных под углом друг к другу и монтируется в носовой части бронемашины. При входе в воду он опускается вперед и выполняет те же функции, что и нос плавательного средства. Второй щиток меньшей площади при движении по земле располагается над задней частью крыши, а при входе в воду опускается под днище. Там этот щиток работает подобно подводному крылу.
General Dynamics Expeditionary Fighting Vehicle, Advanced Amphibious Assault Vehicle (AAAV)
Новый подход к амфибийности боевой машины заставил авторов проекта применить кардинально новый двигатель. Совместно с MTU Friedrichshafen был разработан двухрежимный дизель MT 883 Ka-524. При движении по земле он развивает мощность до 850 лошадиных сил. При переходе на воду включается второй режим, на котором двигатель выдает до 2700 л.с. При этом на водном режиме двигатель может выдавать мощность только на водометы. Кроме того, большая мощность требует достаточного количества забортной воды для охлаждения двигателя. Радиаторы расположены в задней части корпуса, двигатель – в средней, под полом боевого и десантного отделений. Такое расположение двигателя привело к достаточно большой высоте машины в целом. При входе в воду и при выходе из нее мощность двигателя через раздаточный механизм может распределяться между гусеницами и водометами одновременно, однако по понятным причинам в таком случае двигатель работает на «наземном» режиме. Определенный интерес представляет ходовая часть EFV. Независимая гидропневматическая подвеска семи опорных катков на борт после входа в воду может поднимать их в крайнее верхнее положение. Кроме того, при этом производится натяжение гусениц. В натянутом состоянии звенья последних образуют с днищем единую поверхность, что тоже снижает сопротивление воды во время глиссирования. Кроме того, боковая часть гусеницы прикрывается дополнительными подъемными щитами. В средней части днища EFV располагаются заборные окна водометных движителей. Выброс воды осуществляется через сопла в кормовой части. При этом трансмиссия водометов позволяет изменять тягу движителей по одному или обоих сразу. За счет последней возможности осуществляется руление на воде.
Ходовые качества амфибии EFV на суше не представляют собой что-то особенное. Машина с боевой массой в 34,5 тонны разгоняется по шоссе до 72 км/ч. Зато на воде амфибия бьет все рекорды бронетехники. В ходе испытательных плаваний EFV смогла достичь отметки в 46 км/ч, что в несколько раз больше максимальной скорости на воде другой бронетехники. С запасом хода наблюдается та же картина: по суше EFV на одной заправке дизельным топливом проходит до 520 километров, а по воде – до 120 км. Как и предыдущая амфибия Корпуса морской пехоты AAV7, EFV имеет достаточно большие размеры. Максимальная длина машины с откинутыми щитами – 10,67 метра, ширина – 3,66 м, а высота по крыше башни – 3,3 метра. Благодаря крупным размерам, новая амфибия имеет десантное отделение большого объема. Помимо трех человек экипажа в EFV могут ехать до семнадцати бойцов со своим снаряжением. Посадка и высадка десанта осуществляется через опускаемую аппарель в кормовом листе корпуса. Экипаж, в свою очередь, имеет собственные люки в крышах корпуса и башни.
Вооружение машины EFV состоит из автоматической пушки и пулеметов. В двухместной поворотной башне Mk.46 располагается 30-мм орудие Mk.44 Bushmaster II. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет M240. Кроме того, в зависимости от пожеланий заказчика на открытой турели может быть установлен еще один пулемет. Боекомплект башенного оружия может содержать до 600 снарядов и 2400 патронов.
Бронирование корпуса обеспечивает всеракурсную защиту от бронебойных пуль калибра 14,5 миллиметров и осколков снарядов калибра до 152 мм. Также утверждается, что лобовая защита EFV выдерживает попадание 30-мм бронебойных подкалиберных снарядов. Создатели проекта особо отмечают тот факт, что указанные показатели защиты касаются только собственно бронированного корпуса. Дополнительную защиту машины осуществляет передний водоотбойный щит и боковые опускаемые щитки. Кроме того, EFV имеет крепления для дополнительных навесных модулей бронирования. Насколько меняются характеристики машины при установке дополнительной брони, не сообщалось. Вероятно, несколько тонн навесного металла и керамики отнимают у амфибии пару километров максимальной скорости на воде.
EFV при движении на полной скорости в воде
Было создано две основные модификации боевой машины EFV. Это десантная EFVP1, описанная выше и являющаяся базовой моделью, и EFVC1. Последняя является командно-штабным вариантом и имеет ряд отличий от базовой версии. В десантном отделении КШМ установлены семь рабочих мест, оборудованных аппаратурой связи и вычислительными комплексами. Родная пушечная башня Mk.46 в этом варианте не устанавливается, вместо нее командно-штабная машина несет легкую башенку с одним пулеметом.
