Это трудно себе представить, но ещё несколько десятков лет назад
на огромной территории Ямала практически полностью отсутствовали
дороги и промышленность, а население исчислялось несколькими
десятками тысяч человек. Прошло совсем немного времени, а на месте тайги выросли города и развитая инфраструктура. К своему
85-летию регион подошёл с солидным багажом реализованных за последние годы интересных проектов…
Автомобильный мост через р.Пякупур
Этот объект обеспечил круглогодичный проезд к г.Тарко-Сале, а также увеличил пропускную способность и скорость транспортного
потока, теперь райцентр бесперебойно сообщается с другими
населёнными пунктами района. Протяжённость нового моста
вместе с подходами — 4 километра, ширина проезжей части — 7
метров, ширина самого моста — 10 метров. Мост открыт в 2013 году.
Совмещённый мост через р.Надым
Совмещённый мостовой переход является крупнейшим искусственным
сооружением транспортной инфраструктуры в Надымском районе. Длина
моста составляет 1340 метров, длина каждого пролётного строения —
110 метров. Ширина автодорожного полотна составляет 10 метров
(две полосы для движения), рядом обустроен тротуар для пешеходов.
Мост весом 9000 тонн держат 13 бетонных опор. Автомобильное
движение по мосту было открыто в сентябре 2015 года, параллельно
с автомобильной дорогой продолжается строительство пролётов
железнодорожной части моста.
Автодорога «Надым-Салехард»
Беспрерывно ведётся строительство автомобильной дороги
«Надым-Салехард». Дорога длиной 337 км. является
частью Северного широтного хода, она свяжет западный и восточный
районы Ямала, на ней будет возведено 60 мостов. Финансирование
строительства ведётся без участия федерального бюджета. С каждым
годом дорожники продвигаются вперёд, а протяжённость зимника
сокращается. Сегодня некоторые участки трассы уже введены в эксплуатацию в окончательном, асфальтовом, покрытии.
Средства на возведение трассы требуются колоссальные, хоть
и медленно, но долгожданная дорога всё же строится и уже готова
более чем на треть.
Железная дорога «Обская-Бованенково»
Железная дорога «Обская-Бованенково-Карская» — самая
северная из действующих железных дорог в мире. Дорога построена
ОАО «Газпром» на полуострове Ямал. Берёт начало от станции Обская
в г. Лабытнанги. Протяжённость железной дороги от станции Обская
до станции Карская составляет 572 км (до ст. Бованенково 525 км).
Железная дорога включает 5 станций и 12 разъездов, 70 мостов,
общей длиной более 12 км.
Самый
уникальный объект дороги — мост через р.Юрибей. Это
один из самых протяжённых мостов в России и самый длинный мост в мире
за Полярным кругом. Четырёхкилометровый мост пересекает не только
постоянное русло реки, но и идёт по всей её пойме в период
максимального разлива.
В период до 2030 года в рамках стратегических проектов
развития Российской Арктики планируется строительство веток
«Паюта-Новый Порт» и «Бованенково-Сабетта».
Железнодорожный вокзал в г.Лабытнанги
В 2004 г. на конечной станции Северной железной дороги
открылся железнодорожный вокзал. Архитектурный облик здания
представляет сегмент Полярного круга. Физически здание
символизирует транспортный путь, географически — полярный круг,
психологически — взаимопонимание. 28 мая 2012 г. в торжественной
обстановке открыта вторая, заключительная, очередь
железнодорожного терминала в котором размещены все
административные и технические службы участка пути.
Железнодорожный вокзал в г. Новый Уренгой
Открытие
многофункционального вокзала в Новом Уренгое
состоялось в мае 2015 года. Здание площадью 23,8 тыс. м² и пропускной
способностью 250000 человек в год сочетает в себе
функции железнодорожного и автомобильного вокзалов. На первом
этаже находится объединённый пассажирский зал площадью 750 м²
вместимостью 300 человек. Здесь предусмотрено удобное
эргономичное расположение вокзальной атрибутики — камер хранения,
багажного отделения и билетных касс рядом с зонами торговли
и общественного питания. На втором этаже вокзала пассажиры смогут
посетить буфет и зал ожидания, в том числе, и для пассажиров с детьми.
