Европейцы долго тянули с ответом на вопрос о запуске нового этапа по количественному смягчению и дали ответ на него только недавно - 7 марта нынешнего года.
Количественное смягчение - термин, которым центральные банки прикрывают печатание необеспеченных денег для выдачи коммерческим банкам под залог акций и облигаций (обычно низкокачественных, типа итальянских гособлигаций и тому подобного).
Европейский центральный банк называет свои операции по предоставлению ликвидности банковской системе "целевыми долгосрочными операциями рефинансирования" (TLTRO). Стартуют они в сентябре 2019 года и продолжаться до марта 2021 года. Это уже будет третий подобный этап.
В рамках предыдущих двух этапов, которые стартовали с 2014 года, ЕЦБ раздал банкам 2,6 триллиона евро. По логике ЕЦБ, данные деньги должны были увеличить количество дешевых кредитов, которые европейские банки выдают промышленности и домохозяйствам. И это, в свою очередь, должно было подстегнуть экономический рост в еврозоне.
И вот что из этого получилось:
Квартальный рост ВВП еврозоны, 2014-2018 гг.
Рост ускорился с 0,2% за квартал аж до 0,5-0,6%. А один квартал рост ВВП был целых 0,7%.
Стоит отметить, что ЕЦБ предоставлял деньги европейским финансовым институтам с условием обратного выкупа коммерческими банками своих ценных бумаг, заложенных в ЕЦБ. По стечению обстоятельств, один из пиков выкупа коммерческими банками заложенных акций и облигаций у ЕЦБ приходится на 2020 год, когда третий этап количественного смягчения будет в самом разгаре.
Получается, что у европейских банков нет свободных денег для обратного выкупа и чтобы не обрушить всю финансовую систему Старого Света, ЕЦБ решился ещё на один этап печатания денег. Всё больше и больше финансовая система еврозоны начинает напоминать классическую финансовую пирамиду. И судя по всему, европейцы не хотят грохнуться в новый кризис раньше Китая и США, поэтому и пытаются удержаться с помощью всё новых и новых вливаний финансовый сектор.
Кстати, объявление ЕЦБ о новом этапе количественного смягчения привело к падению евро ко всем валютам на международном рынке. Такая себе девальвация, которая не только может помочь европейскому экспорту (в первую очередь Германии), но и ударит по китайскому импорту в Европу. А внешняя торговля КНР и так переживает не лучшие времена.
Драка за право последним рухнуть в пучину нового мирового кризиса продолжается.
Евгений Блок