Для проведения данной выставки были снесены здания на значительной площади Сан-Франциско у побережья Тихого океана. Выставка была приурочена к открытию Панамского канала в 1914 году. Событие это по всей видимости было знаковым, в связи с чем на средства не скупились.
Очевидно, в то время в США осуществлять большие грузообороты с западной частью страны было проще по морю. Ввод канала в эксплуатацию решал очень много проблем, ну и отметить это событие решили должным образом.
Ситуация в Сан-Франциско того времени оставалась сложной. Город несколько лет тому назад пережил серию мощных землетрясений, устранить последствия которых к тому времени ещё не успели. Несмотря на это, за один год возник огромный и вполне респектабельный выставочный комплекс.
Тот факт, что его выстроили всего за год, подтверждается многочисленными фотографиями.
Как видим, архитекторы смоделировали будущие постройки на фото от 1914 года, просто нарисовав их контуром. Многие наверняка зададутся вопросом, а как это всё удалось построить такими ударными темпами при таких масштабах? Никакой сложности тут в общем нет.
Строительство зданий велось по упрощённой технологии. Металлический каркас обшивали обычным деревом, а на него крепили материал под названием штоф. Именно он и придавал зданиям благородный классический вид.
Для тех, кто не знает - штоф есть отделочный материал, выполненный в формах с применением армирующей ткани и наполнителя.
Как правило, в виде ткани использовали мешковину, а в виде наполнителя минеральные порошки на клеевой основе. Формами можно было придать штофу любой вид, от листов до скульптур. Крепить его можно было чем угодно, от клея до гвоздей.
Технология простая, быстрая и дешёвая. В те времена её использовали достаточно часто для строительства зданий с небольшим сроком службы.
Это будущий павильон штата Орегон, а это он сам.
Ничего не напоминает? Это те самые храмы, которые в большом числе были на черноморском побережье от Крыма до Крита. Эту типовую конструкцию историки приписывают древним грекам, но видимо, это не совсем так. Если Орегон был русским штатом, скорее всего такие здания были и там. Но это тема для другого рассказа.
Можно показать ещё несколько фото из серии как было-как стало.
Ну и самое главное сооружение этой выставки - замок драгоценностей.
Назвали его так в честь того, что верхняя часть его шпиля была выполнена из прозрачных минералов, и в тёмное время суток она переливалась всеми цветами, примерно так:
Именно такой все представляют выставку по многочисленным почтовым открыткам. Действительно, если представить это вживую, выглядело всё очень красиво, примерно так:
Бывает же такое... Впрочем, вернёмся к этому чуть позже, а сейчас ещё раз взглянем на процесс строительства и зафиксируем детали.
Строительство идёт замечательно, только сразу же сбивает с толку отсутствие траншей под инженерные сети. Как видим, на фото очень часто попадаются столбы с проводами, но в финальном виде они просто исчезнут. Кроме того, при застройке таких больших территорий обязательно на генеральном плане должны быть трансформаторные подстанции. Где они?
Судя по тому, какой силы было освещение небес, электрическую мощность такой объект потреблял немалую. Она наверное даже соизмерима с мощностью, потребляемой современным посёлком городского типа. Кроме того, данная выставка во многом была уникальной по ряду причин.
При проектировании выставки её реализовали как полностью автономное образование. Впервые в США на ней испытали телефонную линию Сан-Франиско - Нью-Йорк. На выставке были железная дорога и даже аэродром.
Кроме этого, была масса аттракционов.
Среди них даже был такой уникальный для того времени, как аэроскоп.
Любой желающий мог хапнуть адреналина, покатавшись на такой штуке. Но и это было ещё не всё. В павильонах выставки продавались такие невиданные до этого предметы роскоши, как фены для укладки волос и стиральные машины. Да и павильоны были сами по себе огромными.
Чтобы снабжать это всё электричеством, нужна вполне себе приличная электростанция с трубой такой высоты, что её было бы видно с любого ракурса. Но её там и близко не было. В чём же тут секрет? Наверное, в тех самых павильонах.
Это действительно выставочный павильон, и он не придуман художником.
Неужели каждый арендатор в павильоне обеспечивал себя электричеством сам? Очень даже может быть, но в составе зданий и сооружений были освещение и фонтаны, и масса других нагрузок, которые к арендаторам не относились. С коллективным освещением действительно на выставке происходило много странностей.
Внутреннее освещение в подавляющем большинстве выполнено вопреки всякой логике. Это просто электрические светильники, висящие на обычных цепях без всяких проводов. Их там не то что много, а до безобразия много.
