Правительство Германии заинтересовано в окончании строительства «Северного потока-2» и считает этот проект своим национальным интересом – считает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.
Германии необходим «Северный поток-2»
Сегодня в Москву с официальным визитом прибыла канцлер ФРГ Ангела Меркель и провела трехчасовые переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным, после которых германский лидер заявила, что «Северный поток-2» нужно довести до конца.
Данный проект сейчас заморожен вследствие нового пакета санкций США, из-за которого швейцарская компания Allseas отказалась от продолжения его строительства. Теперь «Газпрому» придется его достраивать самостоятельно, для чего у российской компании есть только одно судно – «Академик Черский», причем пока непонятно, в каком оно находится состоянии и каковы его реальные возможности.
И в этом контексте интересно, что означает данная фраза Меркель – дежурное заявление или настрой оказать содействие России.
«Перед нами не дежурное высказывание Меркель, поскольку слова канцлера отражают позицию германского бизнеса, который завязан, как на энергетику, так и на нефтегазохимию. Для этого Германии необходимо дешевое российское сырье, поскольку газ – это не просто энергетический ресурс, но и основа для производства многих продуктов номенклатуры широкой химии», - констатирует Камкин.
Надо обратить внимание на то, что основные объемы «Северного потока-2» пойдут из Германии на экспорт, а Берлин очень хочет стать газовым хабом для ближайших к себе европейских государств, с чем и связана ставка немцев на этот инфраструктурный проект.
Кроме «Северного потока-2» немцев волнует ближневосточный контекст
«Далеко не только «Северный поток-2» интересен немцам при разговоре с Россией, поэтому правильно, что на встрече Путина и Меркель обсуждались темы Ближнего Востока, Ирана и Ливии, ставшие в последние дни настоящим мейнстримом», - резюмирует Камкин.
Как замечает эксперт, в Берлине опасаются дальнейшей эскалации ситуации на иранском направлении и окончательного выхода Тегерана из «ядерной сделки» после убийства генерала Сулеймани, ракетного обстрела баз США и падения украинского «Боинга» над Тегераном.
«Еще было предложение германской стороны сделать Берлин переговорной площадкой по урегулированию ливийского кризиса, хотя такой подход на сегодня запоздал, поскольку Россия и Турция уже сумели договориться по этому вопросу», - заключает Камкин.
По этой причине, в переговорном процессе с Россией темы Ливии и Ирана для Берлина уступают по значимости теме «Северного потока-2», где из-за последнего пакета американских санкций сформировалась стратегическая проблема по его практической достройке.
«Проект «Северный поток-2» сегодня задерживается от своих изначальных планов не на полгода, как мы еще несколько месяцев назад предсказывали, а чуть ли не полтора года, учитывая весь спектр возникших трудностей. России придется достраивать «Северный поток-2» собственными силами, невзирая на усиленные санкции США и возможные новые трудности», - констатирует Камкин.
Здесь возникает фактор новых усложнений строительства «Северного потока-2» – например, в виде введения санкций против «Академика Черского» или запрет Дании на работу этого судна в своих территориальных водах. России крайне важно минимизировать здесь риски, из-за чего логичны переговоры по этому вопросу на уровне российского и германского лидеров.
Россия и Германия не забывают про проблему Донбасса
Естественно, в рамках такой большой беседы Путин и Меркель не могли пройти мимо проблемы мирного урегулирования в Донбассе, реализации Минских соглашений и договоренностей в «нормандском формате», тем более, что здесь идет определенное движение.
Имеется в виду переговорный контекст – Меркель сегодня прибыла в Москву, а президент Франции Эммануэль Макрон в ближайшее время должен посетить Киев, а между лидерами Франции, Германии и Украины состояться телефонный разговор.
«На мой взгляд, сам «нормандский формат» в своем нынешнем виде не эффективен, поскольку здесь к России, Германии, Франции и Украине нужно добавить доказавших свою политическую и военную состоятельность ДНР и ЛНР. До этого, т.е. без привлечения Донецка и Луганска, как равноправных сторон, прогресса на таких переговорах будет добиться сложно», - резюмирует Камкин.
Позиция Украины при Зеленском не изменилась – Киев не готов говорить с Донецком и Луганском напрямую по целому ряду причин, причем в первую очередь внутриполитического характера, что сужает возможность для существенного компромисса.
«Без привлечения к переговорам ДНР и ЛНР решить вопрос с мирным урегулированием на юго-востоке Украины невозможно, поэтому пусть Макрон едет к Зеленскому или наоборот, как и в случае с Меркель, но это ни на что не повлияет. В Донбассе продолжают гибнуть люди от обстрелов и военных провокаций, несмотря на энергичный переговорный процесс», - заключает Камкин.
Камкин отмечает, что Зеленский начал проводить воинственную риторику для удержания своего президентского кресла, поскольку существует угроза, что в случае начала политики здравого смысла действующего президента Украины сразу свергнут очередным Майданом.
Соответственно, по вопросу «Северного потока-2» России и Германии намного проще достигнуть консенсуса.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+