В детстве я часто слышал о том, что это всё придумал Форд в каком-то восемнадцатом году. Читал об этом и в журналах, где ещё спорили о том, что какая-то фабрика часов внедрила конвейер немного раньше Форда.
Мне эти споры и утверждения казались совершенно абсурдными. Думалось - что такого особенного в поточном производстве, что нельзя его было придумать раньше? Порезал процесс на операции для более узкой специализации работника. Движущуюся ленту до использования машин можно было заменить на детей с тележками. Ничего особенного вроде.
А вот и нет. Раньше начала 19 века конвейер не смог бы себя оправдать ни в каком более-менее скурпулёзном серийном производстве.
Такое производство развалилось бы, потому что в длинной череде работников сразу появляются паразиты, которые гонят брак ради количественных показателей. То есть в нашей схеме с потоками узкоспециализированных работников и их детей с тележками не хватает ещё их жён и матерей, которые бы измеряли качество деталей в контрольных точках потоков. Придумать процедуру для того, чтобы сохранялась тайна измерения, исключающая подыгрывание кому-либо из работников на конвейере, тоже не сложно.
Затык в том, что после каждой операции контролёра не поставишь. И дело даже не в количестве людей, если вопрос имеет цену, то это тоже решаемо, по крайней мере - в отсутствие демографического кризиса. А вот большое количество измерительного инструмента отсутствием контрацептивов уже не заменишь. Для этого, пока ещё, будут требоваться мастера, а не абы кто. Значит, нужно иметь оптимально достаточное количество контролёров. А для того, чтобы в случае обнаружения брака на контрольной точке найти конкретного виновника и воздать ему по справедливости, нужно уметь гибко и справедливо *перемещать* контрольные параметры по ветвящимся производственным потокам.
А это математическая задача, которая была решена лишь в начале 19 века. И решил её Гаусс. До того, как возглавить университет в Геттингене, Гаусс был начальником астрономической лаборатории этого учебного заведения. Лаборатория стремилась вести наблюдения в режиме 24/7, для чего, естественно, были задействованы различные лаборанты и помощники. Гауссу нужно было не только определять достоверность данных и допустимые границы требуемой достоверности, но и иметь возможность вычислять косячников. Для этого он применил и развил метод наименьших квадратов, описанный Лапласом, и закон нормального распределения, берущий начало от Муавра.
Какова роль нормального распределения в контроле качества? В общем-то, вопрос отвечает сам на себя - если нормальное, значит, люди стараются, стремятся к результату, а если не нормальное - значит кто-то "танцует" на рабочем месте и требуется служебное расследование, опять же - с гауссиной наперевес. Когда нормальное, то нет смысла и даже вредно для дела начальнику тратить время на дисциплину и повышение культуры производства. Гораздо лучше потратить это время на развитие технологии производственных процессов или тупо отдохнуть.
Кто или что старается в случаях, когда нормальным является распределение величин далёких от производственных технологий? - этот вопрос за рамками статьи. В ответе на него статистическая наука сильно разрослась с начала 20-го века, в процессе развития было придумано множество распределений и приёмов для иных целей. А мы продолжим реконструировать цивилизационный путь до конвейера и обозначать ограничивающие его факторы.
Мы выяснили, что если,
мы умеем пользоваться методой Гаусса,
правильно построим калибровщиц,
у нас нет проблем с демографией
и есть золоторукие мастера,
то путь к развитию технологий становится открытым. Тогда дальнейшее развитие технологии - вопрос времени. Развитие идёт этапами по примерно следующему алгоритму.
Точные размеры рабочих поверхностей деталей нужны для обеспечения требуемого их сопряжения после того, как они будут собраны в цельное изделие. Недостаток нормального качества на первом этапе всегда возможно решить путём селективной сборки. Для этого требуются лишь измерительные инструменты с точностью целевого уровня изготовления. Т.е. реально достигаемый диапазон точности изготовления деталей разбивается на несколько (Х) диапазонов. Тоже и для всех сопрягаемых деталей. Все они сортируются на группы и дальнейшая сборка ведётся только по группам, без их смешивания.
Недостатком такого метода является плохая ремонтопригодность изделия. Если брать наугад требуемую для замены деталь, то, скорее всего, отремонтированное изделие будет иметь намного худшее свойства, чем оно имело с завода. А держать на складах запчасти из всех групп будет, как минимум, в Х раз накладнее. Но на начальном этапе такой подход вполне оправдан, тем более - для каких-нибудь сеялок, молотилок, сепараторов, самоваров и т. п. утвари. Труд пользователей этих изделий становится более производительным, у общества появляется возможность для содержания дополнительного числа золоторуких мастеров, изготавливающих рабочий и измерительный инструмент. Таким образом, может быть - за несколько итераций, достигается целевой уровень качества, позволяющий, в итоге, отказаться от селективной сборки. Происходит рывок - изделия не только становятся ремонтопригодными при меньших издержках производства, но и открывается, наконец, возможность начинать внедрять конвейер. Ведь количество потоков и ветвей от начала и до конца производственного цикла сокращается примерно в Х раз. Можно начинать дробить специализацию работников и задавать им темп, хоть на топливной тяге, хоть на живой (при отсутствии топлива).
Узким звеном остаются золоторукие мастера, необходимые хотя бы для изготовления калибров. Ведь последние не только должны быть точно обработаны, но и обладать свойством износостойкости, критичной для сохранения точности. На первом этапе калибры вполне допустимо изготавливать из камня. Здесь секрет - в каменной породе. Определённые природные материалы довольно устойчивы к истиранию, а изнашиваются только осколками. Этот факт позволяет минимизировать накопление ошибок от постепенного износа калибра и быть уверенным в наступлении момента, когда калибр требует замены.
Но об этих тонкостях вам гораздо лучше меня расскажет хрупкая девушка Ольга «полку Хейердала прибыло» Вдовина, чудесно обрабатывающая камни с применением исключительно природных технологий в рамках экспериментальной археологии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 7078
Рейтинг поста: