----------------------------
© 2015 Станислав Серапинас (
Sagittario)
----------------------------------------
----------------------------
Из
восемнадцати праздничных нерабочих дней в 1929 году лишь восемь
относились к новым революционным, а из оставшихся десяти девять (за
вычетом нейтрального
Нового года) были религиозными православными. Тут, кстати, следует заметить, что
Пасха,
Троица и
День конституции (о нем подробнее чуть позже) и так приходились всегда на воскресенье, так что фактически нерабочих дней оставалось пятнадцать.
Но, если приглядеться, можно заметить и еще кое-какие особенности..
Например,
некоторые религиозные праздники отмечались по григорианскому уже
календарю, другие же - по юлианскому. Т.е. по новому календарю
отмечались праздники неподвижные (всегда приходящиеся на одно и то же
число месяца -
Преображение,
Рождество), тогда как
Пасха и остальные связанные с ней праздники переходящие или подвижные (тут это
Вознесение,
Троица,
Духов день) продолжали исчисляться и, соответственно, справляться по-старому.
К тому же, странно как-то было видеть
День конституции в июле, тогда как принята она была, вроде бы, в январе 1924 года...
Когда
же стал сравнивать с календарями за предыдущие годы (из
адресно-справочных книг "Вся Москва" за соответствующий год) - вопросов и
еще прибавилось.
Так в
1925 году всех праздников было вроде бы тоже восемнадцать, но наборчик их был несколько иным:
Поскольку
Первомай и
7 ноября отмечались тогда по одному еще только нерабочему дню, то всех
"революционных праздников" набралось в 1925 году лишь семь (это даже при
включении в их число
Нового года!!:). "Особых же дней отдыха"
(иными словами, основных праздников православного календаря) значилось
аж одиннадцать. Но даже при таком их количественном преобладании
отсутствовал почему-то
День Святой Троицы, отмеченный в календаре на 1929 год, но зато "богаче" этот табель был на
Крещение,
Благовещение и
Успение..
Правда,
как видим, МГСПС (Московский городской совет профессиональных союзов)
такое положение дел не стерпел и конкретно в Московской губернии
Крещение с Благовещением было заменено "второмаем" и
"восьмоноябрем"!:)..
В следующем же
1926 году
Крещение с
Благовещением и вовсе были проигнорированы безо всяческой "революционной" компенсации:
К тому же, из трехдневного празднования
Пасхи была "изъята"
Страстная суббота, так как она приходилась в том году на
Первое мая, и осталось всех праздников в 1926 году пятнадцать. А с учетом постоянной "воскресенности"
Пасхи и
Конституции, да попаданий, как на грех, на воскресные дни
7 ноября и
26 декабря, был этот год совсем малопраздничным - всего одиннадцать дополнительных выходных дней.
Это еще хорошо, что "вместо"
Троицы все еще праздновалось
Успение, а то бы все свелось и вовсе к десяти гуляльным дням..
В
1927 году вдруг вновь вспомнили про
Благовещение:
... но забыли про
День конституции?!:) Всех праздников стало шестнадцать, реальных же дополнительных выходных было в 1927 году тринадцать.
В
1928 году значилось всего пятнадцать праздничных дней и дней отдыха (но одиннадцать реальных выходных):
Пропало вновь
Благовещение, исчезло и
Успение, про
Конституцию так и не вспомнили, зато
День пролетарской революции стал двудневием!..
Можно только догадываться, какая путаница творилась в головах бедных поселян Россеи в то время..
И это мы рассмотрели только один регион, московский... В других была своя картина.
Вот, например, табель-календарь на
1929 год, выпущенный в качестве бесплатного приложения к ленинградскому областному журналу «Красная деревня»:
Сравним по праздникам с вышеприведенным календарем за тот же год из справочника "Вся Москва":
1929 год |
«Вся Москва» |
«Красная деревня» |
|
1 января |
+ |
+ |
Новый год |
22 января |
+ |
+ |
День памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 г |
12 марта |
+ |
+ |
Низвержение самодержавия |
18 марта |
+ |
+ |
День Парижской Коммуны |
1-2 мая |
+ |
+ |
День Интернационала |
4-6 мая |
+ |
+ |
Пасха |
13 июня |
+ |
— |
Вознесение |
23 июня |
+ |
— |
Троица |
24 июня |
+ |
+ |
Духов день |
7 июля |
+ |
— |
День Конституции СССР |
6 августа |
+ |
+ |
Преображение |
7-8 ноября |
+ |
+ |
Дни Пролетарской Революции |
25-26 декабря |
+ |
+ |
Рождество |
Т.е. ленинградский регион по сравнению с московским
имел в 1929 году на три праздничных дня меньше. Правда, два из них
(Троица и Конституция) все равно приходились на воскресенье, но, тем не
менее.. И если осторожный подход к празднованию религиозных праздников в
атеистической стране еще можно понять (растерянность и неопределенность
проступают даже в фразе: "Кроме того, днями отдыха
намеч. след. дни.."), то неразбериха с празднованием Дня конституции вообще труднообъяснима..
