Компания «Индорсофт» разрабатывает программные продукты и методики, которые меняют принципы управления дорожным хозяйством
Очевидно, что появление такой компании, как «ИндорСофт», именно в Томске менее всего носило случайный характер. Более того, предыстория одного из нынешних лидеров в области разработки геоинформационных систем (ГИС) и систем автоматизированного проектирования (САПР) для дорожного хозяйства уходит корнями в 1992 год. Именно тогда путем объединения усилий ученых-дорожников Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ, тогда — Томский инженерно-строительный институт) и инженеров проектной конторы «Томскавтодор» был создан инженерный дорожный центр «Индор». В центре помимо широкого спектра дорожных, проектно-изыскательских и диагностических работ разрабатывались и собственные программные продукты для проектирования дорог и управления состоянием дорожной сети. Казалось бы, ничего сверхъестественного — разработка специализированных программ. Но в реальности существует большой класс инженерных приложений, где требуются комбинированные возможности ГИС и САПР, а применяемое в мире программное обеспечение не всегда может удовлетворить пользователей по всему спектру требований. Это обстоятельство в свое время и вдохновило сотрудников факультета информатики Томского государственного университета совместно с сотрудниками кафедры электрических систем томского политеха к работе над интеграцией технологий ГИС и САПР. В 2003 году эта группа объединилась с коллективом разработчиков из инженерного дорожного центра «Индор», образовав новую компанию «ИндорСофт. Инженерные сети и дороги». В 2011 году администрация Томской области после проведенного обследования более 400 региональных предприятий, обладающих признаками инновационности, внесла ООО «ИндорСофт» по результатам работы компании в 2010 году в реестр областных инновационно активных организаций. Надо отметить, что «ИндорСофт» стало единственным вошедшим в реестр предприятием, у которого доля инновационной продукции в общем годовом объеме работ и услуг составила 100%. ДВИГАТЕЛЬ ОТРАСЛИ «Благодаря тому что компания «ИндорСофт» была создана не с нуля и не являлась абстрактной программистской фирмой, а выросла именно внутри дорожной группы и родилась на базе проектного института, у компании всегда было достаточно много специалистов-профессионалов дорожной отрасли, — говорит директор ООО «ИндорСофт» Алексей Скворцов. — И у нас было внятное представление, куда необходимо двигаться. Именно поэтому компании удалось создать целый ряд продуктов для всего жизненного цикла автомобильной дороги — от этапов планирования и проектирования до строительства и эксплуатации. Для того чтобы не только называться, но и действительно быть инновационной, наша компания постоянно занимается выполнением НИОКР. Они касаются изобретений как в области систем проектирования дорог, так и разработки методологий, меняющих в целом принципы управления дорожным хозяйством».
Алексей Скворцов: «Дорог сейчас строится очень много. И если мы остановимся хотя бы на полгода, найдутся другие компании, которые придут вместо нас» Большую часть разработанных инноваций специалисты компании описывают на страницах многочисленных книг и учебников. Многие из них, кстати, издает Министерство транспорта РФ, причем сегодня такие издания есть практически у любого дорожника-управленца в отрасли. Кроме этого сотрудники «ИндорСофт» активно делятся опытом — их идеи можно найти в вузовских учебниках, например, издающихся Московским автомобильно-дорожным институтом. «На 95 процентов то, что делают айтишники, — это не инновации, — продолжает Алексей Скворцов. — С одной стороны, это инженерная деятельность, повторение миллион раз того, что есть. И только в очень редких случаях — создание чего-то уникального, что позволяет двигать вперед целые отрасли. Нам, в частности, через НИОКР удается создавать новые уникальные методологии в целом для дорожной отрасли, которые уже можно смело назвать инновациями. С другой стороны, у любого инженерного объекта есть жизненный цикл, когда он проектируется, строится, эксплуатируется и ликвидируется. У дороги то же самое. И мы выпускаем программные продукты практически для всего жизненного цикла дороги — от проектирования, сопровождения строительства до эксплуатации. Например, такой конечный продукт, как геоинформационная система автомобильных дорог IndorRoad, внутри которой спрятан ряд ключевых инноваций, которых просто нет в отрасли. В частности, это концепция «дежурного плана дороги», которая пришла взамен так называемых линейных графиков и позволяет достичь многих принципиальных преимуществ». Дежурный план дороги — это, по сути, подробная, точная пространственная модель, включающая все ее элементы дороги — проезжую часть, земляное полотно, пункты сервисного обслуживания, сооружения, придорожную полосу. На дежурный план накладываются результаты диагностики, к нему привязываются участки проведения дорожных работ, проектные материалы. Все это позволяет решать задачи эксплуатации, ведения проектной документации, контролирования ремонтов, реконструкций и нового строительства. В целом ГИС IndorRoad — первая отечественная система, реализующая новейшую концепцию ведения трехмерного дежурного плана автомобильной дороги. Ее ключевое отличие от систем предыдущих поколений — точное пространственное описание всех геометрических элементов на плане и их регулярное обновление в базе данных в течение всего жизненного цикла дороги. 3D-модель элементов дороги строится по материалам дорожной лаборатории, оснащенной высокоточной системой спутникового позиционирования ГЛОНАСС/GPS, видеокамерами, линейным лазерным сканером, и аэрофотосъемки. ОТ 30 ДО 100 «В основном, конечно, наши продукты используются на внутреннем рынке, — говорит Алексей Скворцов. — Есть среди потребителей десяток зарубежных стран из Восточной Европы, Прибалтики и СНГ. Но главным образом это российские организации. Дорог сейчас строится очень много. И если мы остановимся хотя бы на полгода, то найдутся другие компании, которые придут вместо нас. Если говорить о секторе систем автоматизированного проектирования автомобильных дорог, то здесь мы занимаем около 30 процентов российского рынка. Доля достаточно большая, и конкуренты, конечно, есть. Это, например, белорусская «Кредо-Диалог» и «Топоматик» из Санкт-Петербурга. Так что останавливаться нельзя».
По мнению Алексея Скворцова, в целом сегодня в России эксплуатируются около десятка САПР автомобильных дорог — как отечественных, так и иностранных. Но поскольку российские нормы проектирования существенно отличаются от западных, то выполнение работ на зарубежных продуктах обойдется не только дороже, но и займет намного больше времени, потому что продукты не адаптированы к российским задачам. «Поэтому в отрасли у нас идет нормальное импортозамещение, — говорит Алексей Скворцов, — и наш российский рынок на 90 процентов контролируется отечественными продуктами. В современном мире, когда скорость изменений неуклонно растет, занимать передовые позиции в проектировании можно, обладая только самыми новыми технологиями, которые мы и предлагаем инженерам». Сегодня «ИндорСофт» работает по прямым контрактам Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ. В общем объеме геоинформационных систем автомобильных дорог для эксплуатации на федеральных трассах доля рынка компании достигает 80%. ООО «ИндорСофт» Одна из ведущих российских компаний по разработке геоинформационных технологий (ГИС) и систем автоматизированного проектирования (САПР), предлагающая комплексные решения по автоматизации деятельности предприятий, работающих в области изысканий, проектирования и эксплуатации автомобильных дорог, инженерных сетей и электрических систем. В настоящее время в «ИндорСофте» ведется разработка трех базовых графических продуктов и нескольких линеек прикладных программ. Ключевые продукты — система автоматизированного проектирования автомобильных дорог IndorCAD, геоинформационная система автомобильных дорог IndorRoad, универсальная геоинформационная система IndorGIS, система подготовки чертежей IndorDraw. В клиентской базе «ИндорСофт» тысячи компаний России и стран ближнего зарубежья. Имеется несколько десятков дилеров. Количество сотрудников — 50 человек, среди которых два доктора наук (они же профессоры и академики Российской академии транспорта), кандидаты наук, аспиранты. Компания сотрудничает с большим количеством вузов России, принимает активное участие в научно-исследовательских проектах по информатизации дорожной отрасли РФ.
Источник: sdelanounas.ru.
Рейтинг публикации:
|