Продолжать, конечно, нужно с флагмана ВВС США «Бена-вертолета». Злоключения ФРС были не все время в центре внимания, но все же были значимы, потому как начинался год под бодрые заявления о том что «вот ещё немного ноликов нарисуем и все будет лучше». На ожидании активного выхода ФРС с покупками гособлигаций ставки по долговым инструментам в США резко снизились к осени 2010 года, шла массированная скупка бумаг, что убедило ФРС в правильности выбранного пути, но инвестор в какой-то момент побежал, если бы не европейские проблемы ставки были бы прилично выше. В первой половине года на рынке госдолга США не осталось практически никого кроме ФРС, при этом, объемы чистых заимствований Минфина США существенно сократились. Сокращение займов было обусловлено приближением госдолга к лимиту и политическими войнами республиканцев с демократами, во время которых ведомство Гайтнера было вынуждено использовать свой резерв ($200 млрд.) и использовать все возможные инструменты для сдерживания роста госдолга.
На волне сброса трежерис к весне ставки по десятилетним гособлигациям подскочили с 2.5% до 3.75%, ставки по тридцатилетним бумагам взлетели с 3.5% до 4.75%, фиксированная ставка по ипотеке подскочила с 4.2% до 5.0% годовых. Именно необходимостью понизить ставки ФРС обосновывала проведение второй программы количественного смягчения, представителям Федрезерва пришлось активно искать оправдания. Инвесторам ФРС сначала объясняла, что после заявления в августе ставки то снижались, радовались, что растет стоимость фондовых рынков.
Потом Бернанке дошел уже до совсем занятных заявлений о том, что вот теперь, в условиях инфляции Китаю придется повышать курс юаня и никуда они не денутся. То, что в прямые задачи ФРС совсем не входит давить Китай и провоцировать падение доллара осталось за кадром. К весне доллар провалился до трехлетних минимумов, фондовые рынки подобрались к максимумам с лета 2008 года, золото добралось до $1500 за унцию, а на рынке серебра надули мегапузырь, загнав цены к $50 за унцию. Инфляция начала активно расти (здесь роль сыграл резкий скачек нефтяных цен на фоне «арабской весны») и ФРС пришлось снова оправдываться. Глава ФРБ Нью-Йорка У. Дадли даже пытался объяснить американцам, что айфоны то стали лучше, потому инфляция низкая, на что получил вполне ожидаемое: мы не можем съесть айфон. В итоге к концу года Дадли признал, что они не ожидали такого роста цен и для них это стало сюрпризом. Конечно, помог долговой кризис в Европе, который существенно повысил спрос на «безрисковые» активы во второй половине года. О проведении программы QE2 ФРС заявила после того, как темпы роста ВВП упали до 2.5%, а инфляция до 1.2%, причем падение темпов роста ВВП было обусловлено ростом импорта на фоне стабилизировавшегося потребления. К третьему кварталу 2011 года темпы роста ВВП были 1.8% (SAAR) при прилично просевшем потреблении, а инфляция к ноябрю была на отметке 3.4%, базовая инфляция выдала 2.2%. Мало того, традиционный пересмотр данных по ВВП во втором квартале оказался просто разгромным, провал в кризис был глубже, а восстановление экономики медленнее, чем это декларировалось, в 2 квартале 2011 года ВВП оказался на 1.6% ниже, чем заявлялось ранее. По текущим данным за последний год прирост ВВП был обусловлен исключительно ростом потребления которое внесло вклад на уровне 1.42%, т.е. 97% годового прироста ВВП США. Причем треть этого прироста потребления на самом деле просто отсутствует, вклад электроники и товаров для отдыха в рост потребления за последний год составил 5% в номинальном выражении и аж 36% в реальном выражении. Этого роста потребления просто нет в природе, есть качественное и функциональное улучшение покупаемого продукта, но это никак не рост потребления. Американцы стали больше тратить на энергию и продукты питания, в номинале эти два пункта обеспечили 28% всего номинального прироста потребления за последний год, но в реальном выражении их потребление даже сократилось, все просто стало дороже. Без пересмотра в 2011 году показатель ВВП зафиксировал бы стагнацию, потому как по году рост ожидается на уровне 1.7%. Более реалистично же ситуация с ростом в 2011 году будет понятна только когда показатели будут пересмотрены по итогам второго квартала 2012 года, все может оказаться ещё хуже (по крайней мере, именно так происходило в последнее десятилетие).