Ну, что ж, давайте разбираться..
Одним
из первых декретов только-только созданного Совета Народных Комиссаров,
в качестве временного "рабочего и крестьянского правительства"
заменившего свергнутое в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 г.
Временное правительство Керенского, был декрет «О восьмичасовом рабочем
дне». Принят он был уже
29 октября (11 ноября) 1917 года..
Статья десятая Декрета гласила (пояснений с названиями праздников в квадратных скобках там не было):
10. В расписание праздников, в кои не полагается работать, включаются обязательно все воскресные и следующие праздничные дни:
1 Января [Новый год], 6 Января [Крещение Господне], 27 Февраля [Низвержение самодержавия], 25 Марта [Благовещение Пресвятой Богородицы], 1 Мая [День Интернационала], 15 Августа [Успение Пресвятой Богородицы], 14 Сентября [Воздвижение Креста Господня], 25 и 26 Декабря [Рождество Христово], пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа.
Примечание
1. Для не-христиан допускается внесение в расписание других праздников,
взамен воскресных, сообразно закону их веры; из остальных же упомянутых
в сей ст. праздников для них обязательно внесение тех, кои не указаны в
следующем примечании.
Примечание 2. По желанию большинства рабочих
предприятия или хозяйства или какого-либо его отделения праздничные дни 1
и 6 Января, 15 Августа, 14 Сентября, 26 Декабря, суббота Страстной
недели и понедельник Пасхальной недели могут быть заменяемы другими свободными днями.
Декрет,
прямо скажем, странноватый (не говоря уже о вывернутой логике
изложения), так как для не-христиан, согласно примечаниям 1 и 2,
обязательными для празднования становились отчего-то Благовещение,
первый день Рождества, второй день праздника Сошествия Св. Духа, а также
пятница Страстной недели и вторник Пасхальной недели!?
Всего же
праздничных дней по свежеиспеченному декрету набиралось пятнадцать, что
относительно календаря России царской уменьшало их количество... на
треть! Ибо по установлению закона от
2 июня 1897 года «О
продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях
фабрично-заводской и горной промышленности» дней неприсутственных (как
они тогда именовались) было аж сорок пять (не поленился посчитать:)
Все
даты в декрете Совнаркома давались, разумеется, по юлианскому
исчислению, поскольку и вся страна еще по нему жила.. Но недолго. Уже
24 января (6 февраля) 1918 года на заседании СНК был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря»:
В
целях установления в России одинакового почти со всеми культурными
народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет
ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый
календарь. В силу этого:
1) Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.
Томский календарик григорианский новый.. Церковь продолжала жить по юлианскому, соответственно и праздники ее даны по старому:
И панорама Томска того же времени.., для колориту)
Следующая регламентация праздненств в новой России была осуществлена
2 декабря 1918 года, когда были приняты правила СНК «О еженедельном отдыхе и
праздничных днях», что закрепилось затем в «Кодексе законов о труде»,
принятом
10 декабря 1918 г.
В приложении к статье 104 раздела «О рабочем времени» там, в частности, говорилось:
7.
Производство работы воспрещается в следующие праздничные дни,
посвященные воспоминаниям об исторических и общественных событиях:
а) 1 января — Новый год;
б) 22 января — день 9 января 1905 года;
в) 12 марта — день низвержения самодержавия;
г) 18 марта — день Парижской Коммуны;
д) 1 мая — день Интернационала;
е) 7 ноября — день Пролетарской Революции.
8.
