Наука и жизнь. Загадка камней Ики: научная сенсация или мистификация?
Примечание: оригинал этой статьи был опубликован ещё в 1976 году (Наука и жизнь, №5), но до сих пор споры вокруг этих камней не
утихают, хотя многие доводы "за" и "против" давно были озвучены и
разобраны специалистами довольно тщательно. Данная публикация вряд ли
будет единственной по этой теме, так как у определённой группы граждан
появляется всё больше и больше "вопросов" (или, скорее, домыслов)
относительно этого "феномена". Поэтому я решил собрать информацию и
поделиться ею с читателями.
—B последнее время‚ — пишут читатели журнала‚- появились
заметки и сообщения о загадочных и удивительных камнях доктора Кабреры
из перуанского города Ики. Но все материалы лишь констатировали сам факт
наличия таких удивительных памятников. Серьезного и обстоятельного
анализа этого феномена не было дано. Поэтому очень хотелось бы узнать
мнения ученых по поводу так называемой «камнетеки» из Ики.
Редакция обратилась к ряду советских ученых с просьбой прокомментировать перуанские находки.
HЕАНДЕРТАЛЬСНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ?
Кандидат исторических наук
Ю. 3УБРИЦКИЙ,
заведующий сектором Андских стран
Института Латинской Америки АН СССР.
Десятки,
сотни, тысячи камней самых разных размеров (до метра и больше в длину),
с высеченными на них изображениями всадников на лошадях и слонах,
охотников на динозавров и летающих ящеров, врачей. совершающих сложные
операции по пересадке сердца, учителей, объясняющих своим ученикам
какие-то космические явления. По внешнему облику все фигурки похожи на
предков человека — неандертальцев. У них непропорционально крупная
голова, большой палец руки не противопоставлен остальным. Эта гигантская
«камнетека» находится на тихоокеанском побережье Перу, в городе Ике.
16
тысяч таких камней собраны и изучены перуанским ученым доктором
медицины Хавьером Кабрерой Даркеа, что дало ему основание для выдвижения
гипотезы — весьма дерзкой и интересной. Одна из ветвей неандертальцев
сумела достичь высокого уровня развития производительных сил, культуры,
науки, искусства, создать цивилизацию.
Именно с этой цивилизацией.
существовавшей 150-200 тысячелетий назад, Х. Кабрера связывает
загадочные полосы долины Наска, циклопические постройки древнего Перу —
Саксайуаман, Мачу-Пикчу и Тиауанако (Боливия) и каменных исполинов
острова Пасхи. Сила этой гипотетической неандертальской цивилизации
заключалась в умении искусно и целенаправленно эксплуатировать природу, а
точнее, ее животный мир. «Перуанские» неандертальцы приручили и широко
использовали лошадей, слонов и гигантских ящеров. Но в этом же таилась и
слабость этой цивилизации, ибо сила животных (помимо силы самого
человека) была единственным источником энергии. А энергия — это
необходимое условие существования каждой цивилизации. Отнимите у любой,
пусть самой высокоразвитой цивилизации ее энергетические источники и
ресурсы — и она рухнет. Очередное оледенение, говорит Кабрера, привело к
резкому изменению климата на Земле, вымерли животные, что
предопределило агонию цивилизации неандертальцев. Вот краткое изложение
этой гипотезы. Более подробно она изложена в статье, напечатанной в
журнале «Латинская Америка» №1, 1976 года.
Вероятность
положений, выдвинутых перуанским ученым, не исключена, если учесть, что
известные до сих пор науке ветви неандертальцев имели для достижения
высот цивилизации все необходимые предпосылки: определенный
производственный опыт, членораздельную речь, зачатки искусства, религии и
абстрактного мышления, пользование огнем, общественную организацию.
Речь
идет о высокоразвитых разумных существах и их цивилизации, о которых мы
пока что еще почти ничего не знаем. Это та самая Атлантида, утверждает
Кабрера, смутные воспоминания о которой оставались у древнеегипетских
жрецов и были поведаны миру Платоном.
