Казахстан определился с количеством контрольно-пропускных пунктов (КПП) на общей границе с Российской Федерацией, требующих реконструкции. Модернизация пограничных переходов – актуальная мера ввиду роста товарооборота между странами, а также транзитного грузопотока, следующего через республику.
До 2025 года РК модернизирует 27 автомобильных пропускных пунктов на границе с Россией. Как подчеркнули в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК, «реализовать проект предполагается в пять этапов». Стоит отметить, что всего на казахстанско-российской границе находится 51 пропускной пункт, из них 30 автомобильных, 20 железнодорожных и один речной. Пока определён перечень работ по автомобильным контрольно-пропускным пунктам, и, как выяснилось, 87% из них требуют реконструкции. Впереди – модернизация железнодорожных переходов, но сколько из них предстоит обустроить, пока не известно.
Деталей предстоящих работ в казахстанском правительстве не раскрывают. Но ещё в 2019 году шли дискуссии, способные приоткрыть завесу тайны. Чиновники сетовали на то, что имеющиеся по обе стороны границы переходы обустроены по-разному. Вроде мелочь, но она оказывала влияние на пропускную скорость. В правительстве РК также обращали внимание на то, что нагрузка на существующих на границе КПП далеко не равномерная. Поэтому ставилась задача определить направления, на которых требуется повысить эффективность работы.
В Нур-Султане и Москве придаётся особое значение обустройству инфраструктуры на границе. В 2019 году в рамках XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Омске была подписана Программа совместных действий по функционированию пунктов пропуска на российско-казахстанской границе. Стороны обязались в течение пяти лет обустроить более 40 авто- и железнодорожных переходов.
Согласно плану действий, чиновники должны провести мониторинг пропускных пунктов и определить перечень предстоящих работ. Судя по всему, Казахстан оказался более расторопным и определился с автомобильными КПП, требующими реконструкции. Кстати, российская сторона также ставила вопрос об открытии дополнительных двух переходов на границе. Однако Казахстан согласился пока на один КПП.
О непростой ситуации на российско-казахстанской границе регулярно напоминают новости, сообщающие о скоплении машин. Чаще всего причиной пробок являются сбои в функционировании КПП, пиковый грузопоток и разный регламент работ пропускных пунктов. Кстати, последний аспект правительства двух государств договорились урегулировать. Сложнее оказалось справиться с трафиком.
По словам зампредседателя КНБ РК, директора Погранслужбы Дархана Дильманова, основной поток приходится на четыре КПП. «Это пункты пропуска «Таскала», «Сырым» в Западно-Казахстанской области, пункт пропуска «Жайсан» в Актюбинской области и пункт пропуска «Кайрак» в Костанайской области», – сообщил чиновник в сентябре 2019 года. Одним из решений как раз является увеличение пропускной способности КПП.
Кстати, на российско-казахстанской границе ощутили неожиданный эффект смены власти в Узбекистане и проводимых экономических реформ в этой стране. Либерализация внешней торговли, упрощённый порядок выезда за рубеж, нормализация валютного рынка – всё это способствовало росту грузооборота с Узбекистаном. «То есть раньше был товарооборот на миллиард долларов, сейчас – три с половиной. Соответственно, увеличилось количество (на границе. – Ред.) машин», – сообщил Д. Дильманов.
Поэтому речь идёт не только о трафике из Казахстана или России, через общую границу следует груз из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана. Поэтому модернизация 27 КПП обещает положительно повлиять на транспортную логистику Центральной Азии.
Ещё одной особенностью жизни на границе стал сезонный трафик. По словам чиновников, в летний период родственники из России и Казахстана часто навещают друг друга. Как следствие, в эти периоды растёт нагрузка на КПП. Вообще, время на границе играет особое значение. Осмотр только одной легковой машины, по словам зампреда КНБ РК, требует около 10 минут. Остальные категории транспорта отнимают от 15 до 30 минут. В результате за сутки через КПП удаётся пропустить 150-200 автомобилей. Поэтому непредвиденные форс-мажорные обстоятельства быстро создают заторы на границе.
Проблема КПП для Казахстана, как страны не имеющей выхода к открытому морю, носит актуальный характер. Кроме границы с Россией, в стране большое внимание уделяют обустройству южных рубежей. В 2020 году завершится реконструкция КПП «Кордай», что расположен на границе с Кыргызстаном. После модернизации его пропускная возможность поднимется с 10 тыс. до 50 тыс. человек в сутки.
