Россия прекратит поставки газа по Трансбалканскому коридору с 2020 года, сообщила министр энергетики Болгарии Теменужка Петкова, сославшись на письмо представителей ООО "Газпром экспорт" руководству страны. Значит, и транзит через Украину сократится примерно на 17,5 миллиарда кубометров. Сколько денег потеряет Киев и почему это лишь первый шаг к ликвидации украинской ГТС — в материале РИА Новости.
Песенка спета
Трансбалканский газопровод идет из Украины в Турцию через Румынию и Болгарию. Анкара — основной потребитель газа, качаемого по этому маршруту. В 2017 году Турция купила 29 миллиардов кубометров газа, из которых 15,9 миллиарда пришлись на "Голубой поток", остальное — на Трансбалканский коридор.
По этому газопроводу также получают топливо Румыния (1,2 миллиарда кубов в год) и Болгария (3,3 миллиарда). Всего Украина перекачивала по этой ветке порядка 17,5 миллиарда кубометров. Общая прокачка через украинскую ГТС в 2017-м составила 94 миллиарда кубометров, в прошлом году сократилась до 86,8 миллиарда.
Это значит, что с 2020-го "Газпром" почти на четверть сократит прокачку газа через Украину. Учитывая стоимость транзита в 25 долларов за тысячу кубов, со следующего года украинская казна похудеет примерно на 440 миллионов долларов.
Названная в письме "Газпром экспорта" дата совпадает со сроком ввода в эксплуатацию двух ниток "Турецкого потока" мощностью 15,75 миллиарда кубометров в год каждая. В ноябре на торжественной церемонии в Стамбуле Владимир Путин и Реджеп Эрдоган дали команду установить завершающую секцию морской части нового газопровода. Чуть ранее стало известно, что газ по новым трубам потечет не позднее конца 2019-го.
В ходе церемонии Путин отметил, что "Турецкий поток" не направлен против интересов третьих стран и носит созидательный характер. Его слова подтвердил турецкий коллега: Эрдоган заявил, что Анкара планирует поставлять половину поступающего газа в Европу.
Европа свое получит
Разумеется, убытки от закрытия Трансбалканского коридора понесут все страны, по которым проходит газопровод. Та же Болгария потеряет порядка 110 миллионов долларов в год транзитных платежей.
Впрочем, министр утверждает, что это ненадолго. В январе София в лице "Булгартрансгаза" (оператор болгарской ГТС) приняла окончательное решение по строительству нового газопровода. После того как систему введут в эксплуатацию, ее трубы наполнит газ из второй нитки "Турецкого потока" — как и говорил Эрдоган на ноябрьской встрече с Путиным.
В марте определилась еще одна страна — участница этого газового проекта. Замминистра энергетики Сербии Александр Антич заявил, что Белград планирует приступить к строительству своего участка газопровода уже в апреле. С пуском этого маршрута в Болгарию начнут поступать транзитные платежи.
В дальнейшем вторую нитку "Турецкого потока" планируется продлить в Венгрию, так что объемы транзита (и, соответственно, транзитных платежей) для Софии увеличатся.
При этом до пуска "Турецкого потока" в полном объеме Болгария сможет удовлетворять собственные нужды в голубом топливе за счет поставок из Турции по тому же Трансбалканскому газопроводу в реверсном режиме. Заодно получая транзитные платежи за прокачку газа в Румынию и Молдавию.
Сигнал Киеву
Аналитики отмечают, что о прекращении транзита по Трансбалканскому газопроводу после пуска "Турецкого потока" было известно давно и никакого специального уведомления Софии не требовалось. Поэтому письмо "Газпром экспорта" следует расценивать как сигнал Киеву о том, что Украина действительно останется без российского газа.
Причем в основном из-за позиции "Нафтогаза", руководство которого в ходе трехсторонних переговоров по продолжению транзита потребовало от "Газпрома" выполнить сразу несколько условий. В частности, не только обеспечить объем транзита, гарантирующий рентабельность украинской газотранспортной системы, но и выплатить 2,5 миллиарда долларов по вердикту Стокгольмского арбитража.
Министр энергетики России Александр Новак в ответ напомнил, что новый транзитный контракт будет заключен только после того, как между сторонами не останется судебных претензий.
"Газпром" обвиняет "Нафтогаз" в нарушении контрактного условия "бери или плати" (в договоре прописана обязанность украинской стороны оплачивать поставку 52 миллиардов кубометров газа в год) и настаивает на погашении долга за газ, который поставлялся с начала разбирательств в арбитраже. "Нафтогаз" же требует признать ничтожным пункт "бери или плати", снизить цену и выплатить компенсацию за недопоставленное транзитное топливо. После общего зачета всех требований по решению арбитража "Газпром" остался должен почти 2,5 миллиарда долларов.
Киев, судя по всему, надеялся, что США и Евросоюз заставят Россию прекратить строительство "Северного потока — 2" и продолжать прокачку газа только через Украину, но просчитался. И теперь оказался перед реальной перспективой потерять транзит полностью.
Проблема не только в финансах, хотя без транзитных платежей — а это три миллиарда долларов в год — у Украины не остается шансов расплатиться с долгами. Важнее, что без российского газа Киеву придется распрощаться с планами привлечения иностранных партнеров в свою газотранспортную систему.
Напомним: в начале сентября исполняющий обязанности председателя правления "Нафтогаза" Сергей Коновец направил украинскому премьеру Владимиру Гройсману письмо о необходимости продать 49 процентов акций газотранспортной системы страны за семь миллиардов долларов западному инвестору, который сможет добиться от России сохранения объемов транзита.
"Нафтогаз" оценивает ГТС Украины в 14 миллиардов долларов, — указывается в письме. — Если международный партнер заплатит семь миллиардов за 49 процентов акций, такая инвестиция может рассматриваться как определенная гарантия сохранения доходов от транзита на текущем уровне".
Но чтобы кто-нибудь захотел купить украинскую газотранспортную систему, необходимо гарантировать большие объемы прокачки. "Нафтогаз" же своими непомерными требованиями сделал новый договор о транзите невозможным.
А теперь украинский участок Трансбалканского газопровода — 980 километров газотранспортной системы — вообще лишается загрузки. Учитывая, что та же судьба может ожидать всю остальную ГТС, на серьезный интерес инвесторов Киеву рассчитывать не приходится.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+