Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Северный морской путь: история освоения

Северный морской путь: история освоения


2-05-2011, 15:13 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (17 038)

 

Картинка 3 из 9723




красная линия - Северный морской путь.

 

Северный морской путь  (Обзорная справка)

 

Как известно, еще в середине XVI века поморы освоили морской путь в устье р.Оби. Используя притоки сибирских рек, они, а также землепроходцы с Оби перешли на Енисей и Лену. Впрочем, они же в то время начали ходить и в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. Так был открыт морской путь из устья Енисея на Пясину, из устья Лены к рекам Оленек и Анабар - на запад к рекам Яна, Индигирка и Колыма - на восток.

 

Есть данные о том, что человек появился на Севере еще в глубине каменного века. Именно тогда было положено начало арктическому мореплаванию и, следовательно, арктической морской культуре. Впрочем, признаться, это "мореплавание" было ограничено пределами береговой полосы. Кожаная или деревянная лодка, гарпун и каменный топор - вот все, что имели первобытные люди, вступая в борьбу со льдами и океаном.

 

В 1648 году группа мореходов во главе с "торговым человеком" Федотом Поповым и казачьим атаманом ("служивым человеком") Семеном Дежнёвым обошла на кочах (небольших парусных судах) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан. Тем самым было доказано, что Евразия и Северная Америка - два обособленных континента. В 1686-1688гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712году землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

 

Немногим больше чем за столетие русские поморы и землепроходцы прошли отдельными участками весь Северный морской путь. Таким образом, высказанное ранее предположение о существовании морского пути из Европы в Тихий океан вокруг северных берегов Евразии подтвердилось.

 

В 1733-1743гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция под руководством В.Беринга. За это время она прошла отдельными участками почти весь Северный морской путь, от Архангельска на западе до мыса Большой Баранов на востоке, выполнила на всем этом протяжении гидрографическую опись, составила карты.

 

В дальнейшем великий ученый Михаил Ломоносов выдвинул и обосновал мысль о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке. Ломоносов отметил ряд важных особенностей арктической природы и вскрыл некоторые закономерности ледообразования, дрейфа льдов, перемещения вод в Северном Ледовитом океане. Ломоносову принадлежит план изыскания высокоширотного варианта Северного морского пути. Благодаря трудам Ломоносова и научным арктическим экспедициям его времени весьма неясная мысль о Северном морском пути значительно обогатилась и приобрела конкретность.

 

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Петрович Врангель и Федор Федорович Матюшкин (лицейский друг А.С.Пушкина). В 1820-1824гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

 

В 1873 году Австро-Венгерская экспедиция под руководством Карла Вайпрехта и Юлиуса Пайера на судне "Тегетгоф" открыла на севере Баренцева моря обширный архипелаг, который назвала Землей Франца-Иосифа. К слову, еще в 1865 году русский моряк Николай Шиллинг высказал научно обоснованное предположение, что между Шпицбергеном и Новой Землей находится не открытая суша, которая простирается к северу дальше Шпицбергена.

Только в 1878-1879 годах шведско-русская экспедиция А.Э.Норденшельда на судне "Вега", после зимовки у берегов Чукотки, прошла в конце концов Северный морской путь на всем его протяжении, подтвердив, что такой путь реально существует и что он проходим.

 

Совершенно новый этап в исследовании и освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Осиповича Макарова. Именно по его предложению в 1899 году в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак" для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

 

Очень плодотворной по результатам была русская "Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана" 1910-1915гг. на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки. В 1913году перед экспедицией была поставлена задача продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми невзломанными льдами. Тогда было принято смелое решение обойти Льды с севера. Никто не думал, что на этом пути моряки сделают крупнейшее географическое открытие XX века. Ранним утром 3 сентября "Таймыр" и "Вайгач" прошли вдоль восточного берега увиденной только что суши почти до ее северных пределов, где были остановлены непроходимыми льдами. Не найдя прохода в Карское море, суда вернулись во Владивосток.

 

В 1914году они вновь вышли в плавание и после зимовки у северо-западного берега Таймырского полуострова благополучно прибыли в Архангельск.

 

Открытая экспедицией суша позднее была названа Северной Землей.

 

Несмотря на целый ряд экспедиций, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан долгое время оставался крайне малоизученным. Положение коренным образом изменилось в советское время, когда исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности.

 

Уже в 1920году в Архангельске после его освобождения от интервентов под руководством опытного мореплавателя Михаила Николаева была снаряжена Сибирская хлебная экспедиция в устья Оби и Енисея. По сути, именно это событие стало началом систематических плаваний на западном участке Северного морского пути, а затем и на всем его протяжении.

