Дарон Аджемоглу и его коллеги из Массачусетского технологического института выяснили, почему одни экономики лопаются из-за небольшого шока, а другие стойко справляются с ударами мирового кризиса. Все дело в структуре производственных цепочек: если в экономике есть одна отрасль-лидер, она во время шторма утянет все остальные на дно
Некоторые экономики легко разваливаются из-за небольшого внутреннего производственного шока, а некоторые стойко выдерживают обвалы мировой системы. Экономисты выяснили, что причина в структуре производственных цепочек. Чем она более асимметрична, тем больше экономика склонна к кризисам.
Это потенциальная угроза для стран, чья экономика завязана на одном секторе. Для России - это добывающий сектор и нефтянка, а для других стран это может быть финансовый сектор, IT или, например, недвижимость. Итог будет одним и тем же: обрушение ключевого сектора экономики приведет к эффекту домино и системному кризису.
Известный турецко-американский экономист Дарон Аджемоглу из Массачусетского технологического института и его коллеги изучили причины и механизмы крупных кризисов вроде Великой рецессии 2008-2009 годов и Великой депрессии.
Есть два популярных объяснения, почему случаются кризисы:
Спад в экономической активности является результатом внешнего шока, от которого страдают потребители, рабочие и бизнес. Например, в теории бизнес-циклов такими шоками становятся новые технологии или разница в эффективности экономик. В последнее время в моду вошли также теории монетарного шока и шока роста и падения цен на какие-либо активы.
Второе объяснение чуть менее популярно: большие шоки являются следствием множества мелких шоков из-за неэффективной работы рынков капитала, труда и продуктового рынка. К таким мелким, но разрушительным шокам можно отнести взаимосвязь между ростом цен на активы и кредитованием, а также дисбалансы на рынке труда.
Аджемоглу предлагает еще один вариант: серьезное сокращение экономической активности становится результатом микроэкономических шоков в различных фирмах и секторах через производственные связи внутри экономики. Наличие связей между входящими компонентами и выпуском может полностью изменить структуру совокупного выпуска и привести к кризису.
Чтобы доказать эти взаимосвязи, экономисты изучили два вида экономических моделей.
Сбалансированная экономика - все сектора вносят одинаковую долю в экономику, вклад каждого в конечный продукт одинаков. В такой экономике вероятность кризиса небольшая, чем больше секторов, тем она меньше. Даже если одна фирма испытает шок, это не вызовет крупного спада. К кризисам могут привести лишь внешние шоки.
Но есть и другой вид экономики - несбалансированная экономика, в которой сама структура работает против ее устойчивости. В таких экономиках колебания и шоки на микроуровнях приводят к крупным спадам. Динамика ВВП в таких экономиках является достаточно волатильной.
При этом все зависит именно от структуры экономики какой-либо страны. У двух стран может быть одинаковый уровень волатильности ВВП и несбалансированные экономики, но одна будет страдать от спадов, а вторая окажется достаточно стабильной. Чем более производственные цепочки нестандартны, тем больше вероятность того, что страна окажется в рецессии из-за микрошока.
Причина экономических спадов - дисбалансы в производственных цепочках
Экономисты разработали модель работы фактора производственных цепочек в экономике:
Экономика статична, она состоит из отдельных секторов, каждый из которых производит свой отдельный продукт.
Этот продукт может либо потребляться, либо пойти на производство дополнительных продуктов.
Каждая фирма имеет постоянные издержки от масштаба, в ней труд и промежуточные продукты превращаются в конечный.
Каждая отдельная фирма может столкнуться с шоком производительности труда, который повлияет либо на количество используемого труда или промежуточных продуктов для производства конечного продукта. Для каждой конкретной технологии важен свой промежуточный продукт. Сами производственные шоки ни от чего не зависят и в равной степени распределены между секторами.
Экономика населена идентичными потребителями: каждый представляет собой единицу труда, но при этом потребляет товары.
На этой основе для каждой экономики можно составить свою сеть производственных цепочек. Для каждой экономики характерен свой вектор: то есть то, от каких поставщиков она зависит. Сектор считается очень важным, если он является поставщиком товаров для других важных секторов.
Равновесие в экономике достигается, когда потребители максимизируют потребление, а компании - прибыль. Зарплаты и цены в такой экономике постоянны.
Выпуск экономики, таким образом, зависит от структуры производственных цепочек в экономике.
Экономикам с независимым цепочками поставок кризис не страшен
Глубина спада определяется асимметрией производственных цепочек
Взаимодействие различных секторов экономики может стать основной для распространения крупных кризисов. Экономисты измерили волатильность экономики, то есть стандартное отклонение динамики ВВП.
Волатильность зависит от структуры экономики: чем более независимы компании, тем ниже волатильность.
Конечно, волатильность ВВП не говорит о возможной величине колебаний. У двух экономик может быть одинаковая волатильность, но одна может испытывать редкие, но глубокие спады, а вторая - частные, но небольшие.
Например, в экономике есть сектор 1, который является ключевым поставщиком для других секторов. Пока ситуация в этом секторе стабильная и он растет плавно и постепенно, вероятность спада небольшая. Если в секторе случится шок, это приведет к значительным потерям для других секторов и экономики в целом.
Потенциально опасная структура экономики
Это ключевое отличие от сбалансированных экономик, где каждый сектор имеет свою определенную долю, но не доминирующее положение в структуре производственных цепочек.
В такой экономике любой шок производительности труда сбалансирован, а вероятность долгосрочного спада небольшая.
Так может выглядеть сбалансированная экономика
В целом, наступление сильных шоков более вероятно в экономиках с высоким уровнем волатильности ВВП.
Однако в целом в спокойных экономиках, но с искаженной структурой производственных цепочек, шок возможен, причем он может быть очень глубоким. Именно этот фактор нужно анализировать при оценке уязвимости страны к внешним шокам.
Если в экономике производственные цепочки отсутствуют, то ее может вывести из строя крупный внешний шок.
Экономика, тесно связанная производственными цепочками, может легко обрушиться. В ней возможен эффект домино: одна отрасль обвалит другую и так далее. В такой экономике микрошок может привести к крупному кризису.
Рост асимметрии в экономике приводит к значительному росту рисков, ведь искаженные производственные цепочки легко разрушить.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+