Местные советы профессиональных союзов, с согласия Народного
Комиссариата Труда, могут устанавливать, помимо вышеуказанных, особые
дни отдыха, но не свыше 10 в году, согласуя эти дни отдыха с обычными
для большинства населения данной местности праздниками, заранее
опубликовывая таковые во всеобщее сведение, при том непременном, однако,
условии, чтобы такие дни отдыха не оплачивались...
Вот те на! Нереволюционные празднички-то не оплачивались!
Судя по красным датам в этом календаре печатался он еще до декабря 1918, так как нет там ни
дня 9 января, ни
дня Парижской Коммуны.. Но есть зато уже
7 ноября —
день Пролетарской Революции, отмечание которого было регламентировано специальным постановлением ВЦИК
18 сентября 1918 года «О дне празднования годовщины Великой Октябрьской социалистической революции».
Календарь
григорианский, но православные праздники даны все в параллельном
юлианском существовании (ну, как и сейчас, с отставанием в 13 дней).
Набор их полностью соответствует вышеизложенному декрету от 29 октября
(11 ноября) 1917 года: Крещение, Благовещение, пятница и суббота
Страстной недели, Пасха, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Успение,
Воздвижение Креста, Рождество. Да и количество их не превышает десяти,
как и требовал КЗоТ.
На 1920 год календарик не нашел, но в 1921 году примерно все было то же самое:
Жаль в следующем мелко и плохо видно, а то внизу явно какая-то интересная информация по нерабочим дням:
Но
реконструировать удалось тут следующий набор религиозных праздников:
Рождество с Собором, Крещение, Благовещение, Пасха с Пасхальным
понедельником, Вознесение, Духов день, Преображение, Успение - итого
ровно десять требуемых КЗоТом дней.
И в 1922-ом аналогично. Прекрасный, кстати, календарь работы Кустодиева:
30 октября 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде РСФСР, впрочем мало что изменивший относительно интересующего нас вопроса:
XI. Время отдыха
111. Производство работ воспрещается в следующие праздничные дни:
а) 1 января — Новый год;
б) 22 января — день 9 января 1905 г.;
в) 12 марта — день низвержения самодержавия;
г) 18 марта — день Парижской Коммуны;
д) 1 мая — день Интернационала;
е) 7 ноября — день Пролетарской Революции;
112.
Отделы труда, по соглашению с губернскими советами профессиональных
союзов, устанавливают, помимо указанных в ст. 111 праздничных дней,
особые дни отдыха, не свыше десяти в год, согласуя эти дни с местными
условиями, составом населения, народными праздниками и т. п...
Тут, вроде бы, ничего не говорится уже про
неоплату тех самых дополнительных "особых дней отдыха"!
Однако, мне попался такой вот Сборник 1923 года издания:
Как
можно убедиться, ни на какие КЗоТы тут вообще нет ссылок, хотя сборник
представляет именно подборку законодательных документов, и все там
регламентируется постановлениями 1918-19 еще годов, в том числе и про
неоплату.. Как было в реальной практике - не знаю..
Любопытный
календарь из адресно-справочной книги "Вся Белоруссия" на 1923 год с
указанием основных религиозных праздников преобладающих местных
конфессий. Из которых, видимо, и предлагалось выбирать "особые дни
отдыха" (не свыше десяти в год) конкретным уже местным "отделам труда,
по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов"..
Еще вот на 1923-й календарик такой нашелся, очень мелкий.., но зато авторства Остроумовой-Лебедевой:
30 июля 1923 года Президиум Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК),
"рассмотрев
многочисленные ходатайства профессиональных организаций и групп
земледельческого населения православного вероисповедания" (ну, как
обычно!:), издал декрет «О ПЕРЕНЕСЕНИИ ДЕСЯТИ ДНЕЙ ОТДЫХА,
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НАСЕЛЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ по СТ. 112
КОДЕКСА ЗАКОНОВ о ТРУДЕ ИЗДАНИЯ 1922 года
СО СТАРОГО на НОВЫЙ СТИЛЬ»:
Установленные
Народным Комиссариатом Труда, по соглашению с Всероссийским Центральным
Советом Профессиональных Союзов, на основании ст. 112 Кодекса Законов о
Труде издания 1922 года дни отдыха, в числе десяти, совпадающие с
праздниками населения православного вероисповедания и закрепленные по
новому грегорианскому календарю применительно к старому юлианскому
календарю, перенести на соответствующие числа нового грегорианского
стиля.