Пересмотрены с понижением были и данные по промышленному производству (-2.6%), заказам на товары длительного пользования (-5.3%). В целом, ситуация в американской экономике к концу 2011 года выглядит достаточно мрачно, как бы там не говорили и заслуга ФРС в этом также не малая, потому как рост инфляции ударил по реальным располагаемым подушевым доходам населения, они снизились относительно декабря 2010 года на 1%, а для большей части населения, видимо, ещё значительнее, тем более, если учесть реальную инфляцию, а не улучшение айфонов.
Рынки ФРС в какой-то моменте поддержала, а вот для реальной экономики эффект получился скорее негативным, потому как держатели активов – это в основном не те, кто готов потреблять больше. Деньги по большей части ушли не в экономику, а на финансовые рынки. После QE2 даже чиновникам в ФРС стало понятно, что поддержать экономику монетарными методами не получается и в ФРС произошел раскол («ястребы» в ФРС стали значительно сильнее), сейчас уже Бернанке и Дадли заявляют о том, что не все проблемы можно решить печатным станком. Но каких-то иных инструментов у ФРС нет, потому в сентябре ФРС запустила новую программу «Твист», выкупая долгосрочные гособлигации в обмен на краткосрочные, какого-либо серьёзного влияния на экономику это не окажет и скорее призвано показать, что ФРС пытается что-то делать. Подрезали крылья американской экономике политики, после кризиса восстановление американской экономики в основном было обусловлено резким наращиванием госрасходов, если в 2007 году госсектор составлял 21.4% ВВП, то к 2010 году он вырос до 29.3% ВВП, по итогам же 3 кварталов 2011 года он составил всего 28% ВВП.
В 2011 году говорить о как таковом росте американской экономики достаточно сложно, скорее это близкое к стагнации состояние экономики. Промышленное производство растет за год на 3.7% (ноябрь к декабрю прошлого года рост составил 2.8%), но показатель в марте был пересмотрен с понижением на 2.6%. Производство остается на 5.9% ниже докризисных максимумов, промышленность смогла восстановить только 2/3 кризисных потерь, в 2011 году восстановление резко замедлилось даже после существенного пересмотра базы расчета.
Заказы на товары длительного пользования за последний год выросли на 9.5%, но здесь также был большой негативный пересмотр с понижением на 5.3%, в итоге показатель даже к ноябрю так и не добрался до уровней марта 2011 года. Показатель заказов остается на 15.6% ниже докризисных максимумов и восстанавливаться ему ещё долго. Розничные продажи показывают годовой прирост на уровне 6.7% в ноябре 2011 года, но это номинальный рост показателя, индекс цен на товары за последний год вырос на 5.4%, реальные продажи показывали крайне скромную динамику. Если же смотреть розничные продажи на душу населения – то они растут на скромные 0.5% в год после роста на 5.1% в 2010 году. Стоит отдельно заметить, что это рост без учета поправок на гедонистку, если такие поправки делать – то все будет несколько мрачнее. Реальные продажи остались на 3.8% ниже докризисного максимума, а подушевые реальные продажи на 7.8% ниже докризисного максимума, они не смогли вернуть даже половины кризисных потерь. К концу года розничные продажи все же немного ожили, но и только.