Сторонники Кабреры полагают,
что объем археологических исследований, проводившихся на американском
континенте, несоизмеримо мал по сравнению с его территорией; он просто
ничтожен. чтобы можно было делать категорические выводы об отсутствии на
континенте ископаемых человекообразных обезьян или какой-либо тупиковой
ветви человечества. А, во-вторых, разве исключена возможность миграции
неандертальцев, достигших определенного уровня развития, из Старого в
Новый Свет?
Идеи и мысли Кабреры в отношении цивилизации
неандертальцев не выходят за рамки гипотезы. В частности, неизвестно,
имеются ли в районе нахождения камней какие-либо останки неандертальцев и
следы их деятельности. Видимо, назрела необходимость организации
комплексной экспедиции, которая совместно с доктором Хавьером Кабрерой
сумеет ответить на многочисленные вопросы.
ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛЬНОСТИ И МИФЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Кандидат исторических наук Ю. ГАВРИКОВ.
Мне
привелось посетить многие страны Латинской Америки, а в некОторых
прожить не один год. Каждая имеет свою притягательную специфику, но,
пожалуй, ни одна из них не хранит столько ‹удивительных памятников
истории и не преподносит столько археологических сюрпризов, как Перу. В
древности здесь сложились высокоразвитые цивилизации, оставившие
потомкам несравненные образцы искусства: ткани и керамика, произведения
скульптуры, зодчества, свидетельства обширных и глубоких знаний в
области медицины, астрономии, мелиорации, дорожного строительства и т.
д.
Некоторые реликвии зтих высокоразвитых культур буквально
поражают человеческое воображение. Взять хотя бы загадочные рисунки,
выполненные на почве в пустыне Наска. Гигантские .размеры фигур людей,
зверей, птиц, рыб, разбросанных на огромном плато протяженностью 50
километров c севера на юг и 10 километров от подножия Кордильер к
западу. До сего времени ученые Перу и других стран продолжают -спор о
назначении этих гигантских изображений («Наука и жизнь» №7, 1973 и №12,
1974). Перуанец Х. Кабрера связывает рисунки Наски с «неандертальцами
разумными» — они приручили летающих ящеров, сами летали на них, и полосы
Наски служили им аэродромом.
Путешествуя сегодня в Андах, вы
можете пройтись по дорогам, построенным во времена инков. Специалисты
считают, что эти мощеные тракты общей протяженностью свыше 15 тысяч
километров по своему совершенству намного превосходят многие известные
нам дороги древних в Старом Свете.
Подобные археологические
памятники, встречающиеся буквально на каждом шагу в сочетании с
преступно равнодушным отношением былых правителей к истории национальной
культуры, создавали благоприятную почву для далеко не научной деятель
ности «уакерос» — копателей кладов и захоронений, мистификаторов и
дельцов. В стране появилась своего рода «индустрия», способная
отштамповать необходимым тиражом любую необыкновенную «археологическую
находку». Может быть, поэтому в Перу мало кого удивляют довольно частые
сенсационные опровержения, появляющиеся на страницах печати no поводу
тех или иных в свое время нашумевших «открытий древности».
Немногие
в Лиме говорили о публикации одной из столичных газет, которая в начале
1975 года подвергла сомнению подлинность «камнетеки» доктора Кабреры из
города Ика. Тогда было опубликовано и интервью с двумя
братьями-граверами no камню, которые утверждали, что это они изготовили
no заказу и эскизам «одного сеньора из Ики» немало камней. Обращало на
себя внимание то обстоятельство, что, помимонеточных сведений о
«заказчике» и довольно сбивчивого рассказа в целом, братья не смогли
дать вразумительного ответа на ряд довольно существенных вопросов.