Причем перевод православных праздников с
юлианского на "грЕгорианский" (устаревшая форма написания)
предписывалось сделать не дожидаясь следующего года, а немедленно:
Ближайший
день отдыха, совпадающий с праздником "Преображения", прикрепленный к
19-му августа по новому стилю, перенести на 6-е августа того же стиля.
Следующий день отдыха, совпадающий с праздником "Успения", прикрепленный
к 28-му августа, - перенести на 15-е августа; дни отдыха, совпадающие с
праздниками "Рождества Христова", вместо 7-го и 8-го января будущего
года перенести на 25-е и 26-е декабря по новому стилю текущего года.
Предоставить
Народному Комиссариату Труда, во исполнение настоящего Постановления,
опубликовать о таком перемещении дней отдыха на весь год во всеобщее
сведение и сделать распоряжение о прекращении печатания календарей с
обозначением времени по старому юлианскому стилю.
Что
чиновный люд по всей необъятной тут же с рвением и кинулся усердно
претворять, даже, видимо, и там, где православные праздники вовсе до
того в календарях не значились. Так что уже
14 августа 1923 года
ВЦИК должен был разразится специальным декретом "О РАЗЪЯСНЕНИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПЕРЕНЕСЕНИИ ДЕСЯТИ ДНЕЙ ОТДЫХА НА НОВЫЙ СТИЛЬ":
Упоминаемые
в Постановлении Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
православные праздники (Преображение, Успение и Рождество Христово)
считаются особыми днями отдыха лишь в тех местностях, где согласно ст.
112 Кодекса Законов о Труде издания 1922 года таковые объявлены местной
властью.
Тут надо заметить, что декрет этот был не
прямолинейным волюнтаристским актом властей, а последовал за двумя
событиями в организационной жизни самой православной церкви, как
внутрироссийской, так и международной.
5 мая 1923 года на проходившем в Москве
с 29 апреля по 9 мая в храме Христа Спасителя Втором Поместном Всероссийском Соборе (Первом
обновленческом) был рассмотрен вопрос "О Реформе календаря".
Цитирую протокол этого заседания:
С
докладом о реформе календаря выступает митрополит Антонин. Докладчик
указывает, что первый Вселенский Собор не устанавливал никакого особого
принципа для вычисления религиозных времен. Он просто взял
существовавший тогда календарь. В дальнейшем докладчик доказывает
возможность безболезненного перехода на Грегорианский календарь и
знакомит Собор с правилами астрономического вычисления времени.
Оказывается, что в связи с запаздыванием Юлианского календаря,
православная церковь нарушила все правила Вселенского Собора и празднует
теперь Пасху месяцем позднее, против того, как определил Собор. И
потому, говорит докладчик, бросить старый стиль не только не грешно, но
даже необходимо. Почин России в этом отношении может иметь международное
значение, хотя идея введения Грегорианского календаря уже предвосхищена
Финляндией, Эстонией и Грецией. Что касается вопроса о совпадении
еврейской пасхи и православной, при условии перехода на Грегорианский
календарь, то докладчик в этом не видит ничего страшного, а наоборот,
считает это обстоятельство крайне важным для братского единения народов.
При совпадении праздников, - говорит митр. Антонин, — у человечества
будет хотя бы один день в году, когда все во всём мире будут, соединены
одной мыслию: всепрощения, братства и равенства.
В настоящее
время в Константинополе заседает православная конференция, под
председательством константинопольского патриарха Мелетия и вырабатывает
технику перехода на Грегорианский календарь. С своей стороны докладчик
предлагает перейти на Грегорианский стиль с 12 Июня текущего года, но,
причём для этого он предлагает в воскресение 21 Мая соединить два
последующих воскресения и, кроме того, 10 Июня уплотнить два воскресения
в одно.
Собор без прений соглашается с докладом митрополита Антонина и выносит соответствующую резолюцию.».
Русская
Православная Церковь, мечущаяся тогда в захлопнутой мышеловке,
находилась в расколе, и попытки самоопределения служителей ее в
создавшейся ситуации простирались от сурового стоического
самопожертвования в лоне традиционализма, до неприкрытого
властоугодничества. Хватало и романтиков, пропитавшихся неугасшим еще
тогда революционным духом обновления всего обветшавшего.
