Американские ученые обнаружили в Андах скульптуру, которая была создана 4000 лет тому назад. Похоже, это самое древнее изваяние, найденное на территории Южной Америки — до этого таковыми считались скульптуры из города Чавин-де-Уантар, которые почти на тысячу лет моложе. Этот памятник создали люди, которые, судя по всему, поклонялись лисе.
Археологи из университета Миссури, похоже, обнаружили самую древнюю скульптуру на территории Америки. Хотя, если быть совсем точным, это не полноценная скульптура, а бюст. Он изображает человека, играющего на духовом музыкальном инструменте, похожем на дудочку. Кстати, выполнена скульптура весьма изящно, в частности, на руках играющего во всех деталях видно положение каждого пальца. Впрочем, руководитель раскопок, профессор Роберт Бенфер не исключает, что это изваяние изображало человеческую фигуру полностью, просто со временем ноги скульптуры отломались и на данный момент находятся под обломками породы в несколько другом месте.
Напомню, что именно группа Бенфера в 2004 году наткнулась в местечке Буэна-Виста в Перу (приблизительно в 30 милях к северу от Лимы) на остатки древнего сооружения. Под мощным слоем песка, почвы и обломков породы находилось простое прямоугольное сооружение, высота которого не превышала 10 метров. После проведения радиоуглеродного анализа найденных в храме и около него предметов (обрывков тканей из хлопка, изготовленных из прутьев ритуальных сосудов и жезлов) выяснилось, что их возраст составляет более 4000 лет.
Ученые сразу же решили, что храм посвящался не кому-нибудь, а лисе — в помещении нашли каменную плиту с рельефным изображением животного. Это предположение подтвердила и находка внутри храма: огромный антропоморфный диск (то есть, по сути, человеческое лицо с глазами и ртом), представляющий собой изображение чтимого в тех краях божества Панча-Мама — бога земли и урожая. Посвященные ему торжества проходили 21 июня, в день праздника первого урожая. Интересно, что рядом с этой огромной головой располагались фигурки, весьма напоминающие лис.
Однако после первой серии находок энтузиазм ученых не остыл и с 2007 года они продолжили раскопки. Несколько лет исследования не давали каких-либо существенных результатов, однако весной этого года удача вновь улыбнулась археологам — была найдена вторая маска Панча-Мама (опять-таки, в компании двух лис) и тот самый бюст музыканта, который ученые нарекли "трубачом".
По словам профессора Бенфера, нынешняя находка дает представление о том, как проходили религиозные церемонии загадочных древних "лисопоклонников". "Здесь изображается сценка из реальной жизни. Судя по всему, маска с двумя лисами по бокам символизирует зимнее солнцестояние, когда начинался сезон дождей в высокогорье. Именно в этот день, согласно тогдашним обычаям и следовало начинать посев, потому что брошенные в землю семена раньше данного срока просто не проросли бы. Праздник начинался торжественной церемонией входа жрецов в храм под звуки музыки. Именно этот музыкант, который, видимо, сопровождал процессию священнослужителей, и был увековечен в храме Лисы 4000 лет тому назад.
Бенфер также говорит, что маска, найденная в этом году, хотя и похожа на изображение Панча-Мама, обнаруженное семью годами раньше, на самом деле не тождественна ему. Как было сказано выше, она символизирует зимнее солнцестояние, тогда как первая маска — летнее солнцестояние. Это удалось выяснить по выражению лица божества — у нынешней маски глаза прикрыты, что означает самый короткий световой день в году, а у предыдущей, наоборот, широко распахнуты. Ее выносили во время летнего солнцестояния, когда полевые работы уже заканчивались, и начиналась подготовка к следующему сезону.
Однако почему же Панча-Мама изображен в компании лис. Археологи говорят о том, что это как бы символизирует тот факт, что все время с июня по декабрь на небе в районе Млечного пути было видно темное пятно (межзвездная область), которую обитатели Анд называют "лисой". Дело в том, что в астрономии индейцев Южной Америки большую роль играли не только созвездия, но и темные пятна на млечном пути. Коренные жители Перу и сейчас помнят миф, связанный с этим межзвездным скоплением.
Согласно ему, как-то раз лиса нашла крепкую веревку, через темное пятно закинула ее на небо и поднялась туда. На небесах это маленькое, но сообразительное животное отыскало множество съедобных растений, которые решило взять с собой на землю. Однако на обратном пути плутовка сорвалась, упала на Землю и разбилась насмерть. Однако рассыпанные ей семена растений проросли в новом месте и с тех пор люди больше не испытывают голод — они сумели воспользоваться щедрым подарком самоотверженной лисицы. Именно поэтому в то время, когда в районе Млечного пути появлялась Лиса, древние перуанцы сразу же вспоминали эту историю и спешили почтить подвиг этого животного религиозной церемонией.