Например, сколько конкретных заказов они выполнили (не нужно забывать,
что «камнетека» Кабреры насчитывает более 15 тысяч экземпляров!), каким
инструментарием располагают (а он должен быть очень совершенным, чтобы
наносить на твердую породу ажурную сетку рисунков!)...
Мне, так же
как и Ю. А. Зубрицкому, довелось побывать в гостях у доктора Кабреры,
рассматривать его коллекцию. Хавьер Кабрера производит впечатление
человека, самозабвенно и искренне увлеченного камнями и своей гипотезой.
Отношение перуанских историков и археологов, с которыми мне приходилось
беседовать о «камнетеке» доктора Кабреры, их мнения, как правило,
оказывались довольно противоречивыми. Ближе к истине стоят, вероятно,
те, кто, не исключая подлинности отдельных экземпляров коллекции,
полагает, что в целом ее владелец стал жертвой определенной мистификации
(я даже не исключаю, что, используя его интерес, кто-то заказывал
большую часть камней упомянутым или другим граверам, а затем доставлял
их Кабрере под видом «подлинных»).
Лимская газета «Экспресс» в
номере от 24 декабря 1974 года посвятила Х. Кабрере и его «камнетеке»
обширный материал, в котором указывала со ссылкой на «Журнал
регионального музея Ики», что подобные камни хранятся не только в
упомянутом музее, но и в небольших частных коллекциях жителей этого
города (перечислялись имена). В Перу, говорилось там, у людей имеется по
нескольку экземпляров аналогичных камней с рисунками.
Все это, на мой взгляд, призывает проявить разумную критичность к выдвинутой гипотезе.
ПОГИБШИЕ КОНТИНЕНТЫ АТЛАНТИДА И МУ НА КАРТЕ НЕАНДЕРТАЛЬЦА
Кандидат исторических наук В. ГУЛЯЕВ.
По
сообщению перуанской газеты «Экспресс» от 24 декабря 1974 гола, на
одном из камней, найденных в Ике, запечатлена древнейшая из известных
ныне карт мира. Возраст ее составляет около 100 миллионов лет. Больше
того, на этой карте нанесены очертания сразу двух таинственных
континентов — Атлантиды и Му (№12 и №10), ожесточенные споры о самом
существовании которых ведутся вот уже в течение многих лет. Стремление
связать вновь открытую неандертальскую «цивилизацию» с легендарной
Атлантидой неоригинально. Так, например, Атлантиду считали родиной всех
высоких культур доколумбовой Америки и ряда цивилизаций Европы, Азии и
Америки. Согласно утверждениям атлантологов, остров погиб в силу
каких-то таинственных обстоятельств в 12-м тысячелетии до н. э.
Если Атлантида была рождена фантазией
Платона в IV веке до н. э., то другой мифический континент— Му впервые
появился на свет в трудах своего «творца» англичанина Джеймса Чёрчварда
только в 1929 году. Этот большой кусок суши находился якобы в
центральной части Тихого океана, между Америкой ‹и Азией, и ныне
остатками его являются острова Полинезии. Основной источник информации о
новом континенте — «Наакальские таблички» с загадочными письменами,
переведенными специально для автора книги каким-то неизвестным индусским
жрецом.
Как следует из книги Чёрчварда, остров держался на
поверхности беспокойных тихоокеанских вод лишь благодаря особым «газовым
поясам». И когда эти «пояса» лопнули, Му, словно торпедированный
дредноут, медленно погрузился в океанскую пучину. Однако, прежде чем это
случилось, оттуда успели переселиться на окружающие материки его
прежние обитатели — люди (носители необычайно высокой культуры) и даже
представители местной фауны, включая динозавров. Му, как и Атлантида,
погиб в 12-м тысячелетии до н. э.
Остается лишь выяснить, каким
образом сведения об этих двух таинственных континентах, порожденных
фантазией разных авторов и в разное время — в IV веке до н. э. и в 1929
году н. э., — попали на карту мира, которая была создана 100 миллионов
лет назад?