Каким образом это могло работать? К наружному освещению вопросов ещё больше.
Кругом огромное количество лампочек. На цепях они, конечно же, не висят, но загадок представляют ничуть не меньше.
Что это за странные фонари, на которых даже не видно ламп? При дневном свете это обычные металлические кольца, висящие на столбе.
Очень загадочные светильники, но это далеко не все из подобной категории загадочных.
Стоящий вверху этих фонарей импровизированный огонь говорит о том, что эти фонари использовали для своего горения атмосферный электрический ресурс. Таким знаком маркировали все подобные устройства от пневматических печей до архитектурных деталей храмов.
Подобное изобилие осветительных приборов при отсутствии проводов наводит на определенные мысли. Как всё это работало? Где находились выключатели таких фонарей?
Осветительные приборы с непонятными признаками встречались на выставке практически везде. Но и это ещё не всё.
Возле Башни изобилия имелись два вполне непримечательных фонтана. Фонтаны как фонтаны, таких на выставке имелось много.
Отчётливо видно, что колонна этих фонтанов сборная, состоящая из колец, смонтированных друг на друга. Ничего необычного, подобное решение применялось на многих зданиях и сооружениях. Имелась только в этих фонтанах маленькая неприметная деталь.
По ночам они светили невообразимой яркостью, даже ярче, чем стоящие рядом самые мощные фонари. Какое количество люксов они выдавали, сказать сложно, но прочие осветительные приборы выглядели достаточно бледно.
Можно уверенно сказать, что они затмевали всё вокруг. Что это вообще такое, если днём отчетливо видно, что их колонна выполнена не из светопрозрачного материала? И ещё один вопрос - если внутрь такой колонны напихать имевшиеся в то время самые мощные лампочки, получилась бы такая яркость? Загадки, кругом одни загадки.
Ну и наверное многие уже задаются вопросом, а что там такое красивое светится на заднем плане? По имеющейся информации, это была специальная иллюминация, которая осуществлялась мощными разноцветными световыми лучами. Очевидно, по ночам в прибрежной зоне воздух был с частицами влаги, и лучи света благодаря им давали очень красивый эффект.
Какой источник давал такой свет? По иронии судьбы фотографий этой установки практически нет. С большим трудом удалось найти несколько фото.
Как видим, под прожектора выделен целый остров. Никаких линий электропередач на него не идёт, но зато на нём есть подобие храмового сооружения или маяка, и видны подходящие столбы без проводов. Картина начинает проясняться.
А что это за столбы?
Если приглядеться, то по территории выставки их наставлено очень много. И наверху их расположены не только эти непонятные звёзды, но и скульптуры. И расположены эти столбы совсем не хаотически, а вполне упорядоченно.
И сопутствуют этим столбам непонятные ротонды, которых также очень много.
И таким образом, мы получаем примерно ту же схему работы энергосистемы, которая описана здесь, разве что из-за большой территории на каждую фонарную группу используется своя ротонда. И она работает на эти простейшие фонари, которые никогда не были расчитаны на подведение проводов или кабелей. Включение-выключение фонарей проводилось в этих ротондах. Фонари для таких конструкций были простейшими.
И светили они на потолок, очевидно, чтобы не слепить глаза ярким светом. Откуда в них бралась такая фантастическая яркость?
Но выделение энергии из атмосферы получалось не только работой одних ротонд.
Сами павильоны были выстроены так, что они имели собственные энергетические системы и обеспечивали собственные нужды.
Вот она, та самая Башня изобилия сблизи. Фонари и на ней, и возле неё горят достаточно хорошо. Очевидно, для такой потребляемой мощности масштабы электроустановки были соответствующие.
Вся крыша изобилует деталями энергосистемы. Видимо, фонтан потреблял значительную мощность. И не только фонтан.
А это и есть те самые устройства, дающие те самые мощные направленные лучи. Что там перекатывалось и светилось? Теперь уже не узнать. Но наша Башня изобилия есть не что иное, как основной элемент энергетической системы той территории, которая ограничивается периметром пристроенных к ней зданий. И скорее всего, эта территория была ещё с противоположной её стороны. В этой системе было всё продумано до мелочей.
И никто никогда бы не подумал, что эта башня есть один из основных элементов энергосистемы выставочного комплекса. Как собственно и Замок драгоценностей, и прочие башни в этом комплексе. Благодаря им это всё и работало.
А что же всё-таки было с теми самыми фонтанами, которые с колоннами?