Разработка и испытания машины EFV сопровождались массой неприятных инцидентов как технического, так и экономического или политического характера. Довольно долго не удавалось разогнать машину на воде до максимальной скорости, а двухрежимный двигатель требовал серьезной доводки. В связи с этим в середине двухтысячных годов руководство Корпуса морской пехоты США стало сомневаться в перспективах текущего варианта проекта. Последовали новые изменения технологического и эксплуатационного характера, которые, однако, не возымели должного эффекта. Машина стала немного надежнее, но опытная эксплуатация прототипов в частях КМП все еще не позволяла принять EFV на вооружение. Аварийность в одну поломку на 4-5 часов работы посчитали слишком большой и потребовали от General Dynamics повысить надежность механизмов. Тем временем руководство Пентагона тоже пребывало в сомнениях. Весной 2009 года американский министр обороны Р. Гейтс предложил продолжить создание новой боевой машины без серьезных переработок и изменения требований. Чуть более года спустя Гейтс, похоже, определился со своим отношением к программе и предложил свернуть ее. По иронии судьбы, его заявления всего на несколько часов «разминулись» с торжественной церемонией передачи очередного прототипа для опытной эксплуатации.
На момент начала проектирования амфибии EFV Корпус морской пехоты планировал закупить не менее тысячи таких машин. Однако последующие события, затянувшаяся разработка и увеличение стоимости программы вкупе с проблемами технического характера привели к сокращению планов почти в двадцать раз. На фоне уменьшения ассигнований на оборону рост стоимости отдельной машины оказался слишком большим – КМП оказался не готов отдавать за одну амфибию около 25 миллионов долларов. Одновременно с этим критике подверглась сама концепция применения машин EFV. В качестве контраргумента против этого проекта приводилась высокая степень развития средств береговой обороны. Большая дальность хода амфибий по воде, согласно первоначальным задумкам, должна позволить десантным кораблям держаться на значительном расстоянии от берега. Однако существующие противокорабельные ракеты способны поражать цели на дальностях, превышающих запас хода EFV. Что касается самих бронированных амфибий, то они могут быть уничтожены морскими или наземными минами, а также огнем артиллерии. Таким образом, для надежной высадки морского десанта при помощи машин EFV требуется предварительная «зачистка» побережья и прибрежной акватории корабельной артиллерией или авиацией. Однако в таком случае боевые качества десантных амфибий могут оказаться бесполезными, поскольку воевать уже будет не с кем. Еще одним доводом против программы EFV была ее стоимость. Первоначальные планы подразумевали затраты на уровне 16 миллиардов долларов. Эти средства планировалось потратить на исследовательские и конструкторские работы, а также на строительство тысячи машин. Однако по состоянию на конец 2010 года стоимость программы, которая к тому же все еще была достаточно далека от серийного производства, уже составляла более трех миллиардов. Из-за этого всю вторую половину 2010 года аналитики Пентагона занимались исследованием хода программы и ее перспективами. В итоге они высчитали, что серийное производство EFV удастся начать не ранее 2015 года, естественно, при сохранении текущего финансирования.
Когда проект AAAV только-только начинался, командование Корпуса морской пехоты желало получить серийные машины к концу девяностых годов. Однако последовавшие за этим события сдвинули планируемый срок начала поставок на полтора десятилетия. Наверное, этот факт стал последней каплей или, как минимум, одной из последних. В результате в самом начале 2011 года глава Пентагона Р. Гейтс объявил: программа EFV в ближайшее время будет завершена. Проанализировав текущее состояние и ход предыдущих работ, руководство американского военного ведомства решило отказаться от амфибийной машины ради сокращения расходов на проекты с сомнительным будущим. Через несколько месяцев после заявлений Гейтса проект EFV был окончательно прекращен. Несмотря на решение министерства обороны, Корпус морской пехоты не отказался от желания получить новую амфибийную технику для замены старых AAV7. Однако на этот раз технические требования – это подчеркивалось – будут гораздо более щадящими и простыми. К концу текущего 2012 года морпехи должны определиться со своими желаниями и выдать требования на новую боевую машину.
По материалам сайтов:
http://marines.mil/
http://globalsecurity.org/
http://army-technology.com/
http://armyrecognition.com/
http://defensenews.com/
http://armytimes.com/