ЕЩЕ РАЗ О ДИСКРЕДИТАЦИИ НАУКИ
Доктор биологических наук В. АЛЕКСЕЕВ.
Не
могу назвать изложенные в статье Ю. А. Зубрицкого взгляды гипотезой.
Это фантазия. Она опирается на многие ошибочные суждения о
неандертальцах. Речь идет о таких особенностях морфологии
неандертальцев, как походка на полусогнутых ногах, очень ограниченное
противопоставление большого пальца, непропорционально большая голова.
Все эти представления когда-то фигурировали в науке, но они уже давно
оставлены как не соответствующие структурным особенностям конкретных
ископаемых находок.
Еще произвольнее реконструкция той среды, географической и производственной, которая окружала неандертальцев.
Неандертальцы
летали на летающих ящерах? Ящеры эти вымерли в мезозойскую эпоху и
отстоят от неандертальцев в истории Земли на сотни миллионов лет.
Неандертальцы
создавали многофигурные и очень сложные гравировки на камнях? Но вся
совокупность наших знаний о технике обработки каменных орудий,
обнаруженных на неандертальских стоянках, позволяет сказать: не было у
неандертальцев орудий, с помощью которых можно было бы обработать
поверхность камня столь совершенным образом.
Человека
неандертальского вида и остатков его культуры на американском материке
не найдено, и это сохраняет свою силу, как бы скептически ни относился к
ней автор разбираемой фантазии. Масштабы археологического изучения
Северной и Центральной Америки не меньше, чем на территории Европы. Тем
не менее в Европе стоянки неандертальцев исчисляются сотнями, а в
Америке их нет. Может быть, соответствующие слои в Америке по каким-то
причинам разрушены, а с ними разрушены и отложившиеся в них
археологические и палеоантропологические остатки? Однако геологи и
палеогеографы не выявили на американском материке доказательств сильных
тектонических движений, которые были бы синхронны мустьерской эпохе
неандертальцев (100 тысяч — 50 тысяч лет).
Сама идея, будто бы
культура неандертальцев пережила эпоху исключительного расцвета,
встречает возражение и в теоретическом плане. История человечества —
закономерный процесс, во всяком случае, мы привыкли так думать, и нужны
какие-то очень серьезные аргументы, чтобы отказаться от этого взгляда и
поверить в невероятную творческую силу неандертальцев, выразившуюся в
операциях на сердце и вообще неправдоподобно высоких достижениях
медицины.
Кстати говоря, все эти достижения «неандертальца
разумного» из Ики автоматически требуют, помимо чисто технической
стороны дела, определенного уровня ассоциативного мышления, объема
памяти и индукции, что, в свою очередь, должно базироваться на развитии
определенных мозговых структур. У неандертальцев они имеют примитивную
форму. В частности, недостаточно развиты и лобные доли, в которых
сосредоточиваются высшие функции мышления.
ЧЕЛОВЕК ВЕРХОМ НА ЯЩЕРЕ?
С. КУРЗАНОВ, научный сотрудник Палеонтологического института АН СССР.
Древние
изображения ныне вымерших животных — источник очень ценный для
палеонтолога. Проанализируем три камня из Ики, которые были помещены на
страницах журнала «Латинская Америка» (№1, 1976). Пожалуй, самое
удивительное и оригинальное — это сцена охоты на какого-то
доисторического гиганта — ящера. Такие звери уже вымерли, когда на Земле
только-только появились первые примитивные млекопитающие. Несмотря на
условность рисунка, это животное похоже на бронтозавра или, точнее, на
кого-нибудь из его ближайших родственников-зауропод. Окаменевшие кости
зауропогд (группы самыхкрупных рептилий, в которую входит и бронтозавр)
находят в юрских и меловых отложениях Аргентины, Бразилии, Колумбии, в
породах, чей возраст 190-70 милпионов лет. Как же мог человек охотиться
на этих зверей, если он появился десятки миллионов лет спустя? Это
несоответствие отмечено и антропологами (см. выше).
