Становление богатого углеводородными ресурсами Востока важным поставщиком, обеспечивающим потребности Запада, ставит Турцию в положение важного соединительного элемента между этими двумя регионами. Актуальным предметом спора стал вопрос о том, как Турция использует это положение: как страна, осуществляющая транзит, или центр торговли? Непосредственное влияние на Турцию в энергетике оказывает политика России в этой сфере, прежде всего «Турецкий поток» и ее энергетические проекты в Иракском Курдистане.

 

Турция продолжает оставаться под влиянием, с одной стороны, важных внешнеполитических событий, происходящих в регионе, с другой — неопределенности в отношениях со своими западными союзниками. Турция, рассматриваемая в качестве важнейшей платформы для того, чтобы отношения между Востоком и Западом могли двигаться вперед на здоровой основе, пока не может создать впечатления, что она в состоянии успешно и с должной ответственностью выполнять эту функцию.


Можно сказать, что Турция исторически обладает экономическим, политическим, культурным наследием и опытом, необходимым для гармоничного и бесконфликтного развития отношений Востока и Запада. В последние годы к этому добавились и энергетические вопросы. Экспорт богатых углеводородных ресурсов Востока на мировые рынки и в этой связи преврщение Востока в важного поставщика, обеспечивающего потребности Запада, превращает Турцию и в этом вопросе в связующее звено между двумя регионами.

 

Вопрос о том, в каком качестве Турция будет занимать это положение, как страна-транзитер или центр торговли энергоресурсами, стал актуальным предметом спора. Некоторые наблюдатели отстаивают тезис о том, что географическое положение Турции сделает ее превосходным транзитером. Эти точки зрения, как правило, озвучиваемые за рубежом, в современном мире едва ли придадут нашей стране статус активного участника энергетических балансов.

 


С другой стороны, те, кто настаивает на тезисе о превращении Турции в «центр торговли энергоресурсами», пребывают в замешательстве. Стать центром торговли одним или несколькими сырьевыми материалами, используемыми при производстве энергии, такими как уголь, нефть, природный газ, можно, но торговля энергией, производимой с использованием этих материалов, не рассматривается в качестве особенности, которой посчастливилось бы обладать не только Турции, но и другим странам мира.


Турция — одна из ведущих стран — импортеров природного газа в Европе и мире. С этой характеристикой у Турции весьма высоки шансы стать центром торговли природным газом. Для этого в Турции наравне с либерализацией энергетического рынка, конечно, необходимо вывести мощности хранения природного газа на тот уровень, который должен быть в стране, нацеленной на становление центром торговли.


Сообщения о том, что начиная с 2018 года министерство энергетики и природных ресурсов Турции сделает важный прорыв в сфере наращивания хранилищных мощностей и создания новых хранилищ природного газа, воодушевили тех, кто верит, что Турция должна стать центром торговли природным газом. Поэтому неудивительно, если страны, которые пытаются конкурировать с Турцией на этом направлении, например, Италия, Греция и даже Болгария, предпримут похожие инициативы.


Турция, совершенствуя в рамках своих национальных возможностей как рыночные условия, так и хранилищные мощности, должна также внимательно следить за ожесточенной конкуренцией, которая идет в этой сфере на мировом уровне. Например, большое значение для эксплуатации месторождений природного газа в территориальных водах Израиля в Восточном Средиземноморье и экспорта добываемого здесь газа в Западную Европу имеет восприятие Турции в качестве партнера. Тот факт, что политические отношения Турции и Израиля еще в полной мере не нормализовались и, более того, становятся ареной новой напряженности, а с другой стороны, сохраняющаяся нерешенность проблем, возникших из-за Кипра, который, как ожидалось, присоединится к этому партнерству, повышает шансы проектов, исключающих участие Турции.

 

Морской газопровод "Турецкий поток"


События, которые особенно интересуют нашу страну, происходят в связи с политикой, преследуемой Россией в сфере энергетики. Например, несмотря на то, что многие фирмы турецкого происхождения подписали предварительные соглашения по эксплуатации месторождений природного газа на территории Курдской региональной администрации Ирака (КРАИ), обращает на себя внимание то обстоятельство, что в последнее время «Роснефть» направила в этот регион гораздо больше инвестиций, чем Турция. Холод в отношениях Анкары и Эрбиля по причине референдума, проведенного КРАИ, с этой точки зрения дает России пространство для осуществления более гибких действий.


С другой стороны, Россия, активизируя усилия в направлении максимально скорейшего претворения в жизнь проекта «Турецкий поток», совершает новые прорывы на Балканах. Один из них — соглашение об экспорте природного газа в объеме 1,4 миллиарда кубометров в год, заключенное «Газпромом» с Хорватией в сентябре этого года. А другой — соглашение об экспорте 350 миллионов кубометров природного газа в год, которое «Газпром» подписал с Республикой Сербской в составе Боснии и Герцеговины.


Пока, как становится понятно, Россия будет обеспечивать эти поставки по существующим трубопроводам, которые идут через Украину. Но не нужно забывать, что проект «Турецкий поток» нацелен на то, чтобы обойти Украину в долгосрочной перспективе. Также следует помнить, что этот проект, как планировала Россия, в дальнейшем в дополнение к двум строящимся в данный момент линиям предусматривал создание еще двух параллельных трубопроводов в сторону Балкан.


Особым смыслом обладает то, что Россия предпринимает эти усилия в тот момент, когда США в попытке занять место на европейском рынке планируют ввести новые санкции против России и повлиять на ее энергетическую политику. В период, когда между Россией и США возникает новая энергетическая конкуренция в глобальном масштабе, крайне важно, чтобы проект превращения Турции в центр торговли природным газом претворялся в жизнь упорно, терпеливо, настойчиво и, самое главное, быстро.