На мировых нефтяных рынках развернулась борьба между США и их конкурентами, заключившими соглашение «ОПЕК плюс» – обе стороны стремятся подчинить себе динамику цен на «чёрное золото». Трамп пытается добиться тенденции к понижению, в то время как Саудовская Аравия и Россия изо всех сил стараются достичь роста посредством очередного раунда сокращения производства – обе страны пострадали от слишком низких цен, держащихся последние несколько лет, что не позволяет им сбалансировать свои бюджеты.
Разобраться в изменяющейся структуре поставок поможет информация о 12 крупнотоннажных танкерах, плывущих через Атлантический океан. Как оказалось, эти танкеры проделывают свой неблизкий путь протяжённостью в тысячи миль без груза, за исключением морской воды, необходимой для придания остойчивости. Конечно, в «обычное» время такие суда были бы заполнены тяжёлой высокосернистой ближневосточной нефтью, которую следовало бы доставить на нефтеперерабатывающие заводы, скажем, в Хьюстон или Новый Орлеан.
Однако сегодняшние времена не «нормальные». Вследствие условий соглашения «ОПЕК плюс» о сокращении добычи на 1,5 миллиона баррелей в сутки, корабли следуют в пункты назначения незагруженными – и несут при этом некоторые потери доходов. Теперь они просто забирают лёгкую нефть, которую неустанно добывают американские сланцевые производители. Эта ситуация позволила США довольно быстро превратиться в «чистого экспортёра» нефти с конца прошлого года, сообщает Bloomberg.
Подпись к изображению: 12 пустых крупнотоннажных танкеров проходят тысячи миль на пути в Мексиканский залив из Азии
Разумеется, это не слишком выгодно для владельцев кораблей. Получается, что принадлежащие им суда совершают переход длиной в 21 тысячу миль из Азии через Южную Африку, не имея на борту ничего, кроме морской воды для придания устойчивости. Это связано с тем, что ближневосточные производители ограничивают поставки. Тем не менее, стремительно растущие объёмы легкой нефти всё же должны быть вывезены из Америки, причём в Атлантическом океане уже недостаточно крупнотоннажных танкеров для этой работы.
«Движущей силой этого является рынок нефти в США, который выглядит относительно «медвежьим», поскольку оценки объёмов внутреннего производства растут; кроме того, в течение последних нескольких недель наблюдается увеличение запасов сырой нефти, – прокомментировал Уоррен Паттерсон, глава отдела стратегии сырьевых товаров расположенного в Амстердаме ING Bank NV. – В то же время сокращение добычи со стороны ОПЕК поддерживает международные марки, такие как Brent, создавая стимулы для наращивания экспорта».
Перевозчики рассчитывают на экспорт американских компаний, стремясь скомпенсировать ограничения поставок со стороны стран ОПЕК и их союзников, включая Россию. Отраслевые аналитики пересмотрели в сторону повышения свои оценки того, сколько владельцы судов заработают в этом году, несмотря на заключённое в декабре соглашение «ОПЕК плюс», указывая в качестве способствующего фактора рост американских поставок.
По оценкам судовых брокеров, в каждый отдельно взятый момент времени, как правило, можно насчитать три или четыре пустых супертанкера, которые направляются в США.
Этот сдвиг оказал серьёзное воздействие на рынок судоходства. По данным аналитиков Балтийской биржи, ежедневный доход для танкера, который может перевозить два миллиона баррелей нефти на эталонном маршруте между Ближним Востоком и Китаем, удвоился с прошлой недели, достигнув 29,494 тысячи долларов.
«В результате тотального безумия, которое воцарилось на американском побережье Мексиканского залива с конца прошлой недели, было задействовано большинство доступного тоннажа в Атлантическом бассейне, – отметил Эспен Фьерметад, аналитик расположенной в Осло Fearnley Securities AS. – В связи с тем, что корабли убывают на Запад, ставки повысились также и на Востоке».
В связи с расширением спрэда между нефтью WTI и Brent до уровня, который в последний раз достигался во время октябрьского кризиса цен на нефть, сокращение добычи странами соглашения «ОПЕК плюс» все больше напоминает «выбор Софи». С одной стороны, сокращение добычи приведёт к уступке большей доли рынка США (добыча сланцевой нефти также выгодна, потому что её легче перерабатывать для получения бензина). С другой стороны, отказ от сокращения будет равноценен признанию того, что цены останутся низкими в обозримом будущем.
На сегодняшний день остаётся неясным, к чему приведёт следующая встреча стран «ОПЕК плюс», которая должна состояться в Вене. Не исключено, что участники прислушаются к предложению Саудовской Аравии и согласятся на новый альянс, в состав которого в качестве полноправных партнёров войдут Россия и ее союзники по СНГ. Очевидным остаётся одно. Производители, работающие на Пермском нефтегазоносном бассейне в Техасе, не показывают ни малейших признаков замедления добычи.
Рост добычи сланцевой нефти: как ожидается, производство нефти в США достигнет 12 миллионов баррелей в сутки на полгода раньше, чем прогнозировалось всего месяц назад (голубым цветом – прогноз, сделанный в ноябре 2018 года, чёрным – в январе 2018 года, серым – в январе 2017 года)