3. Английский образцовый капитализм. Елизаветинский "золотой век".
Но вернемся, так сказать, к английским баранам. Елизаветинский закон от 1572 г. "о наказании бродяг и помощи бедным и нетрудоспособным", содержит прежде всего жестокие наказания для нищих и бродяг. В категорию "упорных и здоровых бродяг и нищих" прямо вписаны трудящиеся, ищущие лучших условий продажи своих изделий или своего труда. Здесь и странствующие ремесленники, и мелкие торговцы, и рабочие, меняющие место жительства ради более высокой заработной платы.
Всех их предписывалось задерживать, подвергать порке, затем прижигать им раскаленным железом хрящ правого уха.
И опять мы видим, что за желание свободно продать свой труд людей подвергают жестоким наказаниям.
Акт 1572 года категорически запрещает просить милостыню всем нищим старше 14 лет. Нарушителей предписывается сечь плетьми, содержать в колодках, принудительное возвращать на прежнее место жительство. В случае рецидива попрошайничества нищего отправляли на виселицу. И опять закон прикрепляет бедных к их родному месту обнищания. [37]
Писатель елизаветинского времени У.Гаррисон описал множество категорий бродяг, которые карались законом. Получалось, что на "родине демократии" большая часть свободно передвигающиеся по стране людей считалась преступниками. Преступником, которому угрожали колодки, порка и виселица, фактически являлся любой представитель простонародья, лишившийся на малой родине средств к существованию. Даже студенты Оксфордского и Кембриджского университетов, если они собирали милостыню без разрешения университетского начальства, рассматривались властями как "бродяги" со всеми вытекающими последствиями.
Закон Елизаветы от 1576 " о помощи бедным" подается либеральными историками, можно сказать, с визгом восхищения. Он предусматривал организацию работы бедняков на дому, которой заведовали сборщики и надзиратели, а также весьма "гуманное" искоренение нищеты с помощью исправительных домов. [38]
"А если кто-нибудь из тех, кто в состоянии производить такую работу, откажется, или уйдет нищенствовать, или будет жить в праздности, или, взяв, (на дом) такую работу, напортит и запутает ее, так что сочтут впредь невозможным выдавать ему работу из этого же склада, то тогда тот (или такие) должен быть принят в исправительный дом".
Последние представляли собой учреждения рабского принудительного труда. Официально провозглашалось, что неимущие должны там "приучаться к труду", отсюда и название - "исправительный дом" (house of correction).
Исправительно-трудовые лагеря 16 века служили обогащению капиталистов, бравших такие учреждения на откуп, а также защищали правящий класс от возможных социальных эксцессов - держать нищих за решеткой как-то надежнее. [39]
Отправляли туда на "исправление" не только плохо выполнивших выданную им на дом работу, но и всех пришлых бездомных людей сроком на три года. Условия работы в исправительном доме уже по тексту акта оказывались весьма суровыми: нищих предписывалось зорко стеречь, не давать им отдыха и время от времени подвергать телесным наказаниям.
"Исправительные дома" должны были учреждаться в каждом графстве, в крупных селениях и других местах, которые местные власти сочтут нужным... [40]
На практике все оказалось еще страшнее. "Исправительные дома", где нищие пролетарии оказывались в полной власти надзирателей, были местами беспредельных истязаний и умерщвляющего труда.
Бродяги даже брали на себя вину в совершении какого-нибудь уголовного преступления - и рисковали при том жизни ввиду крайней суровости наказаний - лишь бы попасть в обычную тюрьму, а не в исправительный дом.
Всякого поступающего в это учреждение прежде всего секли, "лениво" работающего держали исключительно на хлебе и воде. За попытку побега приковывали к рабочему месту цепями за руку, ногу и шею. [41] Даже в считавшихся образцовыми "исправительных домах" рабочий день составлял 15 часов. За отказ от работы или плохо выполненную работу администрация исправительного дома могла наказывать заключенного по своему произволу - с применением всего набора средневековых пыточных средств. [42]
Вот так собственно и вырабатывалась протестантская "трудовая этика", которую тоже весьма часто вспоминают либеральные писатели.
И несмотря на все карательные меры число нищих продолжало прибывать - ведь они были издержками накопления капитала, которые перекладывались капиталистами на общество, "экстернализировались".
"В Лондоне местных и пришлых пауперов вместе было около 50 тысяч, что составляло чуть ли не четверть населения города к началу XVII века. [43]
Известна фраза королевы Елизаветы: "Везде бедняки (Pauper ubique jacet)". Да, корона не отводила глаза от уродливых социальных явлений. Казалось бы, она должна придумать какой-то способ борьбы с причиной нищенства, а не с самими нищими?