 

10 марта 1921года В.И.Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского НИИ. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР. Начиная с 1923года в течение всего десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

 

В 1928году итальянская экспедиция Умберто Нобиле пролетела на дирижабле "Италия" со Шпицбергена до полюса. На обратном пути дирижабль упал.

 

Восемь участников экспедиции погибли, а еще восемь оставшихся в живых путешественников оказались на дрейфующих льдах. Советский Союз, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция и Швеция приняли участие в спасении смельчаков. Наибольший успех выпал на долю советских моряков ледокола "Красин".

 

Организация в 1920-30-егг. Карских товарообменных экспедиций, исследования, проводившиеся Северной научно-промысловой экспедицией и Плавучим морским институтом положили начало комплексному изучению и освоению Арктики. В 1932году ледокольный пароход "А.Сибиряков" впервые прошел Северным морским путем за одну навигацию, показав тем самым возможность его коммерческой эксплуатации.

 

В 1930году экспедиция Отто Шмидта впервые в истории арктического мореплавания прошла на ледоколе "Георгий Седов" из Баренцева моря через северные районы Карского моря к западным берегам Северной Земли. На одном из островов этого архипелага в течение двух лет работала группа во главе с Георгием Ушаковым.

 

В феврале 1934года был раздавлен льдами и затонул экспедиционный пароход "Челюскин". В разгар арктической зимы на дрейфующей льдине оказалось 104 человека, из них 10 женщин и двое детей. Через два месяца их вывезли советские летчики, за этот подвиг впервые в нашей стране получившие звание Героев.

 

Своим опытом челюскинцы практически доказали возможность жизни и проведения научных наблюдений и исследований на дрейфующих льдах, а успешные полеты натолкнули на мысль, что самолет - самое надежное средство для доставки дрейфующей станции на Северный полюс.

 

Весной 1937года самолеты доставили на льдину в районе Северного полюса начальника первой дрейфующей станции Ивана Папанина, радиста Эрнста Кренкеля, геофизика Евгения Федорова и океанографа Петра Ширшова. За 274 дня станция "Северный полюс" прошла по генеральному направлению 2050 км и была эвакуирована пароходами "Таймыр" и "Мурман" 19 февраля 1938года.

 

Кстати, территория, переданная в ведение Главсевморпути, была поистине огромной - почти 8 миллионов квадратных километров. В европейской части СССР в нее вошли острова и моря Северного Ледовитого океана, в азиатской - все территории севернее 62 параллели. Навигация 1937 года принесла Главному управлению Северного Морского пути первые неудачи: двадцать пять судов остались на вынужденную зимовку во льдах, ледоколы и самолеты полярной авиации были отвлечены для эвакуации дрейфующей станции "СП-1" и поисков самолета Леваневского. Совнарком СССР принял постановление об улучшении работы Главсевморпути. В 1938 году во главе управления стал Иван Дмитриевич Папанин - прославленный руководитель первой дрейфующей полярной станции. За несколько лет в устьях великих северных рек были построены порты, со стапелей верфей Ленинграда и Николаева сошли десятки мощнейших дизельных ледоколов, постоянно пополнялась самолетами Полярная авиация. Изменилось авиационное обслуживание морских путей, в распоряжении Главсевморпути появились постоянно действующие авиалинии: Якутск - Тикси, Тюмень - Салехард, Архангельск - Дикси, была введена патрульная ледовая служба. Сквозными рейсами по Северному Морскому пути прошли 11 судов, а ледокол "Сталин" совершил рейс туда и обратно. Такого еще не было в истории арктического мореплавания.

 

Варварское нападение на нашу страну гитлеровской Германии надолго прервало северные исследования, однако Северный морской путь, несмотря на стремление фашистов нарушить его работу, продолжал действовать и внес значительный вклад в разгром агрессора.

 

В послевоенные годы освоение Севморпути (кстати, до начала 20 века он назывался северо-восточный проход) получило еще больший размах. Еще в первые годы войны из Мончегорска в Норильск был перебазирован медно-никелевый комбинат, вскоре выросший в крупный металлургический центр страны. Затем на севере Якутии возникла и быстро начала развиваться алмазная промышленность, значительно увеличилась добыча каменного угля. Исключительно большое развитие получила добыча золота и других ценных металлов на Чукотке. Расширилась заготовка экспортного леса на Енисее. Были открыты и начали эксплуатироваться богатейшие запасы нефти и природного газа на Обском Севере. Все это требовало резкого увеличения транспортных перевозок, значительная часть которых падала на Северный морской путь.

 

Между тем советский арктический флот постоянно пополнялся современными мощными ледоколами и крупнотоннажными транспортными судами ледокольного типа. Это потребовало дальнейшего изучения Северного Ледовитого океана и впадающих в него судоходных рек. В 1948году была проведена первая послевоенная высокоширотная воздушная экспедиция. В ней участвовало около 20 самолетов, часть которых представляла собой летающие лаборатории. Научные отряды экспедиции высаживались на дрейфующие льды Арктического бассейна и проводили океанографические, метеорологические и географические исследования. Был открыт огромный подводный хребет Ломоносова, протянувшийся от Новосибирских островов до острова Элсмир на 1800 км, затем был открыт хребет Менделеева, котловины Макарова, Бофорта и Нансена.