Третий этаж здания занимают административные и технические помещения
служб вокзала.
Железнодорожная станция и наливная эстакада
Пуровского ЗПК
В 2015 году завершилось строительство третьей очереди станции
«Заводская» и расширение железнодорожной наливной эстакады.
Объекты позволили выполнять задачи по отгрузке и своевременной
доставке потребителям увеличивающихся объёмов продукции
Пуровского ЗПК.
Для налива стабильного газового конденсата в железнодорожные
цистерны на заводе предусмотрено три сливо-наливных эстакады с производительностью 11 млн. тонн в год. После завершения
монтажных работ производительность увеличилась в 1,5 раза.
Строительство станции «Заводская», как и на предыдущих
этапах, предусматривало устройство новых путей, возведение
ремонтного депо, и увеличение мощности резервуарного парка.
Главными элементами третьей очереди являются здания АБК и локомотиворемонтного цеха. Депо оборудовано по последнему слову
техники и имеет современную ремонтную инфраструктуру,
дополнительные смотровые канавы и специальную эстакаду,
позволяющую осматривать кузов локомотива без использования
приставных лестниц. Теперь не только на месте можно ремонтировать
узлы и агрегаты, но и без труда разобрать и хорошо промыть их на мощной установке. А если необходимо проверить и настроить
топливную систему, то с этим на специальных стендах справится
слесарь топливной аппаратуры. Гордость депо — стенд для одиночной
выкатки колёсных пар, которым может похвастаться не каждая
крупная железнодорожная станция. У станции появилась возможность
производить необходимый ремонт локомотивов, снегоуборочных машин
и другой специализированной техники на месте, а не гонять технику
на ремонт в Ноябрьск, Пурпе или Новый Уренгой.
Ноябрьская железнодорожная наливная
эстакада
Наливная эстакада ШФЛУ в Ноябрьске открылась в ноябре 2011
года. Пропускная способность транспортного комплекса составляет
1,5 млн. тонн ШФЛУ в год с возможностью увеличения до 2 млн.т.
Общие инвестиции в реализацию проекта достигли 8,6 млрд. рублей,
создано 120 рабочих мест. В состав объекта входят товарный парк
на 10 тыс. м3, система трубопроводов, железнодорожная эстакада с системой двусторонних наливных стояков, а также объекты
общезаводской инфраструктуры. Система приёма, хранения и налива
ШФЛУ полностью автоматизирована. Ввод в эксплуатацию наливной
эстакады явился главным этапом масштабной программы, которая
позволила создать в Ямало-Ненецком автономном округе единую сеть
по транспортировке продуктов переработки ПНГ.
Речной вокзал «Салехард»
Многофункциональный комплекс речного вокзала открылся летом 2015
года. Он находится на правом берегу р. Полуй в 8 км от места
впадения в р. Обь. На береговой линии размещается причальная
набережная общей длиной 250 м. В конструкции набережной
предусмотрены пятиуровневые посадочные площадки, соединённые
между собой лестничными сходами. Посадочные площадки и сходы
рассчитаны на одновременную швартовку 3-х судов и посадку/высадку
пассажиров при любом уровне воды. Со стороны низового открылка
причальной набережной имеется причал для судов на воздушной
подушке. В прикордонной зоне комплекса располагается пятиэтажное
здание вокзала, включающее зоны обслуживания и отдыха,
гостиничные номера и административные помещения. Общая площадь
зала ожидания — три тысячи кв. метров. Вокзал предназначен для
обслуживания десятков речных маршрутов в пределах Ямала и парома
Салехард-Приобье. Ежедневно отсюда будет отправляться не меньше 7
рейсов с наполняемостью до тысячи пассажиров. В здании
расположена единая касса всех перевозчиков где жители получили
возможность приобретать билеты на все виды речного транспорта в одном месте и в комфортных условиях.
