В связи с выходом Британии из ЕС, который, наконец, состоится в пятницу, 31 января, растут опасения относительно будущих проблем на ее рынке электроэнергии - от увеличения счетов до нарушения поставок и сворачивания мер по декарбонизации.
Великобритания зависит от поставок электроэнергии из Европейского Союза. Его собственная генерация снизилась в 2018 году на 1,6%, согласно последним доступным данным.
Это связано с постепенным закрытием угольных электростанций, которое "не полностью компенсировано" (тм) развитием ветроэнергетики.
Соответственно вырос импорт электроэнергии и газа, главным образом из Франции, Нидерландов и Ирландии, на долю которых в настоящее время приходится почти 40% энергопотребления Британии.
Таким образом, выход Великобритании из ЕС и единого европейского рынка электроэнергии несет риски для и без того дохлой энергосети, которая пережила масштабное отключения электроэнергии в августе прошлого года.
Британия продолжит пользоваться преимуществами действующих соглашений в течение переходного периода после Brexit, одновременно пытаясь добиться новых договоренностей с Брюсселем во всех областях - от энергетики до обороны и безопасности.
Пока неясно, смогут ли переговоры обеспечить решение проблем.
Британский промышленный регулятор Ofgem заявил, что ”должны быть разработаны альтернативные торговые соглашения", не углубляясь в подробности. Однако какая бы сделка в итоге ни была заключена, регулятор "не ожидает, что Brexit прервет потоки электричества и газа”.
Тем не менее, в периоды пикового спроса Британия может оказаться в самом хвосте очереди за электроэнергией.
"Страны ЕС будут иметь преимущество", - сказал агентству AFP Вейджи Мак из исследовательской компании Aurora.
Как и в других сферах, таких как финансы, ключевое значение будет иметь согласование так называемой "эквивалентности" по таким вопросам, как правила выбросов CO2 - чтобы страны, производящие более чистую и более дорогую электроэнергию, не находились в неблагоприятном положении.
Рост цен?
Неопределенность по поводу эквивалентности и возможного возврата тарифов или квот в случае провала торговых переговоров указывает на необоснованность надежд на то, что после Brexit ничего не изменится.
"Электроэнергия станет более дорогой", - сказал Джозеф Даттон, советник по вопросам политики в аналитическом центре по проблеме изменения климата E3G. - "Это может означать более высокие счета для потребителей.”
Торговля электроэнергией через Ла-Манш в настоящее время основана на аукционной системе, которая может быть разрушена выходом Британии из ЕС.
Eurelectric - ассоциация, представляющая электроэнергетический сектор на европейском уровне - рассматривает ситуацию как "проигрышную“ из-за ”менее эффективной торговли газом и электроэнергией".
Общую картину ухудшает решение французского правительства приостановить несколько проектов интерконнекторов, которые должны содействовать интеграции электрических сетей Британии и континентальной Европы. Эти проекты считаются критически важными для энергетической безопасности на английской стороне Ла-Манша.
”(Они) обеспечивают менее 10% (потребляемой электроэнергии), но позволяют сбалансировать спрос и предложение", - сказал Даттон. "Интерконнекторы дают возможность строить больше возобновляемых источников энергии (в частности, ветряных станций), потому что вы можете покупать электричество, когда ветер не дует, и продавать его, когда у вас есть больше, чем вам нужно.”
Это может привести к тому, что правительство отложит закрытие газовых электростанций и полный переход Британии на "зеленые" источники энергии, что оно обещало сделать к 2050 году.
Это также может означать снижение углеродного налога, включаемого в настоящее время в цену электроэнергии и предназначенного для финансирования "зеленого" перехода.
“Если они (интерконнекторы) не заработают, это будет иметь реальные последствия для достижения цели "net zero” ("чистый ноль"), - заключил Даттон.