Так или
иначе, к моменту проведения Собора обновленцы занимали две трети из 30
тысяч действовавших в то время храмов.. Но нет никакого сомнения, что
власть умело играла на этих противоречиях, во многом их подогревая и
провоцируя, да и сам обновленческий собор 1923 г. готовился,
контролировался и управлялся закулисно структурами ЦК РКП(б) и ГПУ..
Тема
эта отдельная, глубокая, и увязнуть в ней можно по уши.. Так что
зафиксируем лишь исторические вехи и скажем, что решения этого собора
претворены в жизнь не были..
слева
направо: Владимир (Красницкий) - «первый протопресвитер всея Руси»,
Петр (Блинов) - «митрополит Томский и всея Сибири» и Антонин
(Грановский) - «митрополит Московский и всея Руси» в кулуарах собора за
беседой.
Практически одновременно с обновленческим московским Собором в Константинополе
с 10 мая по 8 июня 1923 г. прошло мероприятие, задуманное его организатором, Вселенским
Патриархом-реформатором Мелетием IV, чуть ли ни как Всеправославный
Собор, собираемый для решения календарного и некоторых других церковных
вопросов во имя "усиления вселенского христианского единства",
получивший в результате самоназвание «Всеправославного конгресса», но
многими за таковой так и не признанный по причине отсутствия на нем
представителей доброй половины поместных церквей.
Несколько
странно, что в вышецитированном протоколе московского заседания,
проходившего 5 мая, о Константинопольском конгрессе говорится, как о
событии уже происходящем ("в настоящее время в Константинополе заседает
православная конференция.."), тогда как только открытие его произошло
пятью днями позже. Но, видимо, важнее тут была не точность датировочная,
а важность событийная, повышающая авторитетность собственного решения.
Однако
речь на константинопольском конгрессе шла не просто о "выработке
техники перехода на Грегорианский календарь", а о составлении календаря
нового, свободного от недостатков, как юлианского, так и григорианского
стилей.
С проектом нового календаря выступил сербский математик
Милутин Миланкович, предложивший считать високосными лишь те столетия,
которые делятся на 9 с остатком 2 или 6, что даёт возможность из 900 лет
исключить 7 високосных столетий. В григорианском календаре за 400 лет
исключаются только 3 столетия. В календаре Миланковича високосными
остаются лишь 2000, 2400, 2900, 3300 и 3800 годы. Он точнее
григорианского, но совпадает с ним до.. 2800 года!.
К
5-6 июня все обсуждения были закончены и вынесены, в частности, следующие решения:
1.
Принять исправленный юлианский календарь Миланковича, и определять
сроки празднования Пасхи по астрономическим вычислениям для
Иерусалимского меридиана.
2. Поручено Вселенскому Патриархату
объявить верующим после обмена мнениями с другими автокефальными
Церквами, что православные желают принять в будущем новый календарь, в
котором число дней в неделе (т. е. семь) будет сохранено. Однако, если
другие Церкви согласятся принять новый календарь, в котором количество
дней недели изменится, это мнение может быть изменено. По согласованию с
другими Церквами может быть также принято решение о праздновании Пасхи в
фиксированный день, соответствующий историческому дню Воскресения
Господа, определяемый научным путём.
Принятый календарь получил название
новоюлианского.
К настоящему времени на него перешло большинство Поместных церквей, за
исключением Русской, Грузинской, Сербской и Иерусалимской.
15 октября 1923 года новоюлианский календарь указом патриарха Тихона был было введён
для употребления и в Русской Патриархии, однако просуществовало сие
нововведение лишь 24 дня, и уже
8 ноября все тот же патриарх
Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в
церковное употребление временно отложить», что длится и посейчас...
1923 год был примечателен также разработкой и принятием первой конституции вновь образованного государства советских республик.
Как
известно 30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил
Декларацию и Договор об образовании СССР в составе Российской СФСР,
Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР (в составе Грузии,
Армении и Азербайджана).
Вот я наглядную схемку выискал, правда уже на конец 1925 года, когда к союзу присоединились еще Туркменская ССР и Узбекская ССР:
(из Краткого справочника административного деления Союза ССР по данным на 1 октября 1925 года. - М., 1925)
Формально конституция новообразованного союза была утверждена Вторым съездом Советов СССР
31 января 1924 года, каковая дата и вошла в историю, как "День принятия Конституции СССР 1924 года". Фактически же уже на 2-й сессии ЦИК СССР
6 июля 1923 г. было принято постановление:
Основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие.