Порт «Сабетта»
Арктический порт «Сабетта» строится в районе одноимённого поселка
на западном берегу Обской губы. Работы ведутся в рамках проекта
«Ямал СПГ», который предусматривает запуск завода СПГ. Новый порт
на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути. В рамках строительства
объектов морского порта возводятся: причалы, подходной канал
длиной 6 км, шириной 495 м, отметкой дна минус 15,1 м; морской
канал длиной 49 км, шириной 295 м, отметкой дна минус 15,1 м;
акватория порта с отметкой дна минус 15,2 м.
Аэропорт «Бованенково»
6 октября 2012 года в аэропорту приземлился первый
пассажирский самолёт Ту-154М авиакомпании Газпромавиа,
совершивший рейс по маршруту Внуково — Рощино — Бованенково. В аэропорту построена взлётно-посадочная полоса длиной
2650 м., аэровокзал, вертолётные площадки и перрон для самолетов
с сопутствующими техническими объектами.
Аэропорт «Сабетта»
Построенный в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ» аэропорт
способен принимать воздушные суда всех классов, в том числе
грузовые самолёты. Первый пассажирский рейс выполнен по маршруту
Новый Уренгой — Сабетта в феврале 2015 г.Он в первую очередь
предназначен для обслуживания вахтового персонала, в 2015 году
планируемая численность пассажиропотока составит около 150 тыс.
человек, а в пиковые годы реализации проекта превысит 300 тыс.
человек.
Аэропорт «Красноселькуп»
На сегодняшний день уже полностью готово искусственное
покрытие четырёх вертолётных площадок, перрона, рулёжных дорожек.
В настоящее время дорожные рабочие заливают швы между
плитами ВПП, почти половину расстояния уже герметизировали. Также
производятся работы по укладке биоматов на обочину. Всего нужно
выложить 270 тысяч квадратных метров — более чем на 30 процентов
работа сделана. Эти полотна из растительных волокон защитят почву
от эрозии восстановят растительный покров. Одновременно они будут
служить неким элементом благоустройства: в биоматах содержатся
семена. Завершили укрепление откосов георешёткой с заполнением
щебёночно-песчаной смесью и приступили к планировке линии
водоотвода между взлётно-посадочной полосой и патрульными
дорогами.
Работы
ведутся согласно линейно-календарному графику,
рассчитанному до 2018 г. Окружные и местные власти делают всё
возможное, чтобы как можно быстрее Красноселькуп стал одной из точек
в транспортной схеме России и люди, живущие здесь, вылетали
на большую землю без особых проблем.
Аэропорт «Мужи»
Новый аэровокзал с.Мужи в 2014 г. заменил деревянную воздушную
гавань, отслужившую более 50 лет. На строительство объекта в труднодоступном районе потребовался всего один сезон навигации.
Теперь в аэропорту есть зал ожидания, помещение досмотра и другие
помещения. Аэропорт «Маленькой обской столицы» обслуживает
население из 10 сёл и деревень.
Ноябрьская ПГЭ
Ноябрьская парогазовая электростанция — первый крупный
источник электроэнергии и единственный на сегодняшний день объект
генерации с подобными производственно-техническими
характеристиками на Ямале. Её строительство осуществлено
полностью за счёт частных инвестиций ОАО «Интертехэлектро-Новая
генерация» — это первый энергообъект средней мощности,
построенный независимым инвестором после реформирования
энергетики Российской Федерации.
Ввод Ноябрьской ПГЭ
в эксплуатацию позволил ликвидировать часть
дефицита электрической мощности в Ноябрьском энергоузле и значительно
повысил надёжность энергоснабжения юга региона.
Установленная электрическая мощность станции составляет 122,6
МВт, тепловая — 95 Гкал/ч. Строительство станции стартовало в 2007 г.
в рамках проекта «Урал Промышленный — Уран Полярный», а завершилось
в 2010 г.
