В преддверии обсуждения сделки по продаже 19,5% акций "Роснефти" китайской корпорации CNPC Министерство природных ресурсов КНР
опубликовало информацию об огромных собственных запасах нефти и газа,
разведанных и доступных для добычи в Китае. Тем не менее реальная
себестоимость добычи вновь разведанных и известных ранее запасов
значительно выше среднемировых цен, в то время как сланцевая нефть и газ
Китая в три раза выше себестоимости добычи аналогичных ресурсов в США,
что в практическом смысле делает эти запасы неизвлекаемыми в
современных экономических условиях или требует колоссальных дотаций
государства, на которые Китай не сможет пойти в условиях экономической
стагнации.
Минресурсов КНР
сообщило, что доступные для добычи запасы нефти и газа в Китае
составляют 30,1 млрд тонн и 50,1 трлн кубометров, потенциальные и
доступные для добычи запасы газа в Сычуаньской впадине на юго-западе
Китая оцениваются в 20,7 трлн и 11,2 трлн кубометров, что в 3,8 и 3,3
раза выше значений, зафиксированных при предыдущей оценке. На шельфе
Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей новый объем совокупных
разведанных запасов оценивается в 20,8 трлн и 12,2 трлн кубометров.
Отложенная сланцевая революция
3 декабря на Международном саммите нефти и газа в Китае Минресурсов КНР заявило о проведении третьего раунда тендеров на месторождения сланцевого газа, сообщив, что они пройдут в первую
половину 2016 года, однако событие бесконечно откладывалось из-за
"трудностей в реализации", которыми по сути оказалась недоступность для
разработки месторождений в нынешних условиях.
Ранее,
3 ноября 2015 года Минресурсов вынесло штрафы в отношении Sinopec и
одной из энергетических компаний Хэнани в размере 8 и 6 млн юаней
соответственно за невыполнение обязательств по геологоразведке
соответствующих районов добычи, у компаний также были сокращены площади
разрабатываемых месторождений. Профессор Юго-Западного университета
нефти провинции Сычуань Кан Или отметил, что "отправная точка неплохая,
но в реальности компании столкнулись с большим риском вложений при
большой себестоимости и низкой отдаче". Все это привело к ситуации,
когда месторождение "было окружено", однако компании не стали его
разрабатывать (围而不探).
Первый раунд
распределения разработки месторождений прошел в Китае в июле 2011 года.
В нем приняли участие CNPC, Sinopec, CNOOC, шэньсийская Yanchang,
хэнаньская корпорация Meiwuqi, а синьцзянская Guanghui и сычуаньская
Honghua не вошли в список участников. Наньчауаньское месторождение
досталось Sinopec (渝黔南川, район Наньчуань на территории Чунцина и
провинции Гуйчжоу), Сюшаньское месторождение досталось хэнаньской
компании (渝黔湘秀山, район Сюшань на территории Чунцина, Гуйчжоу и Хунань),
тендер на Гуйчжоуское месторождение не достался ни одной из компаний.
Спустя три года, однако, Sinopec вложил в разработку месторождения 590
млн юаней или 73% от необходимого объема вложений, а хэнаньская
компания Meiwuqi 250 млн или 51% от требуемого объема инвестиций.
Согласно условиям тендера, компании были оштрафованы за недовложения на
5% от стоимости контракта.
Во время второго
раунда тендеров в декабре 2012 года было выставлено 19 месторождений. В
тендере приняли участие в том числе и предприятия ненефтегазового
сектора. К 2013 году Китай добыл 200 млн кубометров сланцевого газа, а к
2014 году поставил смелую цель в 6,5 млрд кубометров, однако данных о
добыче к концу 2014 года так и не поступило. Уже в "Стратегии развития
энергетики на 2014-2020 годы" Госсовет понизил заявленную цель 12-ой
пятилетки (2011-2016) по сланцевому газу с 60 млрд кубометров до 30
млрд в "Стратегии 2014-2020". Реализовали ли предприятия цель увеличить
выработку сланцевого газа в 150 раз за 7 лет - широкой публике
неизвестно.
Реальная причина проблем со
сланцевой революцией в Китае - трудности в разработке месторождений. На
днях сотрудник Центра стратегических исследований нефти и газа Юэ
Лайцюнь заявил, что бурение скважины в Сычуаньской котловине стоит 100
млн юаней. В корпорации Sinopec также сообщили, что из-за неразвитости
технологий бурения и сложной геологической структуры себестоимость
бурения в Китае составляет 83 млн юаней за скважину, что на 50 млн
юаней дороже, чем затраты на аналогичную скважину в США.
Несмотря
на очевидную для всех специалистов отрасли невозможность реализации
программы "опоры на собственные силы" в нефтегазовом секторе,
Минресурсов продолжает сотрясать воздух заявлениями о
рекордных объемах разведанных в Китае "нетрадиционных нефти и газа", на
извлечение которых в трудное для Китая время потребуется значительная
поддержка государства.
Глава Министерства земельных и природных ресурсов КНР - Чжан Шаонун (张少农), уроженец провинции Шэньси, замглавы обкома Комсомола провинции Шэньси, секретарь парткома района Циньчжоу провинции Шэньси,
родины челна ПК Политбюро, бывшего главы Отдела пропаганды ЦК КПК Лю Юньшаня.
С 2007 по 2011 годы возглавлял Орготдел обкома провинции Гуйчжоу. С
2011 по 2015 - замглавы Минресурсов, с февраля 2015 года возглавляет
ведомство.