Перефразируя выражение основоположника философского прагматизма Чарльза Пирса, можно сказать, что ложь для китайца, если она приносит успех – это и есть истина. И спекуляция на наивной вере варваров в слово безусловно оправдывается, если она служит пользе дела. В этом и состоит смысл классических стратагем №1 (Обмануть императора, чтобы он переплыл море), №6 (На востоке поднимать шум, на западе нападать), №10 (Скрывать за улыбкой кинжал), №14 (Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу) и №25 (Украсть балки и заменить их гнилыми подпорками) (31), активно использовавшихся Мао в его внешнеполитической деятельности и неоднократно упоминавшихся в его произведениях.
***
Прагматизм Мао Цзэдуна выступил одним из мощнейших факторов, обеспечивших Китаю превращение из отсталой полуколониальной страны в мощную ядерную державу, с которой приходилось считаться даже США и Советскому Союзу. Утилитарно воспринятая марксистская доктрина оказалась для маоистского Китая не столько теорией, объясняющей некие социальные процессы и "освящающей" ту или иную деятельность в политической практике, сколько социоформирующим началом, "символом веры", скрепляющим устои китайского общества, на протяжении десятков лет (со времен Синьхайской революции 1911 года и до образования КНР) находившегося в состоянии идеологического хаоса и являвшегося, по меткому выражения, Сунь Ятсена, "кучей рыхлого песка". И это лишний раз демонстрирует, насколько важное место занимали в системе политической власти Китая идеологические ценности. На протяжении веков эта страна управлялась не столько посредством законов, сколько на основе системы идеологического воспитания и принуждения. Фактически маоизм в качестве мощной объединяющей нацию идеи занял место традиционного конфуцианства, потесненного в сложный для страны период середины XIX – начала XX вв. пестрым разноцветием как западнических, так и националистических идеологий, ни одна из которых не оказалась способной сцементировать китайское общество и привести его от "традиционализма" к "модернизму". Китай, тысячелетиями видящий свое высшее предназначение в приобщении "варваров" к цивилизации, к "правильным", сиречь конфуцианским, культурным ценностям, а именно это и являлось содержанием пресловутого синоцентризма, получил новую систему "единственно верных" истин, которые надлежало распространить на весь "отсталый" – капиталистический, мелкобуржуазный, ревизионистский мир. Поднебесная империя под руководством вождя-марксиста вновь обрела свою историческую миссию: стать центром мира – как в идеологическом, так и в геополитическом отношении.
Если для КНР коммунистическая идеология всегда являлась всего лишь функцией от геополитической панидеи, своеобразной "одеждой" для великоханьского национализма и глубинных геостратегических устремлений, то Советский Союз, напротив, на протяжении всей свой истории фактически был заложником господствующей идеологии. Приверженность идее пролетарского интернационализма заставляла советских руководителей вопреки политическим интересам и самому здравому смыслу оказывать финансовую и военную поддержку режимам, в сущности, индифферентным к коммунистическим идеалам и даже являвшимся геополитическими противниками России. Многие государственные руководители тех времен цинично эксплуатировали стремление СССР экспортировать революцию в их страны и повести их под знаменем своей идеологии. Так, например, турецкий лидер Мустафа Кемаль, усиленно демонстрируя в 1920-21 гг. притворный интерес к марксистскому учению и ненависть к буржуазным ценностям, добился заключения в 1921 году Московского и Каррского советско-турецких договоров, согласно которым Турция возвращала себе обширные земли в Анатолии, присоединяла к себе входившие прежде в состав Российской империи закавказские территории в 23 600 кв. км, а также получала безвозмездную финансовую помощь в размере 10 миллионов рублей золотом!
Весьма похожая ситуация сложилась и в 1930-40-е годы, когда "красный партизан" Мао Цзэдун начал заигрывания со Сталиным, поддерживавшим тогда правительство Гоминдана. Результатом стал приход к власти КПК и значительная военная и финансовая помощь, оказываемая Китаю вплоть до начала 60-х годов.