Обычно, когда видишь перед собой невероятное, поневоле
начинаешь присматриваться к деталям. И тут есть свои нелепости. У
нашего «бронтозавра» непропорционально велика голова (в действительности
она была значительно меньше). Впрочем, можно возразить: рисунок
стилизован. На спине, шее, хвосте «бронтозавра» нарисованы странные
треугольные пластины. Их никогда не было у настоящих зауропод. Такие
костные пластины носили стегозавры — другая группа динозавров,
совершенно пнепохожих на экспонаты «камнетеки» Ики. Они неизвестны в
Южной Америке. Вот эта последняя деталь — самая важная с нашей точки
зрения — и заставляет полагать, что мы имеем дело с фантазией художника,
не очень внимательно прочитавшего учебник палеонтологии.
На
другом камне — человек на слоне. Очень интересен этот зверь. Судя по
всему, некрупный, со слабо развитыми верхними бивнями, хорошо
обособленной головой, он напоминает мастодонтов — современников
доисторического человека Южной Америки. На территории Эквадора,
Бразилии, Аргентины находят в верхнеплейстоценовых отложениях остатки
мастодонтов нескольких родов. По утверждению некоторых ученых, их
находят даже в голоценовых (современных) отложениях. Кости этих животных
обнаружены вместе c «каменными орудиями на стоянках, в так называемых
«кухонных отбросах». И потому нет ничего невероятного в том, что такое
животное изображено вместе с древним человеком.
Примерно то же
самое можно сказать о другом сюжете — всадник на лошади. Известно, что
южноамериканские лошади не встречаются в ископаемом состоянии в
отложениях, возраст которых моложе десяти тысяч лет.
Где-то на
рубеже XV-XVI веков на американский континент испанские конкистадоры
завезли европейских лошадей. Различия между этими двумя видами очень
незначительны, и на рисунках их заметить практически невозможно. Поэтому
и нельзя ничего сказать определенного, ни когда появилось это
изображение на камне, ни тем более, полагаясь на существование
южноамериканской лошади 100-150 тысяч лет назад, датировать ею всю
цивилизацию «неандертальца разумного» из Ики.
Как видно,
получившиеся выводы весьма противоречивы. Изображение «бронтозавра»,
безусловно, было сделано не с натуры, другие два вполне можно причислить
и к работам древнего художника. Но представим, что рисунки на камнях —
это подлинная paбота человека исчезнувшей цивилизации. Почему же в таком
случае изображена охота на никогда не существовавшего зверя? Тогда
нужно допустить, что человек обладал какими-то знаниями о вымерших
животных, да еще никогда не живших в Южной Америке. Это сделать
трудновато. Поневоле рождаются сомнения и в подлинности всего
увиденного.
ДРЕВНЯЯ «ТЕХНИКА» ТАКИХ СЛЕДОВ НЕ ОСТАВЛЯЛА
Кандидат юридических наук С. ПОТАШНИК.
Следы
остаются на всем. Одни мы видим невооруженным глазом, другие — при
большом увеличении. С помощью современной техники можно не только
определить, каким орудием или оружием оставлен след, но установить
материал этого орудия.
Широк диапазон применения трасологии. На
этот раз для исследования были представлены четыре камня, привезенные из
перуанского города Ики. На каждом — изображение воспринималось как
старинный рисунок. Во всех четырех случаях это была гравировка на камне.
даже при незначительном увеличении под микроскопом были видны
углубленные бороздки одинаковой ширины.
Каким
же орудием наносились эти рисунки? Для определения материала провели
эксперимент — попытались оставить следы на перуанских камнях современным
напильником, изготовленным из инструментальной стали, и древними
орудиями из бронзы, кремния и обсидиана. От бронзы не осталось и следов,
от остальных материалов — незначительные царапины глубиной до 0,2
миллиметра (на исследуемых камнях глубина бороздок до 1 миллиметра).