Рынок жилья США остался в глубокой яме, продажи на вторичном рынке немного стабилизировались, но ни о каком росте говорить здесь пока не приходится, первую половину года продажи падали, потом восстанавливались и составили в ноябре 4.42 млн. домов в год. Правда в конце года Национальная ассоциация риэлторов США вдруг пересмотрела методику и продажи оказались на 14.5% ниже, чем публиковалось в предыдущих отчетах. Цены возобновили падение, если за 11 месяцев 2010 года медианная цена дома на вторичном рынке была на уровне $172.8 тыс., то за 11 месяцев 2011 года средняя цена составила $164.8 тыс., падение составляет 4.6%. Падение цен фиксировали и другие индексы, по данным S&P/Case-Shiller цены на дома зафиксировали годовое снижение в октябре на 3.4%. Активность на рынке если и есть – то в основном это сектор дешевого жилья. Более показательны для экономического роста и перспектив закладки новых домов и полученные разрешения на строительство, а также ситуация на первичном рынке жилья. С закладками нового жилья внешне все неплохо, они восстановились и к ноябрю текущего года выросли до 681 тыс. домов против 551 тыс. годом ранее, но весь этот рост обусловлен сектором многосемейного жилья, закладки односемейных домов составили в ноябре 2011 года 447 тыс. и это ниже 454 тыс. годом ранее. Похожая картина и с выданными разрешениями на строительство, общие разрешения выросли с 564 тыс. до 681тыс., а по односемейным домам скромный рост с 420 тыс. до 435 тыс. С завершенным строительством дела тоже не очень, здесь показатель снизился относительно данных ноября и составил 542 тыс. домов в год против 551 тыс. в ноябре 2010 года. Закладки новых домов и выданные разрешения на душу населения втрое ниже нормально для США уровня в разы. Хотя рынок здесь все же нащупал дно, но серьёзно говорить о начале восстановления пока не приходится.
Наиболее адекватную оценку состояния рынка дает все же первичка, здесь показатели продаж стабилизировались после провала и вот уже полтора года идет стагнация вблизи исторических минимумов. Продажи новых домов находятся в диапазоне 280-330 тыс. домов в год, или около 1 дома на 1000 жителей в год. Затоваренность рынка снизилась до полугода, что нормально, но основная причина – это крайне низкий объем выставленных на продажу новых домов, он на исторических минимумах. Цены на первичном рынке жилья продолжал и снижаться в 2011 году, медианная цена дома составляет к ноябрю $214.1 тыс., что на 2.5% ниже уровня ноября прошлого года, средняя цена нового дома $242.9 тыс., что на 13.8% ниже уровня ноября прошлого года. Первичный рынок жилья остается в коме, с поправкой на инфляцию цены остаются на уровнях 1998-2001 годов. Доля собственников жилья в США продолжала снижаться и в 3 квартале 2011 года составила 66.3%, на пике в 2004 году таких было 69.2%. Стоит учитывать, что полностью выкупленное жильё в собственности имеет всего 1/4 домохозяйств и средний возраст главы такого семейства 63 года, около 1/3 американских домохозяйств живут в арендованных домах. Оставшиеся 41% имеют дома в ипотеке, в среднем их ипотечные долги около 240% от доходов, у четверти домохозяйств стоимость домов ниже их ипотечной задолженности. В целом ситуация была достаточно стабильной, рынок жилья стагнировал, цены постепенно сползали вниз несмотря на инфляцию, но без резких движений.