Среди экспонатов выставки имеются такие вот фонтаны, колонна над которым выполнена из стекла. Очевидно, чудес тут не было и при определенных обстоятельствах находящийся внутри этой стеклянной колбы газ начинал давать свет. И среди экспонатов было очень много таких странных артефактов, которые ныне кажутся фантастикой.
Но уже стала наступать новая эра глобализации, и наряду со всем этим на выставке стали появляться вполне традиционные вещи.
Этим вещам потребовался качественно новый рывок в объёмах продаж, и собственно случилось то, что случилось.
Простояв всего лишь... один год, наша огромная выставка была снесена. В 1916 году её уже практически не осталось. Одновременно с этим по всей США прекращают деятельность все подобные выставки, а также при странных обстоятельствах сгорают Луна-парки, которые собственно являлись небольшой разновидностью этих выставок.
А что происходило в то же время на европейском континенте, в представлении не нуждается. Очевидно, все эти события в масштабах планеты вёл один-единственный модератор, что никак не хочет признавать современная история.
Несмотря на это, оставшуюся часть сооружений выставки снесли (чтобы реконструировать) совсем недавно.
Неужели подобные чудо-города можно было создать так просто? Очевидно, да, и конструкции, рассчитанные на 10 лет, простояли почти добрую сотню. Бывает же такое. Но вот тех самых павильонов дизайна того времени мы уже не встретим.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 808
Рейтинг поста:
Прошу прощения, я как раз ненормальный человек и не скрываю этого. И как правило излагаю только свои мысли. И не прячусь за спинами. Я не я и фраза не моя... Удачи.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 808
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Уважаемый мальчик. Научитесь отличать девочек от мальчиков. А то жизнь не вечна. И польза очевидна, как бы чего не вышло...
А это не мои слова. Это слова В.В.Путина. Правда применительно к другой ситуации, но тоже, когда достали. Такие вещи надо знать, мальчик..
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 808
Рейтинг поста:
Уважаемый мальчик. Научитесь отличать девочек от мальчиков. А то жизнь не вечна. И польза очевидна, как бы чего не вышло...
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Скучно... девочки.
Я много во что верю. Но надо или представить логически стабильную теорию в большом неизвестном или фактологически стабильную теорию в хорошо известном. У вас нет ни того, ни другого а контраргументы вы отбрасываете фырканьем, как будто их и небыло.
Существует возможность что провода для фонарей были зарытыми в землю? Вот вам работающая дуговая лампочка 1890:го года, за 25 лет до P.P.I.E. Заметьте что для использования данного изделия как фонарь стоит лишь его повернуть на 180 градусов и поставить на столб:
Но вы ведь отвергнёте данный аргумент и скажете что закапывание проводов и прямой доступ электричества к лампочке это немыслимо, и что электричество могло передаваться через воздух и только. Вот это и есть "скушно, девушки".
Вы правы в том что дискуссия в таком формате бесполезна.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Или стать экспертом по путешествию во времени например :)))
Один из методов троллинга - высмеивание. "Не можешь опровергнуть, не можешь противостоять - Высмеивай, Издевайся, Иронизируй! ".
Другой прием. Приведение примеров. (Как про плоскую землю).
Типа такого: "Вы говорите Путин поднял Армию? А давайте вспомним сколько танков и самолетов наша промышленость выпускала при Сталине."
Или другой прием. Сравнение. Метафора. Типа, как здесь, у Каталанца: "Вот фотография , где мужик на улице левитирует. Мы-то знаем, что это фокус, иллюзия. Значит и фотографии в статье могут быть простым фокусом."
Скучно... девочки.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 2390
комментариев 5410
Рейтинг поста:
Или стать экспертом по путешествию во времени например :)))
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1080
Рейтинг поста:
https://www.youtube.com/watch?v=OGXSkTOnw-A
Тесла хотел брать энергию от ядра Земли, создав башню в Варденклиффе и мечтал построить их по всему миру.
Первоначально в округе, в том числе и Нью-Йорке всех било электростатикой, особенно лошадей, а небо светилось.Проект был отвергнут, и Тесла переместился в Колорадо-родину молний, где сумел взять управление над рассеиванием. Частично показано в фильме "Престиж"
Но гориллы Эдисона уничтожили его детище.
Последнюю публичную вылазку он осуществил в 1932 году.Построив две башни на расстоянии примерно 100 км. друг от друга,снабдив машину Pierce-Arrow электродвигателем, катался между ними без аккумулятора и топлива, имея только приемопередатчик.
Многие газеты того времени высмеяли Теслу в очередной раз.