А
3 августа 1923 г. Президиум ЦИК постановил:
День принятия Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик - шестое июля - признать днем праздничным на всей территории Союза ССР.
Однако, после постановления II-го съезда Советов СССР от 31 января 1924 г.
об утверждении Конституции СССР, принятой 6 июля 1923 г., возникла коллизия с выбором даты празднования, которую разрешили, на мой взгляд, достаточно странно.
ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 1924 года
О ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ПРИНЯТИЯ ОСНОВНОГО ЗАКОНА (КОНСТИТУЦИИ) СОЮЗА ССР
Во
изменение Постановления от 3 августа 1923 г. "О праздновании дня
принятия Конституции Союза ССР" (Вестник ЦИК, СНК и СТО, 1923, N 4, ст.
83), Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР
постановляет:
День принятия Основного Закона (Конституции) Союза ССР праздновать на всей территории Союза ССР в первое воскресенье июля месяца.
По-видимому
решили, что раз в 1924 году (первый год празднования) 6 июля выпало
случайно на воскресенье, то пусть это воскресенье и закрепляется!..
заодно и нерабочих праздников будет меньше:) В результате же все
это создало невообразимую путаницу, в чем мы наглядно скоро и убедимся..
На 1924 год имеется как раз пара "интернациональных" табель-календарей.
Этот из "Адресно-справочной книги Весь Азербайджан на 1924 год".
Но
праздники тут в большинстве (насколько можно судить по "красным" дням,
не приходящимся на воскресенье) все те же революционные, да
православные: 1 января — Новый Год; 22 января — День 9 января 1905 г.;
12 марта — Низвержение самодержавия; 18 марта — День Парижской Коммуны;
25 марта — Благовещение; 7 апреля — ?; 20 и 21 апреля - Пасха
(рассчитанная, если я правильно понимаю, по Григорианской пасхалии?); 1
мая — День Интернационала; 29 мая — Вознесение; 4 июня — ?; 4 августа —
?; 6 августа — Преображение; 15 августа — Успение; 7 ноября — День
Пролетарской Революции; 25—26 декабря — Рождество.
В 1920-ом же году календарь независимой Азербайджанской Демократической Республики имел следующий вид:
(из "Адрес-Календаря Азербайджанской Республики на 1920 год")
И
украинский еще календарь 1924 г., киевский.. Правда только на первые
три месяца, но обращает на себя внимание наличие особого национального
праздника 11 марта - День памяти Т. Шевченко:
А вот в календаре из справочника "Вся Одесса на 1924 г." такого праздника нет:
Возвращаясь
к Второму съезду Советов СССР, работавшему с 26 января по 2 февраля
1924 г., надо сказать, что собрался он через пять дней после кончины
В.И. Ленина, и первые постановления касались увековечивания его памяти, в
том числе и об установлении дня траура (от
26 января 1924 года):
Подтвердить Постановление XI Всероссийского Съезда Советов об объявлении 21 января,
дня кончины Владимира Ильича Ульянова (Ленина), — днем траура и
распространить означенное Постановление на всю территорию Союза
Советских Социалистических Республик.
Однако очень скоро
день этот стали продлевать и до следующего - 22 января, совмещая с Днем
памяти по жертвам 9 января 1905 г... Т.е. 21 января оставался Днем
траура по Ленину, но не был выходным, а следующий уже - Днем памяти, и
считался нерабочим..
Мне не удалось найти постановление, которое бы
регламентировало это совмещение, но фактически его стали делать уже со
следующего года (смотри второй сверху в этом посте календарь из
справочника "Вся Москва на 1925 год")
Но, опять же, не дружно, а как кому заблагорассудится..