На рынке труда США динамика немного улучшилась за последний год, количество занятых за последние 12 месяцев росло в среднем на 137 тыс./мес., в середине года было резкое ухудшение, но потом ситуация стабилизировалась и даже произошел всплеск в занятости. Проблема в том, что такие темпы роста в лучшем случае компенсируют прирост населения, но никак не позволяют говорить о росте рынка. К тому же стоит учитывать тот простой момент, что реальная оплата труда в 2011 году особой радости американцам не принесла, продолжая снижаться. Минимум по количеству занятых был показан в феврале 2010 года, за 21 месяц удалось восстановить 2.46 млн. рабочих мест из 8.75 млн. потерянных в кризис. Для того, чтобы вернуться к уровням занятости докризисного десятилетия нужно создать около 11.5-12 млн. новых рабочих мест и этот «гэп занятости» существенно в 2011 году не изменился. В ноябре власти США бодро отрапортовали о том, что безработица снизилась до 8.5%, годом ранее она была 9.8%. Правда занятость годом ранее была 58.3%, а сейчас 58.5% изменения крайне незначительные, сокращение безработицы состоялось в основном за счет выпадения из состава рабочей силы вполне трудоспособных американцев. Застойная безработица стала ещё более застойной, средний период нахождения в статусе безработного достиг нового исторического рекорда 40.9 недели, медианный период находится в районе 21.6 недель. Фактически каких-то серьёзных позитивных изменений здесь нет, хотя к концу года наметился позитив, но в ближайшие месяцы данные будут пересмотрены с учетом последней переписи и многое может измениться.
На фоне стагнации зарплат, достаточно слабой реальной динамики на рынке труда и резко выросшей инфляции доходы населения выглядели мрачно. Если с лета 2010 года до весны 2011 года реальные подушевые доходы американских домохозяйств были в состоянии близком к стагнации, то с весны они начали сокращаться и годовое падение к ноябрю составило 0.9%. Во многом виновником этого падения стало правительство, чистые выплаты которого в пользу домохозяйств снизились (сокращение составило около $150 млрд. в год), стоило перестать наращивать дефицит бюджета и доходы просто сдулись. Даже после этого поддержка за счет дефицита бюджета составила 9.5% от располагаемых доходов к ноябрю 2011 года, а нормальные уровни для США 3-4%. Это означает, что бюджетный стимул должен существенно сократиться в перспективе, его сокращение уже началось и будет продолжаться. О достаточно плачевном положении домохозяйств США говорит и количество американцев, которые получают продуктовые талоны, оно выросло за год к сентябрю 2011 года на 3.36 млн. до 46.27 млн., с января 2008 года американцев на продуктовых талонах стало на 18.7 млн. больше, 14.8% населения получают талоны по итогам сентября 2011 года, каждое шестое домохозяйство получает продуктовые талоны.
В общем-то с доходами все плохо, а вот расходы у американцев существенно ужать не получается. Реальные потребительские расходы на душу населения за последний год выросли на 0.9%, в реальности рост потребления ещё менее существенен это скорее артефакты инфляции в виде гедонистических поправок, но все же. В номинале потребительские расходы за год выросли на 4.3%, что быстрее номинального роста располагаемых доходов, который составил всего 2.4% за последний год. Норма чистых сбережений американцев упала за год с 5.1% до 3.5%, чему отчасти способствовало оживление потребительского кредитования, хотя здесь все достаточно мрачно, потому как рост потребительского кредита был обусловлен в основном госпрограммами, теми самыми студенческими ссудами. В условиях роста цен американцы вынуждены тратить, т.е. рост расходов в значительной мере был обусловлен вынужденными расходами. Без учета госкредитования потребительский кредит показывает очень мрачную картину, но после провала на 17.7% (что в последний раз было только в период Второй мировой) он все же начал стабилизироваться.
При текущем уровне расслоения в США инфляция и рост активов это расслоение только усиливают. Простого выхода из сложившейся ситуации нет, реальный медианный доход американских домохозяйств снижался в 2010 году, упав до минимального уровня с 1996 года (это при поправках на официальную инфляцию) и составлял $49.4 тыс. в год, причем упадет он и в 2011 году, учитывая резкий скачек инфляции. За счет ипотечного пузыря американцы имели дополнительные $300 млрд. в год псевдодоходов (вывод средств в потребление через рефинансирование ипотеки), что соответствует зарплатам 7-8 млн. работников, плюс занятые в строительстве – это ещё 1-2 млн. рабочих мест, все это потеряно надолго. Какого-то прогресса здесь пока не предвидится, надувание нового пузыря на рынке жилья вряд ли возможно.