А сама машина была зверски разбита кувалдами.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 158
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
За 20 лет до этого в Сан Фран построили первый электрифицированный небоскрёб (по современным меркам, мелкая хрущёвка) который целое десятилетие был ночной достопримечательностью. Это как-бы намекает на то что провода уже к тому времени научились проводить по полам и потолкам так чтоб люди не спотыкались.
То есть не провели электричество в небоскрёб а построили его с учетом электросистемы.
Итак в наличии:
* Газовая электростанция
* Всеместная электрификация центрального Сан Франциско
* Технология укрытия проводов в новостройках
* Первый подводный кабель через Атлантику (!) проложен в 1858:м году
* Первый подземный электрический кабель проложен в 1880:м году
* С нуля построенная экспозиция в электрофицированном городе
Но по вашему энергию генерировали флюгели и флагштоки - это возможно, но то что в специальной новостройке для выпендривания там были протянуты и зарыты провода - это невозможно.
Интересная стойкость пред фактами.
Считаю вопрос электропитания Экспо 1915 открытым. Выставку разрушили. Город с проводами стоит по сей день...
Ну так можно и теорию Плоской Земли открыть. И считать это наукой.
Делайте что хотите, но теория которую вы представляете не выдерживает никакой критики. Взяв фотографию человека в прыжке можно так-же утверждать что он занимается левитацией. То что выставка разрушена и человек уже умер от старости по вашему только придаёт вес аргументу.
Вот пожалуйста. Реальная левитация и никак не фокус. Так как допросить этих людей мы не можем то, по вашему, это правда:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Да, вы можете считать всё, что угодно. А вот я так не считаю.
Что мы видит на катре Сан-Франциско. Видим город. Весь в электрических проводах. А разве кто-то говорил, что Сан-Франциско освещался каким-то волшебным образом? Всё как положено. От электростанции. И дальше по проводам.
Ещё видим положение выставкии, -небольшой участок на берегу, - и её приблизительный план.
Проводов на выставке я не вижу. Провода как раз обходят стороной. На то она и выставка, чтобы демонстрировать достижения в разных областях. Например в области электротехники.
Вы ошибаетесь, если думаете, что Вам делегировано право подводить черту. Открывать или закрывать какие-либо вопросы. Не по сеньке шапка....Хотя... открыть, наверное, не возбраняется.
Считаю вопрос электропитания Экспо 1915 открытым. Выставку разрушили. Город с проводами стоит по сей день...
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9b/FMIB_41447_San_Francisco_sh
owing_location_of_Panama_Pacific_International_Exposition_1915.jpeg
В Сан-Франциско в 1910:м году построена электростанция "Potrero Power Plant". Она была модернизирована в 1960:х. Закрылась электростанция только в 2011:м году. Вот её позиция в Гугл Мапс (расстояние от Экспо - 5 км):
https://www.google.ru/maps/place/Nrg+Potrero+Generating+Station/@37.7643684,-12
2.4446509,13z/data=!4m5!3m4!1s0x0:0x451af80e59d1fb3a!8m2!3d37.756949!4d-122.385
8615
Дополнительная информация о этой электростанции:
https://www.potreropowerstation.com/project/
https://www.potreropowerstation.com/history/
Считаю вопросы электропитания города Сан Франциско в целом, и Экспо 1915 в частности, полностью закрытыми.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Принимаю за комплимент.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Вроде спасибо, но как-то странно от вас это слышать. Всё находится в открытом доступе. Существуют документы. История перехода с постоянного на переменный ток как раз укладывается в этот отрывок времени.
Ключевая часть - что для Экспо 1915 построили специальную ответвление дествующих электричек (то есть электропоездов) Сан Диего, напрочь отбрасывает все доводы автора о том что электричество магическим способом создавалось во флюгелях и украшениях временных зданий. Даже известно сколько именно электростанций работало на Сан Диеговской Ж/Д - две. Вторую построили в 1905 когда первая оказалось недостаточной. И это на 226 км путей на пике распространения. Так зачем автору глядеть в синюю степную пытаясь найти трубы электростанций если они могли были быть расположены и на 30:и и на 70:и км расстояния?
И это, повторяю, ничем специальным для эпохи не было.
Вот например издание Царской России "Что нужно знать,чтобы меньше тратить на электричество" 1912:го года (первая ссылка в поисковике):
https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/elektrichestvo-v-carskoy-ross
ii
Я просто на эту тему раньше уже участвовал в спорах насчёт разницы между ранним СССР и поздней Царской Россией и знаю довольно много про электрификацию тех времён. От Запада отставали но не шибко. Первая американская коммерческая лампа с вольфрамовой спиралью, например, производилась по патенту Александра Николаевича Лодыгина в 1890:х годах. До этого в мире использовалась дуговая лампочка Павла Николаевича Яблочкова.