Уренгойская ГРЭС
Строительство
Уренгойской ГРЭС было начато в 1984 г., однако к 1992 г. были построены
и запущены только две очереди ТЭЦ, после
чего дальнейшее строительство остановилось. Решение о возобновлении
строительства станции было принято в 2007 г., в конце 2012 г. произведён
ввод блока ПГУ-450. Уренгойская станция,
расположенная в мкр. Лимбяяха, стала второй, после Ноябрьской
ПГЭ, крупной электростанцией подающей электричество в единую
сеть. Установленная электрическая мощность — 484 МВт., тепловая
мощность — 410 Гкал/час. Расширение мощности Уренгойской ГРЭС
позволило повысить надёжность работы энергосистемы севера
Пуровского и Надымского районов.
ТЭС «Полярная»
Мощность парогазовой ТЭС «Полярная» в Салехарде 268 МВт.
Строительство станции ведётся в комплексе с возведением
высоковольтной линии от Надыма. Потребность Салехарда в зимний период составляет порядка 65 МВт. Первый пусковой комплекс
позволит выдавать в Салехард порядка 22 МВт, а остальные
потребности будут закрываться за счёт действующей генерации. Пуск
первого пускового комплекса, в составе газовой турбины и котла
утилизатора позволит закрыть неэффективную дизельную станцию.
Сила Ямала: обзор инфраструктурных проектов региона (часть 2)
Во вторую часть обзора вошли проекты трубопроводного транспорта
углеводородов и другие объекты.
Нефтепровод «Пурпе-Самотлор»
Первый шов нефтепровода «Пурпе-Самотлор» был сварен 11
марта 2010 г., а уже 25 октября 2011 г. на торжественной церемонии
в Ноябрьске нефтепровод был запущен в эксплуатацию. Трасса
протяжённостью 430 км. и мощностью 25 млн. тонн в год с возможностью последующего расширения до 50 млн. является частью
трубопроводной системы «Заполярье-Пурпе-Самотлор». Нефтепровод
соединил грузопотоки нефти с месторождений средней части
Пуровского района Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России.
Инвестиции компании Транснефть составили около 55 млрд руб. Чуть
меньше половины трассы проходит в пределах Пуровского района
начинаясь в Пурпе и заканчиваясь в Ноябрьске. На нефтепроводе
последовательно построены три НПС: НПС «Пурпе», НПС
«Вынгапуровская» (г.Ноябрьск), НПС «Самотлор» (г.Нижневартовск).
Нефтепровод «Заполярье-Пурпе»
"Заполярье —
Пурпе — Самотлор" - самый северный российский
нефтепровод длиной около 900 км. Это кратчайший маршрут,
связывающий месторождения севера Красноярского края и Ямала
с нефтеперерабатывающими заводами России и мировыми рынками
в направлении Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).
Магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе» является вторым
этапом проекта. Его мощность 45 млн. тонн в год,
протяженность 488 км, реализуется он в несколько этапов с юга на север:
I очередь — участок от г.Тарко-Сале до п.Пурпе;
II очередь-участок от п. Новозаполярный до г.Тарко-Сале;
III очередь-участок от ГНПС «Заполярье» до п.
Новозаполярный.
Завершение строительства намечено на 2016 год. После ввода
нефтепровода в эксплуатацию на территории ЯНАО появится свыше
тысячи новых рабочих мест.
Объекты нефтепровода сконцентрировали в себе все передовые
достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. При
строительстве использованы новейшие технологические и технические
решения, современное оборудование, качественные комплектующие
материалы и техника. Новая магистраль призвана обеспечить
надёжный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт и многолетнемёрзлых грунтов транспорт
углеводородного сырья с минимальным влиянием на местную природную
среду: реализуется эстакадное строительство, на оленьих тропах
предусмотрены пропуски.
Самая главная сложность проекта в том, что труба проходит
по вечной мерзлоте. Поэтому большая часть нефтепровода впервые в практике «Транснефти» проложена не традиционным подземным
способом, а над землей — на специальных опорах. Таким образом
исключается воздействие тепла от трубы, на НПС нефть подогревают
до 60 ° С, на вечномерзлые грунты.