 

Весной 1950года с помощью полярной авиации на лед Арктического бассейна в районе Полюса относительной недоступности была высажена дрейфующая станция "Северный полюс-2", которой руководил Михаил Сомов. В 1954году были созданы сразу две дрейфующие станции: "Северный полюс-3" под начальством Алексея Трешникова и "Северный полюс-4" во главе с Евгением Толстиковым. С этого времени на льдах Арктического бассейна стали постоянно действовать несколько дрейфующих станций. Когда одна из них выносится в опасный для дальнейшего дрейфа район, она эвакуируется, а взамен в исходном районе, как правило, к северу от о.Врангеля, высаживается новая.

 

Исследования в Северном Ледовитом океане дают материалы, на основе которых специалисты Арктического и Антарктического НИИ в Санкт-Петербурге и радиометеорологических центров на Диксоне, в Тикси и Певеке осуществляют всестороннее руководство плаванием по Севморпути.

 

В течение 20 века Арктика, ее побережье и острова Северного Ледовитого океана неузнаваемо изменились. В относительно недавно диких и неизвестных местах стали нести круглосуточную вахту полярные станции и радиометцентры, заработали гидрографические базы. Здесь же были построены крупные промышленные предприятия, появились благоустроенные города.

 

Сегодня Северный морской путь (СМП) это судоходная магистраль, проходящая вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему; главная российская морская коммуникация в Арктике. Длина (от Карских ворот до бухты Провидения) - 5600 км. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2 - 4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов).

 

Не секрет, что благодаря глобальному потеплению может быть установлено межконтинентальное морское сообщение по Северному ледовитому океану. В обозримой перспективе планируется длительная навигация по Северо-Западному и Северо-Восточному морским проходам, а также реализация комбинированных морских и железнодорожных коридоров для доставки грузов из Америки в Азию. При этом Мурманск и Архангельск имеют все шансы стать ключевыми звеньями этих маршрутов.

 

В настоящее время администрация Северного морского пути осуществляет функции по организации:

 

ледокольного обеспечения судоходства;

проведения работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на трассах Северного морского пути;

навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов в акваториях морских портов, на подходах к ним и на трассах Северного морского пути;

использования атомной энергии на морском транспорте;

проводки судов по Северному морскому пути;

разработки плана расстановки ледокольного флота на трассах Северного морского пути, замерзающих неарктических морях, портах и внутренних водных путях Российской Федерации;

разработки, обсуждения и согласования проектов нормативных правовых актов;

взаимодействия с аварийно-спасательными службами других федеральных органов исполнительной власти и иностранных государств при проведении работ (операций) по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на трассах Северного морского пути.

 

В целом развитие Севморпути несет российскому Северу (для жителей которого последствия развала СССР и, следовательно, системы обеспечения регионов стали серьезным испытанием) не только широчайшие возможности для малого и крупного предпринимательства, но и улучшения в социальной сфере. А то, что этого необходимо добиться, ясно уже потому, что функционирование Севморпути для северян - вопрос выживания.

 

При этом важно помнить главное - экономика России в целом без использования ресурсов арктической зоны нормально функционировать не сможет. Тем более что государство уже затратило огромные средства и усилия многих поколений на ее освоение. Были созданы промышленность и инфраструктура, мощный ледокольный флот и ледокольный транспортный флот, системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения судоходства. Объемы перевозок достигли почти 7 млн. тонн в год (6,7 млн.тонн в 1987году). Конечно, многое предстоит восстанавливать и обновлять. Но уже сегодня понятно, что СМП - это единственный и экономически выгодный, надежный ключ к природным кладовым Севера, Сибири и Дальнего Востока, запасы которых, по прогнозным оценкам, в XXI веке станут едва ли не основной сырьевой базой планеты…

 

