Он и его коллеги заняты сейчас тем, что пытаются предсказать, случится ли в ближайшие десятилетия первый «большой солнечный минимум» за последние четыре века. Речь идёт о том, что нормальный 11-летний солнечный цикл на какое-то время прекратится и Солнце почти полностью лишится пятен на несколько десятилетий. Этим летом количество солнечных пятен должно было достичь максимума, но этого не произошло.
И солнце может быть холодным. (Фото LG77.)
Г-н Локвуд полагает, что существует 25-процентная вероятность повторения последнего большого минимума — минимума Маундера, наблюдавшегося в конце XVII века, когда солнечных пятен не было целых 70 лет. Два года назад тот же Локвуд оценивал шансы на повторение этого феномена в районе 10%.
Минимум Маундера совпал в Европе с самыми лютыми зимами за весь малый ледниковый период — эпоху необычайно сильного похолодания, на несколько столетий охватившего несколько областей Земли. Изучение годичных колец показало, что в Северном полушарии средняя температура упала на 0,4 °C.
Г-н Локвуд не думает, что новый большой минимум принесёт с собой малый ледниковый период. Антропогенное глобальное потепление, по его словам, — более значительный фактор мировой температуры, чем солнечный цикл. С 1880 года на планете потеплело на 0,85 °C, и это явно не предел, если верить последним данным Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата.
Тем не менее совсем без последствий, конечно, не обойдётся. Например, в Великобритании в периоды снижения солнечной активности обычно стоят сильные морозы. Кроме того, это может привести к замедлению струйного течения в атмосфере и вызвать тем самым серию взаимосвязанных экстремальных погодных явлений наподобие российской жары 2010 года, которая сопровождалась катастрофическими наводнениями в Пакистане.
За последние 10 тыс. лет было 24 больших солнечных минимума. Историю этих периодов можно восстановить по изотопам — например, по углероду-14, который создаётся космическими лучами в атмосфере. Благодаря солнечной активности усиливается солнечный ветер, отклоняющий космические лучи от Земли, поэтому чем ниже солнечная активность, тем мощнее космическое излучение и тем больше образуется характерных изотопов.
Изменение количества изотопов измеряется по кольцам деревьев, которые поглощают углерод-14, и ледниковым кернам, предпочитающим бериллий-10.
Текущее снижение солнечной активности началось по окончании последнего на данный момент большого солнечного максимума в 1956 году, подчёркивает г-н Локвуд. Недавно снижение ускорилось, и отсутствие солнечных пятен этим летом стало первым тревожным звоночком.
Насколько сильно солнечные циклы влияют на мировую температуру, остаётся под вопросом. Возможно, именно снижение солнечной активности послужило в той или иной степени причиной того, что глобальное потепление замедлилось.
«Майк, скорее всего, прав насчёт того, что Солнце может вернуться к уровню активности минимума Маундера, — комментирует специалист по физике атмосферы Джоанна Хейг из Имперского колледжа (Великобритания). — Но даже при самом оптимистическом сценарии (подразумевается минимальное глобальное потепление и сильный солнечный минимум) холода, которые принесёт с собой снижение солнечной активности, всего лишь нейтрализуют парниковый эффект. Так что никакого ледникового периода».
Вероятнее всего, солнечный минимум только слегка приструнит потепление, которое вернётся в полной силе, как только активность светила вновь начнёт увеличиваться до нормального состояния.
Подготовлено по материалам NewScientist.