Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторам
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Дед, я тебя помню…


Навигация

Реклама


Загрузка...

Важные темы
Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география


Анализ системной информации

» » » Бремя белого человека. История трансатлантической работорговли.

» Бремя белого человека. История трансатлантической работорговли.
14-09-2011, 15:14 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 353)

За триста лет Нового Времени Европа добилась огромного прогресса, создав основу для своего стремительного промышленного, научного и культурного роста во времена Промышленной революции, а так же в Новейшее Время и впоследствии, до конца ХХ века.

Однако, многие ли знают, какой ценой был оплачен этот прогресс? И главное, кто оплатил благоденствие современной европейской цивилизации?

Как сказал в свое время Рокфеллер «я готов рассказать вам о каждом своем миллионе, за исключением самого первого». Рассмотрим одну из составляющих европейского «первого миллиона», ставшего базой первоначального накопления капитала Европы.

После открытия Колумбом Америки в 1492 году в течение следующей половины века испанцы стали фактическими хозяевами Нового Света. Открытые месторождения золота и серебра, а также основанные плантации кофе, сахарного тростника и других пока еще экзотических, а потому и прибыльных сельскохозяйственных продуктов, потребовали огромного количества рабочих рук, которые не мог удовлетворить Старый Свет при всем своем желании. Эмиграционный поток явно не справлялся с потребностями хозяйства на новых землях. Вот почему очень скоро новые хозяева Америки начали искать, где же можно взять эти самые рабочие руки. Первоначально, в качестве таковых пытались использовать индейцев, однако, во-первых, их было слишком мало, а во-вторых, смертность на тяжелых работах была слишком велика, и приток свежих сил требовался постоянно. И вот тогда взоры европейцев обратились к Черному Континенту..



Первая партия африканских рабов прибыла в Америку в 1510 году. Это были 250 человек, завезенные на Гаити для работы на золотых рудниках. Так было положено начало трансатлантической работорговли. Однако, эпоха ее расцвета наступила спустя полвека.

Первым человеком, который поставил торговлю живым товаром на систематическую основу, стал англичанин Джон Хоукинс. Убедив ряд богатых торговцев и высокопоставленных лиц в выгодности работорговли, он снарядил на деньги пайщиков (среди которых были такие личности, как мэр Лондона лорд Томас Лодж и глава Московской компании Лайонел Дакетт ) три корабля, которые осенью 1562 года взяли курс в Западную Африку. Там разными путями (в основном за счет налетов на прибрежные деревни и грабежа португальцев) он приобрел первые несколько сотен негров-рабов, которых отвез в Южную Америку и с большой выгодой продал в испанских колониях. На вырученные деньги он купил большое количество товаров, которые привез в Европу и продал с большим успехом. Даже учитывая то, что два корабля были захвачены испанцам, доходы от оставшегося у Хоукинса корабля перекрыли эти досадные убытки. Начало процессу было положено. Во втором и третьем путешествиях в 1564 году успех также сопутствовал Хоукинсу (на этот раз его в числе его компаньонов была сама королева Елизавета).

К середине XVII века окончательно сложился торговый маршрут, который получил название «Торговый треугольник». Он получил такое название потому, что состоял из трех отдельных путей, которые вместе складывались именно в форме треугольника. Первый путь начинался из портов Европы, откуда корабли шли к берегам Африки с грузом различных товаров, предназначенных для ведения торговых (или вернее, работорговых) операций. Основными местами, где осуществлялась торговля, были острова Зеленого мыса, побережье Гвинейского залива и Анголы. Недаром на картах того времени часть территории, окружающей Гвинейский залив так и называлась Невольничий берег.


Английская карта Западной Африки 1726 года. Slave Coast - Невольничий Берег.


Здесь европейскими торговцами при поддержке государств была создана целая сеть факторий и рынков, специализировавшихся на торговле живым товаром. На этих рынках и происходила торговля. Большей частью она носила характер обмена, хотя бывали случаи покупки рабов за наличные деньги. Основными меновыми товарами со стороны европейцев были ткани, стеклянные бусы и прочая бижутерия, ножи и топоры, бумага, ром и другие спиртные напитки, а также огнестрельное оружие и припасы к нему. Совершив все торговые операции, корабли с грузом рабов на борту шли к следующей вершине «треугольника» - европейским колониям в Новом Свете. Здесь рабы пользовались большим спросом, особенно для работы на плантациях и в меньшей степени на рудниках и других обрабатывающих предприятиях. Распродав весь товар, торговцы закупали на вырученные деньги груз колониальных товаров (сахар, табак, кофе, какао, красное дерево и т.п.) и возвращались в Европу. На этом треугольник замыкался, и после распродажи привезенных из Нового света грузов можно было подсчитывать полученные прибыли.



А прибыли эти были весьма и весьма внушительны. Стоит привести некоторые конкретные цифры. Так, в 1660 году за одного здорового взрослого раба на африканских рынках платили в среднем 3 фунта стерлингов. А в Вест-Индии за него можно было выручить уже до 16-20 фунтов. К концу XVIII века это соотношение несколько ухудшилось – при африканской цене 20-22 фунта на американских рынках за единицу «товара» давали 75-80 фунтов. Однако такое уменьшение маржи вполне компенсировалось значительным ростом "товарооборота".