Хотя грузопоток с Кыргызстаном небольшой, но и он создаёт регулярные заторы на границе. Так КПП «Карасу» за год пропускает 850 тыс. человек и 400 тыс. автомобилей. Поэтому было принято решение о его модернизации. После 2021 года, когда завершатся работы, цифры удвоятся. Решение для Кыргызстана актуальное, т. к. 38,6% объёма его внешней торговли по итогам 2017 года приходилось на страны ЕАЭС.
Вопрос в том, что даст модернизация КПП не только Казахстану и России, но и Евразийскому экономическому союзу? Во-первых, исчезнут заторы на границе. От качества работы пропускных пунктов зависит эффект «прозрачности» границ внутри ЕАЭС. Люди без лишних трудностей смогут попасть в соседнюю страну, что, в свою очередь, поспособствует свободному перемещению рабочей силы внутри экономического союза.
Во-вторых, ускорится грузопоток. В-третьих, появятся возможности для наращивания как товарооборота между странами ЕАЭС, так и транзита груза через них. Естественно, предпринимаемые меры не только облегчат жизнь людям, но и создадут условия для образования дополнительных рабочих мест в приграничных областях и регионах. А это новые закусочные, гостиницы, магазины, СТО и многое другое, что так или иначе связанно с дальней дорогой. Таким образом реконструкция КПП на российско-казахстанской границе несёт в себе мультипликативный эффект.
Естественно, преимущества получают не только Казахстан и Россия, но и все страны ЕАЭС. Во-первых, современные КПП обусловят рост торговли внутри интеграционного блока. Во-вторых, обеспечат его странам удобный выход на рынки третьих государств. Например, в Китай, который сегодня делает акцент на сопряжение своей политики «Один пояс – один путь» с Евразийским экономическим союзом, или во Вьетнам, с которым ЕАЭС подписал соглашение о создании Зоны свободной торговли.
Кстати, не стоит забывать о том, что власти Китая стремятся выйти на рынок Евросоюза. При этом постсоветское пространство рассматривают в качестве транзитной зоны. Последние годы несколько раз тестировали железнодорожные контейнерные перевозки через страны ЕАЭС. Поэтому скорость пограничного перехода окажет влияние на конкурентоспособность сухопутного маршрута Шелкового пути.
Что касается Казахстана, то он укрепит свой транзитный потенциал, что способствует росту грузопотока через его территорию. По итогам 2018 года, общий объем подобного груза уже достиг 19,2 млн тонн, рост показателя составил 6%. При этом в направлении Китай – Европа грузоперевозки выросли на 40%, а в обратном направлении – сразу на 80%. «Таким образом можно констатировать формирование транзитно-логистичного хаба в центре Евразии, – сообщил год назад министр индустрии и инфраструктурного развития РК Женис Касымбек. – Наши коридоры привлекательны и конкурентоспособны». Рост транзитного грузопотока – это ещё одна веская причина для властей Казахстана модернизировать пограничные переходы.
Реконструкция КПП на российско-казахстанской границе не только скажется на скорости грузопассажирского потока. Важным, пусть и побочным, эффектом может стать усиление борьбы с трансграничной преступностью. В конце 2019 года в Алматы состоялся дискурс предпринимателей, где сообщалось о том, что в Казахстан за год ввозится контрафактных товаров на сумму 1 млрд долларов. При этом ежегодный рост составляет 7-10%. По оценкам экспертов, основной поток продукции попадает в Казахстан из Китая, Кыргызстана, Азербайджана и России. Ущерб несут все – и компании, и бюджет, и потребители, которые переплачивают за поддельный бренд.
Не стоит также забывать и о контрабанде. По данным Погранслужбы КНБ РК, в 2018 году было пресечено 786 фактов контрабандного перемещения товаров через границу, что на 58% больше, чем в 2017 году. Естественно, контрабанда или контрафактная продукция составляют «теневую экономику», чья доля стабильно удерживается на отметке 30% от ВВП республики. Выходит, что многие внутренние экономические проблемы берут своё начало на рубежах страны. Кстати, фиксируют и провоз через границу запрещённой литературы религиозного характера. По данным Погранслужбы РК, в 2018 года рост составил 5%. А это уже признаки экстремизма и терроризма.
Таким образом, реконструкция пограничных переходов ускорит грузооборот, облегчит жизнь людям, усилит транзитный потенциал и даже защитит экономические интересы Казахстана и его соседей. Но всё-таки мера в первую очередь пойдёт на пользу приграничным регионам России и Казахстана, на долю которых приходится наибольший объем товарооборота двух стран, о чем неоднократно говорилось в правительственных кулуарах.