И тогда попробовали наносить следы на камни с помощью бормашины.
Наши
первые неуверенные еще движения оставляли следы не всегда одинаковой
ширины, но со временем рука так привыкла выводить штрихи на твердой
поверхности камня, что под микроскопом их нельзя было отличить от
оригинала.
Результаты исследования дают основание полагать, что
нанесены все эти рисунки на камень с помощью технических средств. Такими
средствами не обязательно, конечно, должны быть аппараты типа
бормашины. Например, для сходных целей в граверной технике имеются
специальные приборы.
УЖ ЕСЛИ ПЕРЕСМАТРИВАТЬ ИСТОРИЮ, ТО С ФАКТАМИ В РУКАХ
Кандидат исторических наук В. БАШИЛОВ.
В
статье Ю. А. Зубрицкого излагается «гипотеза» перуанского ученого,
доктора медицины Х. Кабреры Даркеа о существовании в древности
цивилизации неандертальцев. Такое предположение ведет к пересмотру
кардинальных представлений современной исторической науки. Ведь
считается, что Новый Свет был заселен лишь 25-30 тысяч лет назад, в
верхнем палеолите, когда неандертальцы уже исчезли, уступив место
человеку современного вида. В Центральных Андах (территория Перу и
Боливии) человек появился не раньше чем 20 тысяч лет назад.
Ни
археологи, ни представители других наук о древнейшем прошлом
человечества никогда не отказывались от пересмотра старых концепций. Но
при одном условии — отказ от этих концепций должен быть очень серьезно и
убедительно apryментирован фактами! Достаточно вспомнить о революции,
которую произвели в антропологии открытия Л. Лики, удревнившие историю
человека на два миллиона лет. Ученые согласились с принципиальным
изменением старых научных представлений именно потому, что оно
базировалось на многочисленных доказанных фактах.
Какие факты
составляют основу для гипотезы Х. Кабреры? Она опирается лишь на серию
рисунков на камнях. И хотя их тысячи, но нет ни орудий, ни жилищ, ни
остатков погребения тех, кто создал эту так называемую неандертальскую
цивилизацию (хотя материальная культура неандертальцев достаточно хорошо
известна). Кабрера считает, что «неандертальцы» оставили после себя
много следов их высокого культурного развития. Например, загадочные
полосы и рисунки в пустыне Наска. Но перуанский археолог Мария Рейхе
подробно рассказала об исследовании этих полос, оставленных создателями
культуры Наска, которые жили много тысячелетий спустя после исчезновения
«неандертальской цивилизации».
Обратимся к рисункам «камнетеки»
Ики. Что же связывает изображенных на них людей с неандертальцами?
Прежде всего, как утверждается в гипотезе, это непропорционально большая
голова и то, что большой палец на руках не противопоставлен остальным.
Но искажение пропорций человеческой фигуры вообще характерно для
древнего искусства. достаточно вспомнить статуи культуры Тиауанако, где
голова обычно составляет чуть менее трети роста. Примерно такое же
соотношение у человеческих изображений на сосудах культуры Наска. даже
на самых реалистических изображениях людей в искусстве культуры Мочика
размеры головы и других частей тела соотносятся как 1:4. В искусстве
всех этих культур 1 тысячелетия н. э. встречаются и искаженные
изображения человеческой руки. Иногда изображаются только четыре пальца,
иногда вся кисть вывернута в обратную сторону. Это объясняется
определенной манерой стилизации, а не особенностями физического строения
изображаемых людей. Наряду с такими есть и совершенно обычные по нашим
стандартам изображения. Поэтому нет оснований считать неестественные
пропорции и неправильно переданную кисть руки признаками неандертальцев.
У нас нет главного — и это уже отметил выше В. П. Алексеев — не найдено
ни одного неандертальского скелета, который бы имел прямое отношение к
этим загадочным камням. Поэтому, видимо, преждетвременно рассуждать о
неандертальском населении Центральных Анд 150-200 тысяч лет-назад.