Стоимость чистых активов американских домохозяйств сейчас находится на уровне 1996 года, но проблема не только в стоимости, сколько в распределении этих активов – оно крайне неравномерно, около 4/5 акций держит 10% населения, а почти 3/4 всех долгов –это не самые богатые 90% населения. Доходы в этой системе распределяются в пропорции 50/50 между 10% богатых и 90% остальных. Расходы же распределяются несколько иначе, потому как, чем выше доход – тем выше норма сбережений. В последние десятилетия вся система функционировала за счет перераспределения средств от богатых к среднему классу через кредит, что поддерживалось перманентным снижением ставок долгового рынка. В 2008 году пирамида схлопнулась, инструментом перераспределения средств стал бюджет, что привело к резкому росту дефицита и госдолга, как следствие это повышает риски сектора госдолга. Как таковой делевереджинг частного сектора пока трудно назвать серьёзным изменением, потому как он был компенсирован наращиванием госдолгов.
В 2011 году активно наращивать расходы правительство просто не смогло, что сразу сказалось на экономике, госсектор составит около 28% от ВВП, годом ранее он составлял 29.3% от ВВП. Восстановление экономики после того, как правительство не смогло продолжить активно поддерживать госстимулирование сразу сдулось. По сути в 2011 году мы приехали к той точке, когда власти США стали перед выбором того что делать дальше, государство дальше наращивать долг теми же темпами позволить себе не может. Суммарный госдолг достиг в 2011 году $15 трлн., превысив отметку 100% от ВВП, из которых $10.4 трлн. публичный долг. Долг домохозяйств за три года сократился всего на $0.75 трлн., а долг правительства за те же три года вырос на $4.33 трлн. и этого хватило только на то, чтобы закрыть кризисный провал, но и только. Мало того, поддерживать ситуацию в текущем состоянии возможно только за счет сохранения повышенного уровня госрасходов, потому как реальные доходы в частном секторе показывали крайне слабую динамику весь 2011 год, к ноябрю 2011 года они были на 6.2% ниже докризисного пика.
Здесь в 2011 году мы также подошли к перелому, государство не может больше поддерживать экономику за счет активного наращивания госстимулирования, частный сектор же остается крайне слабым, чтобы перехватить эстафету. Частный сектор и не сможет дать существенного позитива пока не начнется достаточно активного перетока доходов в пользу основной массы населения. Инфляционная волна, в запуске которой активно поучаствовала ФРС, подорвала доходы населения, спровоцировав рост общественного недовольства. Политическая же система находится в крайне потрепанном состоянии, когда нужно выбирать как действовать в дальнейшем, а позиции демократов и республиканцев расходятся с точностью до наоборот. Война вокруг повышения лимита госдолга только усложнила ситуацию, акцентировав тот простой факт, что решения будут приниматься крайне тяжело.
Единого и понятного плана того как выходить из этой ситуации в США нет. Республиканцы хотят снижения налогов и госрасходов, мечтая о том, что компании начнут инвестировать и создавать рабочие места, не утруждая себя объяснениями того зачем компаниям создавать рабочие места в условиях сжатия потребительского спроса (а сокращение расходов именно к этому в потребительской экономике и ведет). Не способны республиканцы объяснить и тот простой факт, что сейчас у компаний достаточно наличности, а инвестировать они совсем не торопятся. Мало того компании имеют рекордные уровни соотношения прибылей и зарплат, но это никак не способствует активному наращиванию инвестиций и активному найму.