В отличие от СССР, Китай всегда чутко бдел свои национальные интересы. Великоханьская панидея "Срединного государства" имела мало общего с коммунистической доктриной. Однако именно последняя поспособствовала утверждению Китая в качестве могущественной мировой державы. Достигнув этого статуса, КНР уже без всяких экивоков на марксистские идеалы заявил о своих геополитических амбициях. Сохранив, тем не менее, "маоцзэдунъидеи" в качестве социоформирующего начала.
Китай и сегодня не собирается отказываться от официальной маоистской идеологии. Ведь именно она на сегодняшний день является для китайцев универсальной и общепризнанной системой ценностей, возводящей национальное в ранг безусловного. Как писал Цзян Цзэминь, "если бы у партии, государства, нации, особенно у такой большой партии, как наша, у такого большого государства и такой многочисленной нации не было бы верной руководящей теории, мощной духовной опоры в виде верной теории, то невозможно было бы и представить себе нашу партию, государство и нацию. Они превратились бы в кучку разрозненных песчинок, лежащих на блюде, нечего было бы и говорить о цементирующей, боевой силе и творческом потенциале; у них не могло бы быть прекрасного будущего" (32).
***
По словам Мао Цзэдуна, он сделал лишь две вещи, которыми он может гордиться в преддверии "встречи с Марксом": победа над Чан Кайши и выдворение японских оккупантов. Показная скромность всегда была отличительной чертой Великого Кормчего. Во время "Великого похода" он демонстративно подбирал брошенные солдатами изорванные сандалии: "Починю и буду носить", в Яньани он наряжался в куртки с огромным количеством заплат и питался простой чумизой. Да и его быт в Запретном городе не отличался особой прихотливостью. Никогда не позволял себе Мао и похвальбы своими успехами – за него это всегда делали другие.
Уже при жизни Мао превратился в полубога. Еще в Яньяни американских посланников поражали потоки инспирированные Лю Шаоци потоки славословия и "слащавых до отвращения панегириков" в адрес вождя. Тогда же впервые прозвучал гимн "Алеет Восток":
Алеет Восток, поднимается солнце,
В Китае родился Мао Цзэдун.
Он – борец за счастье народа,
Он – великий спаситель страны.
Именем Мао назывались школы, а детей с юных лет учили распевать: "Мы – послушные ученики Председателя Мао".
В годы "культурной революции" только китайский тираж цитатника Мао – "Маленькой красной книжки", обязательной для разучивания всеми гражданами КНР, превысил отметку в миллиард экземпляров и вышел на второе место в мире после Библии. Изречения из нее зачитывались за столом перед едой, перед школьными занятиями и рабочими сменами. По всей стране открывались "комнаты лояльности", где два раза в сутки – утром и вечером – собирались китайские семьи, чтобы отдать знаки почтения Мао Цзэдуну. "Храм революции" в двадцатиметровой фигурой вождя, установленный на его родине в Хунани, ежедневно посещали десятки тысяч паломников. Чуть ли не во всех странах открылись маоистские организации, пламенным словом, а где и винтовкой претворяющие в жизнь идеи великого вождя.
Сегодня из иконы Мао Цзэдун превратился в популярный бренд. Луноликий Мао взирает на нас с тишоток и винных этикеток, картин авангардных художников и флаконов с туалетной водой. Модные диджеи используют в своих композициях семплы из стихотворений Председателя, а радикальные антиглобалисты, сдав в макулатуру труды Генона и Ги Дебора, разыскивают по букинистам потрепанные томики "Избранных трудов" Мао Цзэдуна.
Мода на Мао возвращается. Марксизм умер, да здравствует маоизм!
(1) Цит. по: Шорт Ф. Мао Цзэдун. М., 2001. С. 339.
(2) Маоизм без прикрас. Некоторые уже известные, а также ранее не опубликованные в китайской печати высказывания Мао Цзэдуна. М., 1980. С. 45.
(3) Цит. по: Шорт Ф. Мао Цзэдун. М., 2001. С. 85.
(4) Владимиров П. П. Особый район Китая. 1942-1945 гг. М., 1974. С. 415.
(5) Мао Цзэ-дун. Лунь синь цзе-дуань (На новом этапе). Чунцин, [б.г.]. С. 73-75.