Стоит учитывать и то, что платили за рабов большей частью не деньгами, а промышленными товарами, которые в Европе стоили достаточно недорого. Да и на американских товарах тоже зарабатывали неплохо. Конечно, были и немалые расходы, но в целом треугольная торговля была весьма прибыльной. В среднем, норма прибыли за один оборот составляла от 400 до 500 процентов, хотя известны и экспедиции с прибылью 1000%. Эта величина превосходила даже прибыль от индийской и восточной торговли. Совершив 3-4 успешных рейса, можно было стать весьма состоятельным человеком.



Условия перевозки рабов были просто ужасными даже по меркам того времени. Путь от берегов Африки в Новый свет занимал от 6 до 20 недель в зависимости от погоды, опыта капитана и штурмана, а также времени года, в которое совершался рейс. Все это время невольники находились в трюмах, закованные в цепи. Их питание обычно состояло из вареного риса. Неудивительно, что когда корабль наконец входил в американский порт, далеко не все рабы доживали до этого момента. Потеря четверти «груза» была совершенно обычным делом. Это, конечно же, было неприятно, но прибыль от продажи выживших рабов вполне компенсировала убытки.


Схема корабля для перевозки рабов на 600 «транспортных единиц»

За все время существования трансатлантической работорговли (примерно три века) в европейские колонии в Америке было доставлено примерно 15 миллионов рабов. Крупнейшим их источником был Невольничий берег (прибрежная территория залива Бенин, современные государства Того, Бенин и западная часть Нигерии), откуда было вывезено примерно 5 миллионов рабов. Причем большую часть привезли уже после обретения независимости США, когда новому независимому демократическому государству понадобилась в больших количествах рабочая сила для хлопковых плантаций. К тому времени (к началу Войны за независимость) вывоз рабов в Америку достиг 100 тысяч в год. Главными центрами работорговли здесь были города Бостон, Чарльстон и Новый Орлеан. При этом за XVII же век в Новый свет было перевезено всего от 2.5 до 3 миллионов рабов.

Стоит особо отметить роль Англии в этой весьма прибыльной торговле. Ведь примерно 80% всех рабов было перевезено именно на английских кораблях, вышедших из Бристоля или Ливерпуля. Так, в XVIII столетии из 15 тысяч зарегистрированных работорговых экспедиций, из этих двух городов в плавание вышло более половины (Бристоль – 2700, Ливерпуль – 5000). А всего за всю историю работорговли от берегов Туманного Альбиона отправились в путь свыше 35 тысяч экспедиций. И кроме того, этот бизнес давал работу значительной части английской промышленности. К примеру, в 1788 году на предприятиях, занятых производством меновых товаров для работорговли, работало примерно 180 тысяч человек.

Лишь к началу XIX века европейские государства стали понемногу отказываться от торговли рабами. Первой работорговлю запретила Франция в 1794 году, хотя на практике в ее колониях не особенно соблюдали этот запрет, который, к слову, после Реставрации был и вовсе отменен. А вот в Англии торговля рабами стала незаконной после принятия парламентом соответствующего акта от 25 марта 1807 года. Следующим шагом стал запрет на перевозку рабов между колониями, принятый в 1823 году. А в 1834 году последовал полный запрет рабовладения во всех английских колониях. Через 14 лет окончательно отменила рабство и Франция, сделав это после революции 1848 года. Что касается Голландии, то запрет на торговлю и владение рабами в ее колониях последовал лишь в 1863 году. Тогда же и Соединенные Штаты отменили рабство на своей территории. А вот Испания присоединилась к этим странам лишь в 1880 году. Заметим, что крепостное право (которое не было эквивалентом рабства) в России, которым так часто попрекают нас любители «европейской демократии», было отменено в феврале 1861 года.

Последним государством Нового Света, ликвидировавшим у себя рабовладение, была Бразилия. Это произошло в 1888 году.

Как видите, цивилизованные европейцы весьма недурно нажились на работорговле, которая долгое время была вполне легальным и почтенным занятием. И кстати, белых европейцев, задолжавших кредитором деньги, тоже запросто отдавали в рабство. Ведь дешевая рабочая сила давала высокий процент прибавочной стоимости, на которой и рос как на дрожжах европейский капитализм. А жизнь человека в те времена стоила очень дешево, если он не принадлежал к дворянам, купцам или духовенству..



Источник: aftershock-2.

Рейтинг публикации:

Не нравится +15 Нравится





Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

 


Загрузка...







» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 


Новости по дням
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Погода
Яндекс.Погода


Реклама


Загрузка...

Опрос
Как по вашему мнению Украина изменится при президенте Зеленском?




Реклама
Загрузка...

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Готовим дома, Единая Россия, Импортозамещение, ИнфоФронт, Калита-Финанс, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Кризис в России, Лекарственные растения, Любимая Россия, Наука России, Неизвестный Путин, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Простонародный лечебник, Сад и огород, Сделано в России, Сильные землетрясения, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония

Показать все теги
Реклама


Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2019 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map