Строительство участков первой и второй очереди было
завершено в 2013 и 2014 годах. Зимой 2014-15гг. главные силы были
сосредоточены на строительстве линейной части третьей очереди
строительства. Это 151 км магистрали от ГНПС № 1 «Заполярье» до НПС № 2 «Коротчаево». Туда были стянуты сварочные колонны,
буровые установки, трубоукладчики и значительная часть
строителей. Вся труба на этом участке, за исключением поймы реки
Таз, идёт над землей.
Сварка линейной части всей трубопроводной системы завершена
в полном объёме. На ГНПС N 1 «Заполярье» завершился монтаж всех
восьми резервуаров для хранения нефти — объёмом 20 тыс. куб. м каждый.
Тем временем на южных отрезках магистрали тоже идут работы.
На участке второй очереди завершено строительство вдольтрассовой
воздушной линии электропередачи, монтаж волоконно-оптической
линии связи.
На строительстве
южных участков северная специфика тоже
давала о себе знать. Первая очередь — это 134 км нефтепровода,
из которых примерно половина идёт под землей, а другая половина —
над ней, ведь севернее п.Пурпе уже встречаются островки мёрзлого
и талого грунта.
На пути трубопровода пуровская тайга постепенно сменяется
тазовской тундрой.
Одними из самых сложных этапов строительства стали
подводные переходы через р.Пурпе и судоходные реки Пур и Таз.
Например, в пойме Таза находится много стариц, озёр и мелких
речушек, которые весной разливаются вместе с самой рекой на много
километров. Поэтому полная протяжённость перехода, измеряемая
расстоянием между береговыми задвижками, составила 27 км. На всём
этом участке труба идёт под землёй.
Инвестпроект по строительству нефтепровода предусматривает
возведение объектов, в том числе социальной и транспортной
инфраструктуры. Главным из них является строительство моста через
реку Пур между Коротчаево и Уренгоем. Открытие моста станет
новой страницей и в истории Тазовского района, иначе объекты
нефтепровода, месторождения и посёлки района будут по прежнему
отрезаны от основных транспортных потоков строптивым Пуром.
Отдельного внимания
заслуживает нефтеперекачивающая станция
«Пурпе», расположенная недалеко от одноимённого
посёлка. До начала реализации инвестиционного проекта
«Заполярье-Пурпе-Самотлор» она была небольшой станцией на задворках
Ноябрьского управления магистральных нефтепроводов.
Станция, введённая в эксплуатацию в 1994 г., сегодня находится
в постоянном развитии. В рамках реализации инвестиционного проекта
НПС была значительно расширена, возведены десятки объектов. В несколько
раз увеличился резервуарный парк станции. Так, к существующим двум
резервуарам для хранения нефти объёмом по 20
тысяч м3 каждый добавилось ещё пять, а также два
РВС-5000 м3. В итоге суммарный объём резервуарного
парка составляет 150 тысяч кубометров.
В рамках строительства возведена вторая нефтеперекачивающая
станция с пунктом подогрева нефти. Он предназначен для подогрева
нефти до определённой температуры. Лишь после этого
углеводородное сырьё будет подаваться на НПС-3, строительство
которой ведётся в трёх километрах от действующей площадки.
Сегодня НПС «Пурпе» это современная, стремительно
развивающаяся ЛПДС. Она пока ещё является самой северной
нефтеперекачивающей станцией ОАО «Сибнефтепровод». Но уже совсем
скоро заработают магистральные и подпорные насосы двух НПС: НПС
«Коротчаево» и головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС)
№ 1 «Заполярье» расположенных за полярным кругом.
Продуктопровод «Пуровский
ЗПК-Ноябрьск-Пыть-Ях-Тобольск»
Строительство продуктопровода стартовало в 2012 г. на
Ноябрьской наливной железнодорожной эстакаде, именно тогда прошёл
торжественный стык труб в рамках намечаемого строительства.