Но,
может быть, камни из коллекции доктора Кабреры относятся к какой-либо
из известных древних цивилизаций, которые на территории Нового Света
появляются в 1 тысячелетии н. э.? В Центральных Андах это уже
упоминавшиеся Мочика, на перуанском побережье — Наска и Тиалуанако на
Боливийском плоскогорье. Руины городов и поселений, могильники с ярко
выраженными социальным и имущественным неравенством погребенных,
развитое искусство, отражающее сложные религиозные и мифологические
представления, — вот те характернейшие черты, которые встречаются во
всех древних цивилизациях. Да и само понятие «цивилизация» неразрывно
связывается c обществом, уже разделенным на классы. Каждая из
древнеперуанских цивилизаций обладает яркими, своеобразными
особенностями. Но ни с одной из них нельзя связать рисунки на камнях
Ики.
Среди «наследства», оставленного «разумными неандертальцами»
из города Ики своим потомкам, называются циклопические сооружения
Древнего Перу, каменные великаны оспрова Пасхи. За последнее время стало
уже какой-то традицией привлекать подобного рода памятники для решения
запутанных «загадок» истории. На самом же деле известно, что
циклопические здания Тиауанако в Боливии были построены местным
населением в 1 тысячелетии н. э., а крепости Саксайуаман и МачуПикчу в
Перу воздвигли инки в первой половине 2 тысячелетия н. э. (см. статью Ю.
Зубрицкого — «Наука и жизнь» №7, 1973 r., стр. 91).
Как же в
таком случае оценить рисунки из Ики? Кто и когда нанес их на камни?
Место их нахождения и условия находки тщательно скрываются. Можно
опираться только на те немногочисленные фотографии, которые появились в
различных периодических изданиях (наиболее полную публикацию см. в
журнале «Латинская Америка» №1, 1976). Судя по этим фотографиям и
четырем камням, присланным в Институт археологии АН СССР из Перу, авторы
рисунков были знакомы с некоторыми мотивами древнеперуанского
искусства, хотя их совмещение достаточно эклектично.
Вместе с тем
обращает на себя внимание, что все рисунки сделаны в одном стиле. Как бы
ни различались сюжеты этих изображений, все они очень похожи по деталям
исполнения. Если в той же манере выполнены и остальные экспонаты
коллекции доктора Кабреры, то рисунки должны были быть нанесены в
относительно короткий период времени и, может быть, даже одной рукой.
Огромное их количество (около 16 тысяч камней, впрочем, эта цифра
постоянно варьируется) заставляет думать о «промышленном» производстве
знаменитой «камнетеки» Ики. А доктор Х. Кабрера, вероятнее всего, стал
жертвой фальсификаторов. Вполне возможно, что в его коллекции есть ряд
подлинных вещей, послуживших источником для изготовления всей серии
поддельных изображений.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Огромное их количество (около 16 тысяч камней, впрочем, эта цифра постоянно варьируется) заставляет думать о «промышленном» производстве знаменитой «камнетеки» Ики. А доктор Х. Кабрера, вероятнее всего, стал жертвой фальсификаторов.
да, да круги на полях то же сделали пьяные фермеры, ночью при свете фонаря, чтобы приколоться над "научной общественностью" еще на развалинах зданий 9/11 где все превращено в мелкую пыль сверху лежали чудом уцелевшие паспорта "террористов" а почему-бы нет: пипл хавает
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 7077
Рейтинг поста:
Зачем передёргивать, в данной статье речь идёт только о камнях Ики.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 445
Рейтинг поста:
да, да круги на полях то же сделали пьяные фермеры, ночью при свете фонаря, чтобы приколоться над "научной общественностью"
еще на развалинах зданий 9/11 где все превращено в мелкую пыль сверху лежали чудом уцелевшие паспорта "террористов"
а почему-бы нет: пипл хавает