Танкер СПГ «Великий Новгород» встал на разгрузку на терминале в порту северо-западной части Китая. «Газпром» впервые поставил в страну сжиженный газ с балтийского комплекса «Портовая». Ранее почти все грузы отгружали на терминалы Турции и Греции.
По данным АИС судов, танкер «Великий Новгород» встал на разгрузку на терминале Tangshan LNG в Цаофэйдяне, что на северо-западе Китая. Газовоз доставил в страну до 100 млн кубометров газа в виде СПГ.
Это первая прямая доставка СПГ со среднетоннажного балтийского комплекса «Портовая» вне Европы. Завод СПГ у компрессорной станции «Северного потока» на берегу Балтийского моря заработал год назад и с тех пор все грузы поставлялись только на терминалы в Турцию и Грецию. Лишь одну партию загрузили на регазификационное судно — танкер «Маршал Василевский», стоящий в Калининграде, но позже груз ушел в Бразилию — на электростанцию турецкой Karpowership.
Китай уже получает российский СПГ. Но все поставки идут или с проекта «Сахалин — 2», или «Ямал СПГ».
В «Газпроме» заявляли, что с комплекса «Портовая» продают СПГ на спотовом рынке, а не по долгосрочным контрактам. Возможно, покупателем доставленного в Китай груза выступила госкомпания CNPC, которая контролирует терминал Tangshan LNG. CNPC имеет долгосрочный контракт с «Газпромом» по поставкам газа по газопроводу «Сила Сибири», который к 2025 году должен выйти на мощность 38 млрд кубометров в год.
Комплекс «Портовая» — первый завод СПГ «Газпрома» в Европе. Комплекс получает газ из российского участка «Северного потока». Мощность завода составляет 1,5 млн тонн СПГ (2 млрд кубометров газа) в год и, конечно, не может сравниться с простаивающим после диверсий «Северным потоком», который мощнее в 30 раз. Но позволят отгружать около двух партий в месяц.
В отличие от трубопроводного газа, который «Газпром» продает по новому механизму оплаты, российский СПГ продается на прежних условиях и востребован в Европе. «Портовую» обслуживают два танкера «Совкомфлота», «Псков» и «Великий Новгород».
Продолжатся ли поставки балтийского СПГ в Китай, неизвестно. С одной стороны, российский сжиженный газ в ЕС востребован и при сравнительно равных ценах доставка занимает меньше времени, чем в северо-западную Азию даже по Северному морскому пути. С другой, даже в августе «Нижний Новгород», судя по данным АИС судов, столкнулся с препятствиями во время прохождения арктического маршрута. В Карском море газовоз вынужден был обходить остров Русский с южной стороны, а в Восточно-Сибирском море встал на сутки в ожидании ледокола. При этом танкер «Псков», который также получил разрешение на прохождение СМП, не отправили в Азию. Судно идет по традиционному маршруту в Средиземном море — к Суэцкому каналу. После этого обычно газовоз отправлялся на терминалы Турции и Греции.
Возможно, поставка в Китай связана со снижением потребления газа в ЕС. В июле-августе «Псков» и «Великий Новгород» по три недели маневрировали в Средиземном море. В то же время при высоком спросе и более длительных поставках в Китай «Портовая» потребует для обслуживания больше танкеров, чем два. Источник: EADaily.
Рейтинг публикации:
|