12 мая — третья годовщина разрушительного Вэньчуанского землетрясения, известного также, как Сычуаньское. В честь этой печальной даты Технологический университет Чэнду организовал конференцию по проблеме оползней, индуцированных землетрясениями. Моя презентация пройдет на утреннем заседании и основной упор в ней будет на гибель людей от оползней, вызванных землетрясениями. Я также упомяну наш журнал Nature Geoscience, выходящий в воскресенье, в котором разбирается вопрос баланса масс в горной цепи. Также я напишу об этом интереснейшем выпуске журнала в блоге.

 

Вопрос гибели людей также упомянут в PDF-документе, досупном по этой ссылке: 11_05 China keynote Petley blog

 

Ниже я попробую описать ключевые аспекты выступления.

 

Постоянные читатели в курсе, что одним из аспектов моего исследования является сбор данных об оползнях, в результате которых погибли люди. Я занимался этим с сентября 2002 года и периодически публиковал данные в этом блоге. В презентации проведена оценка данных с упором на сейсмические оползни. Всего за период с 1 сентября 2002 года по 31 декабря 2010 года мною зафиксировано почти 82000 погибших в оползнях.

 

Информация отражена на графике:

 

 

Видно, что доминирующий рост смертей связан с двумя землетрясениями — в Кашмире в 2005 и в Вэньчуане в 2008 году. К сожалению, точной цифры по кашмирскому землетрясению нет. Приблизительно можно установить, что от оползней там погибло 26400 человек. В результате тех же процессов при Вэньчуанском землетрясении погибло 20000.

 

Интересно, что рост числа погибших от оползней, вызванных дождями, происходит практически линейно:

 

 

Объединенный график сейсмических оползней выявляет два всплеска от больших катастроф, но на самом деле за этот период случилось 32 землетрясение, вызвавших оползни со смертельным исходом:

 

 

Из этого следует, что более 50% людей, погибших от оползней за изученный период, умерли в результате оползней, вызванных землетрясеними.

 

Определенно, это показывает важность того, что мы должны лучше понять являения, провоцируемые землетрясениями.

 

Данные, собранные мной (черные точки), могут быть объединены с информацией, полученной из литературы (белые точки), чтобы получить первоначальную оценку связи количества смертей от оползней с магнитудой землетрясения. Разброс значений велик, но мы можем определить два пороговых уровня. Оранжевой линией отмечен предел для 90% событий, а красной линией ограничиваются все случившиеся события:

 

 

Это лишь предварительный анализ, требующий дальнейшей работы.

 

Наконец, наибольшее увеличение смертей от оползней отмечается в период после землетрясений, что вполне понятно. Просмотрев данные по провинции Сычуань до и после землетрясения, я отметил значительное увеличение смертей от оползней после катастрофы:

 

 

Как видно, после землетрясения случилась гибель еще 300 человек за меньший период. Интересно, что не отмечается заметного увеличения числа серьезных оползней, а только увеличение числа погибших при каждом оползне. Это может означать, что мне не удается зарегистрировать более слабые оползни в период после землетрясения:

 

 

Вся эта информация предназначена для того, чтобы показать, что представленные данные не позволяют оценить реальные последствия оползней.

 

Фактические потери, несомненно, гораздо выше, но я обязан подчеркнуть, что при серьезных землетрясениях точность подсчета жертв невелика.

 

 

Перевод: Виталий Семкин