Освящая Свято-Троицкий кафедральный собор города Магадана, посвященный жертвам политических репрессий, Святейший Патриарх Кирилл напомнил тем, кто сегодня призывает исключить Церковь из общественного пространства: «Приезжайте сюда, на Колыму, и вы увидите, что такое строить жизнь без Бога». Он назвал Колыму русской Голгофой: здесь пострадали за веру десятки тысяч человек.
В Магадане рассвет. В Охотском море никогда не купаются («Разве что мужички, когда выпьют», - добродушно говорят местные женщины). Да и среднегодовая температура здесь ниже нуля.
Свято-Троицкий кафедральный собор – крупнейший на Дальнем Востоке. Он производит грандиозное впечатление и снаружи, и изнутри. Здесь могут молиться около двух тысяч человек. До 1985 года здесь возводили Дом Советов, но 14-этажное здание так и осталось недостроенным. Местные жители вспоминают, что с этого здания нередко прыгали люди, решившие покончить с собой, и один из смыслов выбора места для храма с точки зрения горожан – освящение проклятого места. Еще раньше здесь стоял Дальстрой – трест, распоряжавшийся использованием труда заключенных. Памятник Ленину, ранее стоявший на площади, перенесли на другое место, а площади дали название Соборная.
Стены и купол расписывают мастера иконописной артели «Преображение» из села Палех (Ивановская область)
Патриарх Кирилл совершил великое освящение собора – памятника жертвам репрессий. В свое время отец Патриарха, будущий протоиерей Михаил Гундяев, был сослан на Колыму. Поэтому после службы Предстоятель напомнил собравшимся о том, что Колымская трасса полита кровью и слезами тысяч людей, увезенных в лагеря Магаданского края: в самую дальнюю ссылку этапировали в том числе тех, кто не отрекался от веры. «Мне рассказывал об этом отец мой, который накануне свадьбы был арестован только за то, что пел в любительском хоре одного из храмов, работая при этом на светской работе», — сказал патриарх.
Некоторые фрагменты росписей собора особенно обращают на себя внимание. Некоторые жители Магадана связывают это с необычайной молодостью иконописцев – многим из них лет по двадцать – и говорят: «Не доросли». Вот, например, композиция у подножия Креста Господня — «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий» — впрочем, так и непонятно, кому из воинов достанется цельнотканый хитон Спасителя.
Петух может стать иконографическим героем – не побрезговали же им евангелисты
А этот фрагмент – почти ребус. Оставляйте в комментариях свои версии: что за эпизод Священного Писания здесь изображен?
"Сегодня исторический день для Магадана, для российского Дальнего Востока и для всей страны. Здесь, на земле, политой слезами и кровью, на земле, отдаленной тысячами километрами от столицы, на земле, с которой люди в течение долгих десятилетий связывали воспоминания о страданиях, вознесен этот величественный кафедральный собор как символ победы — победы над злом, победы веры во Христа Иисуса, Господа нашего, за Которого многие ссылались сюда, на Колыму, для того чтобы принести подвиг исповедничества. Все те, кто не отрекался от Бога, а таких было очень много, ссылались именно в самые дальние края, и не просто сюда, где сейчас город Магадан, а далеко на север по Колымской трассе", - сказал Святейший Патриарх, обращаясь к собравшимся после литургии.
"Колымский край — это наша российская Голгофа. И, наверное, те, кто мучил людей здесь, на этой земле, кто произносил во время этапирования страшные слова «шаг вправо, шаг влево — расстрел на месте», представить себе не могли, чтобы именно в этом месте в небо вознесется величественный собор — действительно как символ победы, как великий знак того, что правда Божия жива и никакие самые могущественные человеческие силы неспособны эту правду разрушить".
Люди молились даже на улице до конца богослужения, несмотря на пасмурную погоду.
"Мы не должны забыть этот страшный урок прошлого, ведь и сегодня появляются люди, в том числе входящие в политику, которые говорят, что нужно вернуться к тому самому прошлому, к жизни без Бога, причем говорят совершенно серьезно, хотя используют, конечно, совсем иные аргументы. Мы отвечаем всем этим людям: приезжайте сюда, на Колыму, и вы увидите, что означает строить жизнь без Бога, а тем более на костях тех, кто исповедовал веру в Господа Иисуса. И мы верим и крепко молимся, чтобы народ наш, умудренный этим страшным уроком, оказался способным сочетать труд, знания, образование, умения, навыки с крепкой и горящей верой. Вот тогда все изменится до неузнаваемости".
Прообразом архитектурного решения Свято-Троицкого собора послужила древнерусская Владимирско-Новгородская архитектура. Его начали строить в 2002 году, за десять лет на строительство ушло около 900 млн рублей, как из пожертвований верующих, так и из областного бюджета. В нижнем храме совершаются будничные службы, в верхнем – праздничные.
Монумент «Маска скорби» у подножия сопки «Крутая», где находилась знаменитая «транзитка» (отсюда отправлялись этапы заключенных на Колыму).
Перед монументом перечислены названия самых страшных колымских лагерей – Бутыгычаг, Эльген, Серпантинка, Днепровский и другие, а на каменных валунах высечены символы всех вероисповеданий.
Внутри монумента –копия лагерной камеры с подлинными вещами заключенных.
К валуну с изображением православного креста Святейший Патриарх возложил букет цветов.
Скульптор Эрнст Неизвестный, сооружая памятный комплекс, решил увековечить на валунах символы всех религий. Есть там и звезда Давида, и инь-янь. Видимо, и коммунизм автор посчитал одной из религий – и почему-то расположил меченый серпом и молотом камень выше всех прочих.
В панораме Магадана даже при пасмурной погоде однозначно доминирует Свято-Троицкий кафедральный собор.
На внутренней стороне «Маски скорби» - неканоническое распятие, а внизу – фигура скорбящей женщины.
В бухте Гертнера отлив. В воздухе непрерывно висит крик чаек. Вспугнутые пришельцами, они делают круг над бухтой и возвращаются на свою отмель. Вода заметно струится от берега – не только из-за отлива: в бухту впадает множество мелких ручьев. На берегу валяется морская капуста, пахнет йодом. В вынесенной на берег траве валяется крупная рыбина – ею уже начали обедать птицы.
Вдалеке кто-то идет по мелеющей воде… Чайки уже не обращают на человека внимания. На пляже – между прочим песочном – пустынно и холодно. Стоит покрашенная яркими красками детская площадка, натянута волейбольная сетка. «Приятного отдыха», — гласит транспарант у входа на пляж. В заброшенных домах неподалеку местная молодежь развлекается пейн-болом.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 366
Рейтинг поста:
А этот фрагмент – почти ребус. Оставляйте в комментариях свои
версии: что за эпизод Священного Писания здесь изображен?
Жертвоприношение Исаака Авраамом(есть отрок, нож, ангел останавливающий руку)