В
следующих трех табель-календарях (найдены в сети без атрибутации
изданий) совмещение дат присутствует только во втором, тогда как День
конституции упрямо празднуется везде 6 июля! Хотя, как мы теперь знаем,
такого дня празднования с 1924 года уже не существовало, а было "первое
воскресенье июля":
В календарях на 1927 год День конституции предпочитали уже вообще не указывать:
В канун десятилетия Октябрьской революции Президиум ЦИК принял следующее постановление:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 1927 года
О ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ,
И ОБ ОСОБЫХ ДНЯХ ОТДЫХА
Учитывая
потребность трудящихся Союза ССР в наиболее полном ознаменовании дней
годовщины октябрьской революции и связанных с нею достижений на пути
социалистического строительства - Президиум Центрального Исполнительного
Комитета Союза ССР постановляет:
1. Годовщина октябрьской революции ежегодно, начиная с 1927 года, празднуется в течение двух дней - 7 и 8 ноября.
Производство
работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР
(за исключением тех общественно-необходимых предприятий и учреждений, в
которых работа должна производиться беспрерывно).
2. Особые дни отдыха устанавливаются, начиная с 1928 года, в числе семи в год, в порядке, определяемом кодексами законов о труде союзных республик.
3.
Центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагается
согласовать законодательство союзных республик с настоящим
постановлением.
И на один "революционный" праздник в
стране стало больше.. Зато "особых дней" (читай - религиозных) с десяти
уменьшилось до семи!
А с 23 апреля следующего года пропорция в пользу праздников революционных изменилась и еще на один:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 1928 года
О ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ДНЮ ИНТЕРНАЦИОНАЛА,
И ОБ ОСОБЫХ ДНЯХ ОТДЫХА
Считаясь
с потребностью трудящихся Союза ССР в наиболее полном ознаменовании
международного рабочего дня - Интернационала - Президиум Центрального
Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
1. День Интернационала ежегодно, начиная с 1928 года, празднуется в течение двух дней: 1 и 2 мая.
Производство
работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР
(за исключением тех общественно-необходимых предприятий и учреждений, в
которых работа должна производиться беспрерывно).
2. В текущем 1928 году день 2 мая празднуется за счет дня 24 мая (Вознесение) в тех местностях, где день 24 мая был включен в число особых дней
отдыха, а в остальных местностях за счет одного из остальных, еще
неиспользованных, особых дней отдыха.
3. Во изменение ст. 2
постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР
от 26 октября 1927 года о праздничных днях, посвященных годовщине
октябрьской революции, и об особых днях отдыха (Собр. Зак. Союза ССР,
1927, N 60, ст. 608) установить особые дни отдыха, начиная с 1929 года, в числе шести (а на территории Закавказской Социалистической Федеративной Советской
Республики в числе четырех) в порядке, определяемом кодексами законов о
труде союзных республик.
4. Центральным исполнительным комитетам
союзных республик предлагается согласовать законодательство союзных
республик с настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление ввести в действие по телеграфу.
В законченном виде все это было подытожено Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от
30.07.1928:
ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТАТЕЙ 111 И 112
КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ Р.С.Ф.С.Р.
На
основании статьи 2 Постановления 2 сессии Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета X созыва о порядке изменения кодексов (Собр.
Узак., 1923, N 54, ст. 530) Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Статьи 111 и 112 Кодекса Законов о Труде изложить следующим образом:
"111. Производство работ воспрещается в следующие праздничные дни:
а) 1 января - Новый год;
б) 22 января - день 9 января 1905 года;
в) 12 марта - день низвержения самодержавия;
г) 18 марта - день Парижской Коммуны;
д) 1 и 2 мая - день Интернационала;
е) 7 и 8 ноября - годовщина Октябрьской революции".
"112.
Отделы труда, по соглашению с губернскими советами профессиональных
союзов, устанавливают, помимо указанных в статье 111 Кодекса Законов о
Труде праздничных дней, ежегодно шесть особых дней отдыха, согласуя эти дни с местными национально-бытовыми условиями, составом населения и т.п.".
Примечание к той же (112) статье сохраняется в действующей редакции.
2. Статья 112 Кодекса Законов о Труде в принятой настоящим Постановлением редакции вступает в силу с 1 января 1929 года.
Однако
если мы вернемся к календарю, с которого начали, а именно к московскому
на 1929 год, то убедимся, что составители его были не очень-то в курсе
сих грозных постановлений и преспокойно понаставили там аж девять
"особых дней отдыха":)
И в редакции справочника "Вся Украина" работали не намного более информированные товарищи - у них этих дней восемь!:
Впрочем все это имело уже очень мало существенное значение, ибо как приближался 1930-й - год "великого перелома"..
Но об этом уже в следующей "диссертации":))