Однако почитание лисы, судя по всему, имело не только мифологические, но и вполне реальные основания. Дело в том, что южноамериканские лисицы (Pseudalopex griseus), о которых, собственно говоря, и идет речь, поскольку в те времена в Андах никаких лисиц больше не водилось, судя по всему, весьма помогали древним земледельцам отыскивать места, пригодные для сева и культивирования растений. Как мы знаем, в Андах достаточно сухо, а территорий, где подземные воды подходятблизко к поверхности не так уж и много.
Семьи же лис обитают именно в таких местах (поскольку они чувствуют близость подземной воды). Неудивительно, что в этом засушливом регионе, где обильные осадки выпадают один раз в год, лисье "чутье" особенно ценилось местными жителями. В местах обитания лис строились водные каналы и основывались поселения.
Также не исключено, что лисы, сами того не желая, иногда спасали людей от голодной смерти в неурожайные годы — известно, что эти зверьки любят устраивать подземные кладовые, в которых, помимо запасов животной пищи также встречаются плоды и семена различных растений (доля растительной пищи в рационе Pseudalopex griseus, как правило, достаточно велика). Найдя такую кладовую, индейцы могли хоть какое-то время продержаться, поедая лисьи запасы, хотя при этом сама лиса обрекалась ими на голодную смерть. Наверное, именно отсюда и взялся миф о том, как лиса добыла пищу с неба, пожертвовав при этом своей жизнью.
Итак, древние обитатели Анд весьма почитали лис и строили в их честь храмы, которые были украшены скульптурами. Судя по всему изваяния, найденные группой Бенфера, являются самыми древними на территории Южной Америки. До этого пальма первенства принадлежала скульптурам из древнего города Чавин.
Напомню, что это поселение, называемое полностью Чавин-де-Уантар, расположенное высоко в Андских горах к северу от Лимы, было построено примерно три тысячи лет тому назад и является первым городом на данном континенте.
Величественный город Чавин возник в месте, окруженном снежными вершинами и нетающими ледниками. К нему вела дорога, находящаяся на высоте 4100 м, вход в город шел через туннель, прорытый в горе. Считается, что он был не жилым, а исключительно религиозным центром — там жили только жрецы, народа, поклонявшегося какой-то крупной кошке. Ряд ученых считают, что это был ягуар, другие, указывая на то, что ягуар в Андах не водится, считают это животное пумой. Что касается автора этих строк, то он, когда рассматривал чавинские изображения священной кошки, пришел к выводу, что на самом деле они больше всего похожи на смилодона (Smilodon) — саблезубого тигра, которого переселенцы на Американский континент еще застали.
Поскольку, как было недавно установлено, саблезубые тигры сыграли большую роль в переходе древних людей от собирательства к охоте (подробнее об этом читайте в статье "Кошки научили человека… работать руками"), то неудивительно, что их потомки относились к ним, как к божествам. Так что скульптурные изображение грозной крупной кошки встречаются в Чавине буквально на каждом шагу. Изотопный анализ позволил установить, что самые древние из них были изготовлены 3000- 2800 лет тому назад.
Самым интересным из таких скульптур является знаменитое изваяние "Божество на острие копья". Эта скульптура, установленная на площади перед главным храмом, на пятиметровой монолитной глыбе копьеобразной формы, представляла собой устрашающее человекоподобное существо с человеческим телом, лицом ягуара, с волосами-змеями на голове. Прямо Медуза Горгона какая-то (правда, мужского пола)!
Теперь же становиться ясно, что чавинцы не были первым народом, начавшим строить храмы в Андах. За тысячу лет до них эти места были заселены земледельцами-лисопоклонниками, которые и создали здесь первые святилища с весьма искусными изваяниями. В конце второго тысячелетия до нашей эры этот мирный народ был, судя по всему, завоеван воинственными охотниками-чавинцами (везде в Центральной и Южной Америки божество в виде кошки символизировало охоту и войну, вспомнить хотя бы ольмеков или ацтеков Мезоамерики), которые, видимо, и разрушили храм в Буэна-Висте. Однако, устранив конкурирующее божество, пришельцы сохранили в неприкосновенности принципы обработки земли — сельскохозяйственные приемы чавинцев и жителей Буэна-Висты очень похожи. Не исключено также, что сами чавинцы земледелием не занимались — они составляли лишь элиту самой первой южноамериканской "империи", а поля для них обрабатывали покоренные ими "лисопоклонники".
Тем не менее, время все расставило на свои места. Грозный ягуар исчез вместе загадочными жителями Чавина в самом конце первого тысячелетия до нашей эры, а миф об отважной лисичке, спасшей людей от голода, дожил до наших дней. Иначе и быть не могло, ведь созидательный труд всегда в конечном итоге побеждает насилие и разрушение. Это происходит везде, даже в суровых Центральных Андах…
Антон Евсеев Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|