А то что уже 20 лет спустя, в 1915:м году, в Америке имели доступ к аналогичным разработкам, это само сабой разумеется. И если-бы не Гражданская война, то Россия наверняка была-бы одной из самых электрифицированных стран в мире того времени, намного опережая конкурентов.
Просто ввёл разные комбинации трёх букв и слово "logo" в поисковик пока не нашёл похожий результат. 5:и минут работа.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Уважаемый, Каталония! Ваши познания в технической сфере просто поражают. Просто выдающиеся данные. Даже про логотип Вы в курсе (но это, как раз мелочь).
я специально почитал Ваши коммены, Вы нигде особо не касаетесь технической сферы. И тут на тебе , такой выдающейся коммент. Я поражен! И зачем Вам вдруг это понадобилось?
Кто Вам это напел? Да так подробно... ССылки. Километры, мегаватты.
Здесь чувствуется рука мастера. Не Ваша....
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Вот здесь и начинается вся чушь. Если не видно трубы, значит энергия формировалась в [ имя случайного предмета ]?
Ну что это за хрень-то, а? Ну как это не додуматься что производство электричества могло происходить на удобном расстоянии? Уже в 1878:м году генераторы могли выдавать ток высокого напряжения на нитку 11:и километров. В 1984:м году вовсюду шныряли электрические трамваи. В 1893:м году 1500 электрических фонарей освещали улицы Нью Йорка. А сила прожекторов уже давно использовалась в военных и гражданских целях.
Вот вам иллюстрация использования Русскими прожекторов против наступающих Японцев в 1904:м году, для примера: Тык
Изобретение турбогенераторов в 1889:м году быстро повысило мощность электростанций с 100kW до 25MW. Первая демонстрационно длинная передача электричества была создана для Экспо в Турине в 1884:м году. Знаете на какую дистанцию? На 34 километра. Спустя только пять лет, в городе Генуя, Италия, запустилась энергонитка в 120 км которая передавала мощность в 630 kW.
Не сложно догадаться что спустя почти 30 лет присутствие электростанции около любого объекта, особенного настолько демонстративного, совершенно необязательно. Искать источник электричества в пирах, куполах, украшениях итд совершенно пустое занятие. Хотя-бы потому что в 1916:м году уже 20 лет отлично работало сообщение электрических поездов во всей области Сан Диего общего продолжения 226 км. Вокзал электропоездов был встроен в середину Экспо а железная дорога демонстративно проходила через весь парк. Вполне разумно подозревать что электрическая инфраструктура электропоездов Сан Диего могла спокойно питать и освещение маленького городка.
1915:й год.
https://en.wikipedia.org/wiki/San_Diego_Electric_Railway
Не благодарите.
http://restoringcornelius.com/truck-facts/history/ihc-logos/
https://ru.wikipedia.org/wiki/International_Harvester
Производитель тракторов а позже грузовиков.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
На уличных фонарях и на одном из выставочных "бутиков" есть вот такой знак
Может кто-нибудь знает, что это такое? Пробовал по поиску, - не получается...
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Когнечно же где-то там есть излучатели, точнее, гнераторы. Но насчет вредности здоровью, - сомнительно. А вот то, что это вредно для нефтянников, - это, наверное, самый важный фактор.
А насчет Теслы... Не помню, чтобы где-то упоминалось, что Тесла решил вопрос возможности рассеивания полученного им высокого потенциала. Его высоковольтные установки всегда сопровождалиь неконтролируемыми стриммерами разрядов. Если он и получил эту технологию, то она, естественно, долджна быть скрыта от людей. Вполне возможно, что это всё работало на технологиях Теслы.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 808
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 808
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 376
Рейтинг поста:
Проблема фальсификации совсем недавней нашей истории назрела и прорвалась в медийное поле. И если официалы от истории заняли позицию надменного незамечания исследований многочисленных "любителей", то те, кому это очень-очень не нравится, применяют инструменты заминусовывания, захихикиванья и забалтыванья вполне себе резонных вопросов.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 817
комментария 1772
Рейтинг поста:
Лампы на цепях - это понятно. Цепи - метализация - связь с каркасом и землей. Колонны с фонарями и на них сверху витая спираль, задекорированная под цветочный венок. Всё вроде понятно, но сделать это так же сейчас (во всяком случае у меня) не получается. Не работает.
А снесли всё это, я думаю, потому, что всё это перестало работать и превратилась в ненужную папье-маше-бутафорию. Коренным образом изменилась электромагнитная структура околоземого пространства.