Полтора триллиона рублей ежегодно тратят российские компании на формирование, сбор и отправку отчетности для ведомств. Такие данные приводит Росстат в своей стратегии развития до 2024 года. Эта сумма, по оценке ведомства, складывается из непрямых издержек компаний на отправку аналитических статистических форм — и это еще без учета ущерба от неправильных решений, принятых на основании неправильных данных. При этом столь колоссальные издержки не повышают качества итоговых показателей, которые формирует Росстат. Часто прямой вины ведомства в этом нет — проблема, скорее, в точности и своевременности подачи первичных данных. Сейчас эти первичные данные берутся из отчетов, которые для Росстата заполняют сами предприятия — обычно их бухгалтеры делают это вручную.
Форма цифры
В среднем около 80% отчетов поступает в Росстат в электронном виде, а в секторе МСП их доля всего 54%. Остальное приходит в бумажном виде по почте, и это основная причина корректировок и задержек при предоставлении статистических данных. Из бумажных отчетов данные нужно перевести в электронный вид, и тут вступают в силу человеческий фактор и ошибки, что при огромных объемах обрабатываемой информации совсем не удивительно. «Субъекты статистического учета формируют и загружают в ЕМИСС (Единая межведомственная информационно-статистическая система, созданная Минкомсвязи. — “Эксперт”) более шести тысяч показателей, являющихся результатом обработки 60 тысяч первичных статистических показателей», — говорится в стратегии Росстата.
В ведомстве рассчитывают, что цифровая аналитическая платформа (ЦАП) поможет значительно сократить как количество самих отчетов, так и время на их заполнение. Решение будет встроено в управленческие системы предприятий («1С», «Парус» и т. п.) и позволит собирать первичные данные автоматически. Все цифры будут собираться в одном месте, где их отсортируют и проанализируют машины. После чего данные станут доступны всем потребителям статистики. Информация будет храниться в едином архиве, доступная как в виде итоговых показателей, так и в виде первичных данных. В итоге сроки сбора данных сократятся в три раза, а время на их обработку — в полтора. ЦАП также позволит Росстату оптимизировать штат сотрудников на десять процентов.
В результате, говорят в Росстате, ЦАП позволит снять основные проблемы с качеством статистических данных за счет автоматизации и перевода полностью в электронный вид. По задумке, платформа должна быть способна обрабатывать большие данные, а значит, можно будет расширить и перечень первичных данных