Глава российского МИД Сергей Лавров в конце прошлого года анонсировал начало переговоров о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом и Индией. Предварительные консультации Нью-Дели и ЕАЭС уже завершены и, «если не помешает ковидная проблема, переговоры начнутся уже начале 2022 года», добавил дипломат.
Напомним, зона свободной торговли, согласно определению Генерального соглашения по тарифам и торговле 1944 года, - это группа из нескольких таможенных территорий, где отсутствуют пошлины, а также другие ограничительные меры в отношении товаров, производимых на данных территориях. На сегодняшний день постоянные соглашения о зонах свободной торговли с ЕАЭС имеют Сингапур и Вьетнам, также аналогичные временные договоренности заключены с Ираном. Кроме того, переговоры о ЗСТ ведутся с Израилем и Египтом.
Насколько перспективной формой сотрудничества является создание таких зон, можно говорить на примере соглашения ЕАЭС и Вьетнама. Оно было заключено в мае 2015 года, вступило в силу в октябре 2016 года и стало первым таким соглашением между странами содружества и третьей страной. Уже к концу октября 2019 года товарооборот между ЕАЭС и Вьетнамом вырос на 40%. Противники создания этой ЗСТ высказывали предположения, что может возникнуть ситуация, из-за которой ее формирования окажется не выгодным странам ЕАЭС.
Экспорт, говорили скептики, останется на прежних объемах, не будет возможности воспользоваться преимуществами открывающегося вьетнамского рынка. Однако уже через три года, согласно данным экспертов Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук, экспорт ЕАЭС вырос на 40%, а импорт из Вьетнама — на 34%.
Перспективы ЗСТ ЕАЭС с Индией еще более привлекательны для всех сторон потенциального соглашения. На данный момент Москва уже плотно сотрудничает с Нью-Дели в разных областях. В частности, активно идет обсуждение взаимной защиты российско-индийских инвестиций. Создание ЗСТ еще более усилит защиту инвесторов обеих сторон, а также инвесторов из стран ЕАЭС. С другой стороны, Индия сегодня заинтересована в выходе на рынки стран Центральной Азии, и ЗСТ с ЕАЭС даст ей эту возможность.
Некоторые эксперты отмечают политическое значение ЗСТ между ЕАЭС и Индией. В частности, издание The Diplomat пишет: «Эта ситуация тоже выглядит как попытка России использовать Индию, чтобы сбалансировать растущую экономическую мощь Китая в Средней Азии». На первый взгляд, действительно, сегодня экономическое влияние Китая в регионе существенно возросло за счет реализации Инициативы Пояса и Пути. Однако, данная трактовка достаточно однобока, так как отношения России, Китая и других стран Центральной Азии существенно сложнее, чем пытаются представить американские эксперты. Государства данного региона нельзя представлять лишь в качестве объектов каких-то внешних интересов.
Россия, безусловно, будет сохранять свои экономические интересы в данном регионе, однако в большей степени суть ее намерений отражает концепция Большого Евразийского партнерства. Данная концепция основана на принципах взаимной выгоды и транспарентности. Соглашение о ЗСТ ЕАЭС и Индии, по мнению аналитиков, полностью отвечает этим принципам.
Источник
Рейтинг публикации:
|