Достоверных сведений о тайных верованиях и ритуалах храмовников очень мало. Имеются лишь отрывочные упоминания случайных свидетелей, еще кое-какая информация содержится в протоколах допросов рыцарей в период запрета и разгрома ордена.
Доктрина «двух истин»
Можно уверенно говорить о эзотеричности ордена — у храмовников существовало, как минимум, два уровня посвящения, и соответственно два круга посвященных. Ритуал первоначального посвящения тамплиера включал, по некоторым сведениям, убийство пленного врага ордена.
Переходя на следующую ступень, посвящаемый попирал ногами крест. Впоследствии, на суде храмовники пытались оправдаться, объясняя кощунство как ритуальное повторение отречения апостола Петра от Христа. Другие уверяли, что это была «всего лишь» проверка послушания старшим. В любом случае этот «тест на богоборчество» позволял отсортировать людей, и выделить тех, кому можно всецело доверять.
Большинство тайных орденов руководствуется доктриной «двух истин»: одна — для всех, другая — для посвященных. Например, окружающие считали ассасинов мусульманами-исмаилитами, ведь формально они придерживались веры в Аллаха, традиционных норм шариата, делили всех людей на мусульман и неверных. Но это были истины лишь для тех, кто стоял на низших степенях, для профанов.
Продвинувшимся выше открывали иное: все религии равно лживы, их предписаниям можно следовать, если хочется, а можно и забыть о них навсегда. Не имеет значения, кто мусульманин, кто христианин, кто иудей. Нет различий между людьми по вере их. Не существует также различий между добром и злом. Есть другое: повиновение иерархам и тайна — два краеугольных камня любого секретного ордена.
Этому же принципу «двух истин» следовали храмовники. Для членов ордена, стоящих на низших ступенях все храмовники были набожными людьми: поклонялись кресту, скульптурным изображениям святых, Девы Марии и, Христа, посещали церковь и молились, прибегали к исповеди и причастию (кстати, литургия, совершаемая в орденских храмах, была «пустышкою» — на ней не производилось освещения хлеба и вина).
Для посвященных в темные истины существовали иные ритуалы. Колдовскими обрядами пытались вызывать души умерших, поклонялись странному идолу, обтянутому человеческой кожей, с мумифицированной головой бородатого старца. Этой мумии, которую тамплиеры почитали своей главной святыней и называли Головой Бафомета, они приписывали возможность открывать будущее. Пасхе храмовники предпочитали «белое воскресение» — пятидесятницу. Тела умерших товарищей не предавали земле, а сжигали, и пепел их подмешивали в пищу младшим братьям, дабы приобщить их к мистической силе.
Современные исследователи трактуют все эти святотатства однозначно. Их цель — шоковым воздействием сломать стереотипы неофита, сделать его восприимчивым к идеям, радикально отличающимся от тех, которые он усвоил за всю предыдущую жизнь.
Тайное учение храмовников, судя по всему, стояло на двух китах: на поклонении абстрактному божественному духу вместо Богочеловека Иисуса Христа и служении невидимому храму духа вместо видимой Церкви Папы Римского.
В зените своего могущества орденские теоретики замахнулись на создание универсальной «общечеловеческой» доктрины, совмещающей несовместимое: добро и зло, жестокость и любовь, покорность и деспотию, бедность и алчность, аморализм и верность идеалам.
Герб ордена изображал двух всадников на одном коне — символ бедности. Позднее появилась другая трактовка этой эмблемы: за спиной рыцаря — дьявол.
Парижское аутодафе
Согласно официальной версии католической церкви, некий разбойник, приговоренный к смертной казни, вдруг заявил охране, что он владеет тайной, от которой зависит судьба Франции, ее короля и всей католической церкви. В обмен на обещание помилования, он поведал, что его сокамерник, рыцарь-храмовник, осужденный за какое-то уголовное преступление на смерть, предложил ему, за неимением священника исповедовать грехи друг другу. В своей исповеди рыцарь рассказал о святотатствах, творимых в ордене, о существовании в нем заговора с целью захватить власть во Франции и других европейских странах.
Честно говоря, ситуация кажется сомнительной. Едва ли орден с его огромными средствами и связями допустил бы, чтобы его рыцарь, тем более, посвященный во все тайны, был осужден на смерть и доверился простому разбойнику.
Общепринятой стала иная версия — причиной гибели ордена стали их несметные сокровища, на которые позарился король Франции, бывший с головы до ног в долгах. Филипп Красивый, во время парижского бунта 1306 года укрывался в Тампле (цитадели ордена, замке, по имени которого поздних храмовников называли тамплиерами), где и сумел оценить «сокровища» гостеприимных хозяев. Добившись согласия папы в мае 1307 года, Филипп начал подготовку к низложению ордена.
Но и эта версия едва ли выдерживает критику. Так бы и стали руководители ордена показывать демонстрировать свои богатства алчному королю-банкроту! И потом, слишком велик был риск, слишком опасен был противник, чтобы «идти на дело» только ради денег. Видимо все же от ордена исходила какая-то опасность, представлявшаяся Филиппу Красивому весьма серьезной, если не смертельной.
Думается, причины низвержения тамплиеров куда глубже. К тому времени тамплиеров возненавидели если не все представители тогдашнего общества, то очень многие. Раздражали их слишком независимое положение в церковных и государственных структурах, злоупотребления привилегиями, непрестанные конфликты с местной администрацией во всех странах пребывания, алчность, участие в многочисленных грабительских авантюрах и финансовых махинациях. Даже в сознании простолюдинов образ храмовников был незавидным: им приписывали колдовство, похищение детей, ростовщичество.