Однако нет. В статуте "о бродягах и упорных нищих" от 1598 года снова перечисляются многочисленные категории бродяг. Законодательный акт предписывает местным властям задерживать и подвергать наказаниям лиц, называющих себя студентами (scholars) и занимающихся сбором милостыни, моряков, ссылающихся на кораблекрушения; заодно в разряд преступных попадает ряд профессий, связанных с народным искусством - фехтовальщики, водители медведей, паяцы, певцы (minstrels), фокусники, жонглеры и т.п. К преступникам отнесены медники-паяльщики, разносчики-коробейники и другие мелкие странствующие торговцы (chapmen). А также рабочие, "способные к труду, но праздно шатающиеся и отказывающиеся работать за ту разумную плату, которая им установлена в их местности..."
Люди, реализующие основной, как это считается, принцип капиталистического "свободного труда" - поиск работодателя, предлагающего наилучшие условия труда и оплаты, опять отнесены к преступному элементу.
В число преступных бродяг статут включает всех заключенных, выпущенных из тюрем, всех нищенствующих "под предлогом", что они пострадали от пожара. И даже единственный кочевой народ, присутствующий на территории Англии - тех, "кто ложно выдает себя за египтян и ходит в одежде, якобы египетской..." Это цыгане и цыганки.
Несмотря на расцвет капиталистического "золотого века", снова предписывается подвергать несчастных людей истязаниям вне зависимости от их пола. "Каждый такой бродяга должен быть обнажен до середины тела и выше и публично высечен, пока его и или ее тело не будет окровавлено". Затем высеченного (высеченную) высылают в тот приход, откуда он (она) родом. То есть, бедняка делают крепостным прихода. Если не известно, где арестованный родился или проживал в течение последних лет, его отправляют в исправительный дом или в тюрьму, в которой он должен был пробыть не менее года.
"Наиболее опасных" из бродяг мировые судьи присуждали к высылке на заморскую каторгу или к галерному рабству.
Если же такой бродяга возвращался с того места жительства, к которому он был прикреплен, то его считали ни много ни мало государственным преступником и должны были присудить к смерти ("as in case of felony"). [44]
А ведь за побег с места прикрепления не было принято карать смертью даже в самых суровых очагах крепостничества того времени, какими были Польша, Венгрия, Ливония.
В качестве величайшего, потрясающего, невиданного акта гуманизма либеральные историки преподносят статут "о помощи бедным" от того же 1598 (который в 1601 принял окончательный вид и действовал до 1834).
Cтатут однако не предусматривал ни индивидуальной помощи нищим, ни каких-либо государственных расходов на эту статью. Спасение разоренных людей от голодной смерти объявлялось коллективной повинностью прихода.
Если кто-то в приходе отказывался или не мог платить налог на бедных, то приходские надзиратели ("oversees of the poor of the parish") продавали его имущество или же мировые судьи бросали его в долговую яму, пока он не уплачивал требуемую сумму.
Бедняк начинал получать нищенское пособие, однако его прикрепляли к приходу, где он пополнял резервную армию батраков, которую можно было эксплуатировать как угодно.
Первым следствием закона 1601 года было "безнадежное снижение заработной платы". В начале 17 в. она составляла около 47% реальной заработной платы 1500 г . [45]
Не выглядит преувеличением высказывания Маркса о законодательстве времен Тюдоров: "Отцы теперешнего рабочего класса были прежде всего подвергнуты наказанию за то, что их насильственно превратили в бродяг и пауперов", "деревенское население, насильственно лишенное земли, изгнанное, в широких размерах превращенное в бродяг, старались, опираясь на эти чудовищно террористические законы, приучить к дисциплине наемного труда плетьми, клеймами, пытками." [46]
37 Tawney a. Power. Tudor economic documents. Vol. II. London, 1924. p.328 38 Tanner, p. 482-484 39 Тревельян, с.250 40 Tanner, p. 483 41 Lipson. The economic history of England. V. III, 1931, p. 424 42 Tawney a. Power, p.319-320 43 Ковалевский М.М. Экономический рост Европы. Т.II, М., 1900, с. 765 44 Tanner, p. 485-487 45 Роджерс, с.349 46 Маркс К. Капитал. Т.I, 1949, c.738, 741
Источник: Александр Тюрин.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 34
Рейтинг поста:
Не англосаксам НАС учить жизни, не им!!!