Северный морской путь

Северный морской путь
(СМП)
        судоходная магистраль, проходящая вдоль сев. берегов СССР по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные советские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую общесоюзную транспортную систему; главная сов. морская коммуникация в Арктике.
         СМП почти в 2 раза короче др. морских путей из Европы на Дальний Восток — от Ленинграда до Владивостока по СМП 14 280 км, от Ленинграда до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км.
         Длина основной ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения 5610 км; протяжённость судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37000 км. Однако продолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливают большую ледовитость арктических морей, являются главным препятствием для прохода судов на значительных отрезках трассы; наиболее трудные условия плавания складываются в районах больших скоплений тяжёлых льдов, которые до конца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы (Таймырский и Лионский ледовые массивы). Проводка транспортов через эти массивы возможна только с помощью ледоколов. Для эксплуатации трассы созданы специальные службы: пароходства и морские, речные и авиационные порты, гидрографические и промышленно-транспортные предприятия, научные институты и сеть полярных гидрометеостанций (см. Полярные станции).
         Современный СМП — результат разносторонней деятельности государства, и в то же время итог многовекового освоения северных окраин России.
         История СМП начинается с первых плаваний поморов в 11—13 вв., но идея практического использования СМП (до начала 20 в. называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525. Освоение морского побережья и арктического мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах (кочах). Плавание летом 1648 из устья Колымы к р. Анадырь якутского казака Семена Дежнева (См. Дежнёв) с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с В. на З., разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством В. Беринга (См. Беринга остров), высокоширотная во главе с В. Чичаговым, Северо-восточная И. Биллингса Г. Сарычева, Усть-Янская и Колымская под руководством П. Анжу и Ф. Врангеля (См. Врангель), новоземельские Ф. Литке, П. Пахтусова (См. Пахтусова остров) и А. Циволько. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП.
         С 1877 начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской с.-х. продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тыс. т различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в сев. морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала. В 1878—79 швед. экспедиция Н. А. Э. Норденшельда на шхуне «Вега» совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех «Беги» не был поддержан и закреплен капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение северного мореплавания. С 1911 из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути. Среди научных экспедиций этого периода выделяются: русские — на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием С. О. Макарова, полярная на шхуне «Заря» Э. В. Толля (См. Толля залив), по СМП Г. Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна» и В. А. Русанова на судне «Геркулес», полюсная экспедиция Г. Я. Седова на шхуне «Святой Фока», гидрографическая на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Б. А. Вилькицкого, открывшая в 1913 Северную Землю и совершившая сквозное плавание с В. на З. с зимовкой в 1914—15; иностранные — американская Де-Лонга на шхуне «Жаннетта», норвежская в Арктический бассейн на судне «Фрам» во главе с Ф. Нансеном, норвежская на судне «Мод» во главе с Р. Амундсеном с З. на В. по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского полуостровов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований.
         После Октябрьской революции 1917 началось планомерное освоение СМП, ставшее неотложной народно-хозяйственной задачей. Развитию арктического мореплавания и научных исследований на Советском Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 успешно осуществляются сов. Карские экспедиции, а с 1923 — Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание «Челюскина» (1933) и «Литке» (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935. В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути проводило работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии. В 30-е и 40-е гг. были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др. Для освоения СМП имели значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на «Садко» (1935), дрейф «Георгия Седова» (1937—40), первая научная станция «Северный полюс» (1937—38) во главе с И. Д. Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США (1937), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941), послевоенные экспедиции — на ледоколе «Северный полюс» в северо-восточные моря (1946), на «Литке» в Карское море (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе «Обь» (1956) в Гренландское море. С 1948 проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием «Север». Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950—51 во льдах Арктики дрейфовала вторая научная станция «Северный полюс» («СП»). С 1954 в Арктическом бассейне ежегодно работают по 2 советские дрейфующие станции; в 1974 во льдах Арктического бассейна работала «СП-22»; с конца 1975 действует «СП-23».
         Из наиболее выдающихся плаваний по СМП после 1935 были: проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936), двойной рейс ледокола «И. Сталин» (1939), снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны 1941—45, систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена», «Енисей» (с 1954), осенние походы атомохода «Ленин» (1970—71). Вступление в строй новых мощных судов ледового класса: атомоходов «Ленин» и «Арктика», ледоколов «Москва», «Ленинград» и др. однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (свыше 100) и обсерваторий, достижения науки — всё это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 ЦК КПСС и Советским правительством задач превращения СМП в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов.
         С 1954 Главсевморпути находится в составе министерства морского флота. В период 1954—64 специализированные подразделения Главсевморпути переданы в ведение министерства гражданской авиации, министерства геологии, главгидрометслужбы и др. ведомств. В 1970 учреждена Администрация Северного морского пути при министерстве морского флота; её основные задачи: осуществление государственного надзора за рациональным использованием СМП, организация арктического судоходства, принятие мер к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения морской среды.
         Лит.: Визе В. Ю., Моря Советской Арктики, М. — Л., 1948; История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1, 3, М. — Л., 1956—59; Белов М. И., Путь через Ледовитый океан, М., 1963.
         М. И. Белов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

Назад Вперед


Источник: realeconomy.ru/.

Рейтинг публикации:

Нравится1




Комментарий от VP:

но самое "смешное", даже поморы, шли "открывать" не "просто так", а по еще более древним навигационным знакам, установленным на берегах


Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map