Протяжённость
продуктопровода составляет 1100 километров,
инвестиции 63 млрд. рублей. Пропускная способность
продуктопровода на участке от Пуровского ЗПК до наливной эстакады
в Ноябрьске составляет 4 млн.т. в год, на участке от Ноябрьска
до Пыть-Яха — около 5,5 млн.т. в год, а на участке Пыть-Ях-Тобольск
— 8 млн.т. в год. Помимо этого, новый продуктопровод дублируется
ранее существующими сетями Ямала и Югры. Его ввод позволил
компании полностью отказаться от использования сетей Газпрома при
транспортировке ШФЛУ, продукта переработки ПНГ. Завершение
проекта состоялось в августе 2014 г. в Тобольске.
Газопровод «Бованенково-Ухта»
Решение
о строительстве газопровода длиной 1100 км. и производительностью 140
млрд. м³ для транспортировки газа с Бованенковского и других
месторождений полуострова Ямал было
принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008
года. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй
в октябре 2012 г. Полностью завершить строительство системы
магистральных газопроводов планируется в 2016 году.
Нефтеналивной терминал «Мыс Каменный»
В сентябре 2015 г. «Газпром нефть» завершила монтаж
конструкции наливного терминала в акватории Обской губы в районе
п.Мыс Каменный на полуострове Ямал. Терминал предназначен для
круглогодичной погрузки в танкеры нефти Новопортовского
нефтегазоконденсатного месторождения. Для обеспечения работы
Арктического терминала на берегу Обской губы построена
сопутствующая инфраструктура для отгрузки нефти: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк,
насосные станции Общая высота термилала превышает 80 м, а максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн
тонн в год.
Северный оптический поток
Северный оптический поток — это магистральная линия связи,
протянувшаяся на 3,5 тысячи километров от Екатеринбурга через
Нягань, Ханты-Мансийск, Сургут, Ноябрьск, Новый Уренгой к Салехарду, её стоимость составила более 10 млрд. рублей. Общая
протяженность оптических линий связи, функционирующих в системе
Северного оптического потока — 14699 км. Более 3,5 миллионов
абонентов получают услуги связи благодаря Северному оптическому
потоку.
Строителям линии приходилось работать и в тайге, и на заболоченной местности, в экстремальных природных условиях
Крайнего Севера. Особую сложность представляло строительство
линии в условиях вечной мерзлоты. Строители магистрали преодолели
сотни природных и рукотворных препятствий: 347 больших и малых
рек, 793 автодороги, 79 железнодорожных магистралей, 657 нефте- и газопроводов. Строительство велось поэтапно с 2000 года по 15
апреля 2014 года.
ЛЭП «Надым-Салехард»
Высоковольтная линия напряжением 220 кВ соединит Салехард с централизованной энергосистемой и обеспечит надежное
электроснабжение ямальской столицы. Начальным пунктом трассы ВЛ
является существующая ПС 220 кВ Надым, конечным — проектируемая
ПС 220/110/6 кВ Салехард. Стоимость ЛЭП 17,8 млрд. рублей.
P. S. В 1948 году на окраине Тюмени бригадой мастера Б.
Мелик-Карамова была пробурена первая поисковая скважина. Её глубина составила всего 2000 метров и хотя ничего, кроме
минеральной воды, тогда найдено не было геологоразведка в молодом
регионе продолжилась. 21 сентября 1953 г. разведочные работы
увенчались успехом, из скважины Р-1 в югорском посёлке Берёзово
забил первый фонтан, именно с этого момента началась история
Тюменской нефти. Сегодня, спустя более 60 лет, можно только
восхищаться энтузиазмом и героизмом геологов и первопроходцев
отстоявшим промышленое будущее региона и не позволившим затопить
тюменский север водами Обской ГЭС. Мог ли простой обыватель
середины прошлого века представить, что рельсы пробегут от Тюмени
на Север больше полутора тысяч километров и достигнут Ледовитого
океана. Сказкой казалась мысль о том, что в тайге и болотах
вырастут десятки городов, а на арктическом побережье будет
огромный порт. Самые смелые мечты прошлого сейчас воплощены в реальность, а титанический труд и энтузиазм народа позволил
отдельной главой вписать освение Тюменского севера в историю
государства…