(6) Для перевода термина мао цзэдун сысян, буквально, "идеи Мао Цзэдуна" - именно так называется маоизм в Китае – иногда используется неологизм "маоцзэдунъидеи". Довольно часто эту трудно воспринимаемую конструкцию можно обнаружить маоистской литературе, переведенной на русский в самом Китае.
(7) Шорт Ф. Мао Цзэдун. М., 2001. С. 351-352.
(8) Цит. по: Шевелев В. Н. Мао Цзэдун – великий кормчий // Литературный сетевой ресурс LitPORTAL.ru. 2005. Режим доступа: http://www.litportal.ru/?a=527&t=3291.
(9) Цит. по: Пиков Г. Г. Из истории исторической науки: Карл Август Виттфогель (1896-1988) // Сибирское археологическое обозрение. Вып. 1. Новосибирск, 2001.
(10) См. например: Панцов А. В. Тайная история советско-китайских отношений. Большевики и китайская революция (1919-1927). М., 2001.
(11) Ван Мин. Полвека КПК и предательство Мао Цзэ-дуна. М., 1979. С. 15-17
(12) Ленин В. И. К вопросу о диалектике. - Полн. собр. соч., т. 29, с. 322
(13) См. об этом и др. случаях цитирования Мао Цзэдуном Маркса и Ленина в: Румянцев А. М. Истоки и эволюция "идей Мао Цзэ-дуна" (об антимарксистской сущности маоизма). М., 1972.
(14) Мао Цзэдун. Относительно практики // Мао Цзэдун. Революция и строительство в Китае. Статьи и выступления. М., 2002. С. 66.
(15) Мао Цзэдун. Относительно практики // Мао Цзэдун. Революция и строительство в Китае. Статьи и выступления. М., 2002. С. 65.
(16) Идейно-политическая сущность маоизма. М., 1977. С. 30.
(17) Приводится по: Алтайский М., Георгиев В. Антимарксистская сущность философских взглядов Мао Цзэ-дуна. М., 1969. С. 24
(18) "Позаимствованным" у Сталина было даже прозвище Великий Кормчий: так назвала советского вождя газета "Правда" еще в 1934 году.
(19) Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф. Чуева. М., 1991. С. 14.
(20) Цит. по: Кривцов В. А. Маоизм и великоханьский шовинизм китайской буржуазии // Проблемы Дальнего Востока. 1974, №1. С. 84.
(21) Дроздов Ю. Записки начальника нелегальной разведки. М., 2000.
(22) Ван Мин. Полвека КПК и предательство Мао Цзэ-дуна. М., 1979. С. 187.
(23) Жульен Ф. Трактат об эффективности. М.-СПб., 1999. С. 32.
(24) Трактаты о военном искусстве / Сунь-цзы, У-цзы; Пер. с кит., предисл. и коммент. Н. И. Конрада. М.- СПб., 2003. С. 36.
(25) Трактаты о военном искусстве / Сунь-цзы, У-цзы; Пер. с кит., предисл. и коммент. Н. И. Конрада. М.- СПб., 2003. С. 36.
(26) Ли Цюань – китайский философ-даос, VIII в.
(27) Жульен Ф. Трактат об эффективности. М.-СПб., 1999. С. 35.
(28) Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 663.
(29) "Мао Цзэдун неоднократно подчеркивал мне, что слова китайца – это одно, а его дела – совершенно другое. И всякий раз с улыбкой наблюдал за эффектом своих слов", – отмечал связной Коминтерна Петр Владимиров, работавший в Яньани в 1942-1945 гг. (Владимиров П. П. Особый район Китая. 1942-1945 гг. М., 1974. С. 267).
(30) Трактаты о военном искусстве / Сунь-цзы, У-цзы; Пер. с кит., предисл. и коммент. Н. И. Конрада. М.- СПб., 2003. С. 36.
(31) Стратагемы усыпления бдительности; дезинформации; утаивания истинных замыслов; обновления формы без изменения содержания; изменения содержания при сохранении внешней формы.
(32) Цит. по: Галенович Ю. М. Наказы Цзян Цзэминя. Принципы внешней и оборонной политики современного Китая. М.: Муравей, 2003. С. 26.
Источник: beliakov.net.
Рейтинг публикации:
|