Но главное прегрешение — несомненное уклонение в ересь. Зачем же католическому монарху, равно как и главе католической Церкви, терпеть все это дальше и ждать, пока орден не поставит на их места своих людей? А дело явно шло к тому, если не в данный момент, то в ближайшей исторической перспективе.
И вот король Филипп Красивый разослал в провинции своим верным людям письма с предписанием вскрыть их в ночь на 13 октября 1307 года. Это был приказ о немедленном аресте храмовников.
Захват парижского Тампля, командорств и комтурств прошел без особых проблем — сработал элемент внезапности. Имущество ордена было конфисковано. Но удивительно — ожидаемых сокровищ обнаружено ни в Тампле, ни в других местах не было. Существует легенда, что для последнего великого магистра Жака де Моле аресты не были неожиданностью. И незадолго до них из Тампля в неизвестном направлении были отправлены около двадцати возов, груженых золотом. И эта легенда о спасенных сокровищах тамплиеров до сих пор будоражит умы…
Интенсивно шли судебные дознания, во время которых зверскими пытками рыцарей заставляли признавать как реальные отступления от христианства, так и вымышленные. 2 мая 1312 года Папа Римский Климент Пятый подписал буллу об упразднении ордена Храма. А 13 мая 1314 года на костре сожгли 23-го великого магистра тамплиеров, Жака де Моле. Едва вспыхнул огонь, окружающие услышали его проклятие: «Папа Климент! Король Филипп! Через год я призову вас на Суд Божий!»
Жизнь после смерти
В назначенный срок проклятие Жака де Моле исполнилось: при странных обстоятельствах умерли и папа, и король. Было ли это совпадением? Или им кто-то помог отойти в мир иной: подосланные ассасины, мстящие за своих соратников, или спасшиеся храмовники, в совершенстве владевшие азиатскими рецептами приготовления ядов?
Судьба ордена в разных странах была не одинакова. Английский филиал претерпел разгром, подобный французскому. Командорства Германии, Испании и Кипра просто самораспустились. Португальские храмовники переименовали свое сообщество в «орден Христа».
Наиболее благоприятной была судьба тамплиеров в Шотландии, там они реорганизовались под именем Ордена Терновника. Здесь принимали братьев, спасшихся от арестов во Франции и Англии. Есть сведения, что именно в Шотландию прибыли спасенные из Тампля сокровища.
Целый ряд масонских организаций шотландского обряда возводит свое происхождение к ордену Храма, это подтверждал в 1737 году Рамсей — один из основателей масонства на Британских островах. В шотландском масонском обряде с 30-го градуса посвящения, называющегося «степенью вендетты» (в смысле отмщения за рыцарей Храма), начинаются тамплиерские степени.
Не забывали тамплиеров и во Франции. В 1705 году в день сожжения де Моле, в Версале герцог Филипп Орлеанский собрал потомков тамплиеров и объявил о создании общества «Малое воскресение тамплиеров». Чтобы подчеркнуть неразрывность традиций храмовников, вскоре были обнародованы хранившиеся столетия в глубокой тайне списки великих магистров ордена — от де Мале до герцога Орлеанского.
«Тамплиерские» ордена появились и в других европейских странах. В разные времена к ним принадлежало немало знаменитостей, таких, как Гете, Вольтер, Лессинг, Моцарт, граф Калиостро.
Новый импульс тамплиерская мифология получила в годы Великой французской революции. Ее первой жертвой, как известно, стала Бастилия, построенная на месте Тампля. Дошла очередь и до Людовика XVI, наследника Филиппа Красивого. Очевидцы казни французского короля рассказывали, что когда голова несчастного упала в корзину, какой-то человек, одетый в черное, прыгнул на помост, и обмакнув руки в королевскую кровь, возгласил: «Жак де Моле, ты отмщен!»
Тема тамплиеров была весьма популярна и у немецких нацистов. Это неудивительно: одна из «тамлиерских» организаций под названием «Орден нового храма» входила в Германенорден — «инкубатор» нацистских идей. Кстати, храмовники в свое время приняли участие в создании Тевтонского ордена и первыми провозгласили «Дранг нах Остен» — поход против православных славян и греков.
Известно, что в начале XIII века, используя сохранившиеся на Востоке связи, храмовники вступили в контакт с воевавшим тогда в Средней Азии Чингисханом и пытались направить его на Русь.
В 1943 году философ Энгер Юнгер видел в СС тамплиеров — «касту новых господ». Гиммлер также проводил аналогию своего хозяйства с орденом Храма. СС он считал наднациональным орденом, правящим объединенной Евразией. Говорят, такова была цель и последнего великого магистра тамплиеров. Может быть, поэтому союзники обнаружили немало портретов Жака де Моле в захваченных архивах СС.
Грезы об ордене Храма востребованы и сегодня. Даже на просторах СНГ действует как минимум полтора десятка организаций, так или иначе эксплуатирующих тамплиерский антураж. Но это уровень разнообразных чудаков, вроде толкиенистов. Главная же идея храмовников, опередившая время на восемь столетий, идея создания общеевропейской республики (или федерации) с общей финансовой, информационной системой, с общими вооруженными силами и наднациональным центром, сегодня реализуют совсем другие люди. Источник: specnaz.ru.
Рейтинг публикации:
|