Демократы не способны продвигать свои решения, даже когда среди них есть разумные проблески. На самом деле сейчас система уперлась в невозможность поддержки потребления посредством наращивания долга, требуется перераспределение доходов в экономике в пользу среднего класса. Перераспределение через дефицит бюджета – это также долговой механизм, потому любой инвестор должен понимать, что инвестируя в долги сейчас, он с прилично высокой вероятностью понесет потери и в 2011 году инвестор это начал понимать. Тем, или иным образом (через инфляцию, или дефляцию и дефолты) часть долгов подлежит списанию. Погашение по части долга возможно только при существенном перераспределении доходов от богатых к среднему классу (на уровне 5-7% ВВП в течение длительного периода), но этот вариант сталкивается с серьёзными проблемами в такой политической системе, как американская. Для этого необходимы масштабные госпрограммы на фоне агрессивной фискальной политики, по сути фискального экстремизма со стороны правительства при одновременной всесторонней поддержке инвестиций.
Рыночными методами эта ситуация решается просто: спад/депрессия, дефолты, падение доходов и потребления, дно, рост, но для нынешних элит это обернется провалом. Последние 4 года были потрачены на то, чтобы удерживать экономическую систему в относительно стабильном состоянии. ФРС попрыгав с бубном попытавшись вызвать дождь успокоилась, ничего толкового у них не получается, хотя банковскому сектору это очень и очень помогает, но кредит близок к стагнации. Процентные расходы банков упали до нового исторического минимума, несмотря на активный рост депозитов, процентные же доходы банков, несмотря на активное сокращение кредита далеки от исторических низов, рекордная маржа банков - это реальность и они снимают почти все сливки с нынешней политики ФРС, что только раздражает общество. Сами представители Федрезерва, похоже, не особо понимают что же делать в такой ситуации, то они хотят поддержать потребление, то заявляют о том, что американцы должны повысить уровень сбережений. Бывший глава ФРС Волкер признал, что американцы должны сократить потребление, а китайцы и развивающиеся страны нарастить, проблема в том, что это сейчас равнозначно снижению роли и уровня жизни в США.
Массированное наращивание госдолгов в последние 4 года наблюдалось по всему миру, больше всего здесь преуспели развитые страны, которые с 2007 по 2011 год умудрились нарастить долг почти на $12 трлн., к этому стоит добавить массированный рост банковского кредитования в Китае, которое было направлено на поддержку внутреннего спроса (на конец 2007 года банковский кредит в Китае составлял $3.6 трлн., на конец 2011 года он должен достигнуть $8.6 трлн.) и даже сделав скидку на изменение курса юаня рост крайне существенный. Результаты последних 4 лет в развитых странах плачевны и увидеть их можно на диаграмме ниже.
Важными итогами года для США можно назвать:
- Перелом в ФРС, они вынуждены признать, что поддержать рост экономики и потребление монетарными стимулами они не смогут, раскол в ФРС сохранится. Действия ФРС, во многом спровоцировали напряженность в обществе, рядовой американец стал беднее в результате их политики, а политики агрессивнее критиковать и это будет сильно тормозить дальнейшие действия.
- Госдолг достиг отметки 100% от ВВП, правительство больше не может себе позволить интенсивно наращивать стимулирование, фактически доля государства в экономике за 2011 год сократилась. В такой ситуации очень ярко проявился уровень деградации элит, которые оказались неспособны принимать взвешенные решения. Любые важные решения по экономике, видимо, будут приниматься уже только после выборов.
- Общественный протест – это главный итог года, деградация и вырождение элит на фоне активного роста возможностей коммуникаций в обществе будет приводить к поиску новых форм управления обществом. «Захвати Wall Street» – когда-то символ Америки, а нынче серную дыру американской экономики. Пока эти процессы только в начальной стадии развития, структурирование только начинается, но этот тренд заложен именно в 2011 году. Проведенные в конце года опросы Gallup показали, что 46% опрошенных американцев считают, что ни один из заявленных кандидатов в президенты не сможет справиться с ролью главы государства – это всего лишь звонок, но достаточно громкий и поле для деятельности недовольных. Этот процесс будет набирать обороты, если элиты не одумаются.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
*Goldman повысил 3-месячный прогноз по цене нефти Brent на 2% до 120 долларов за баррель
Источник Доуджонс.