Федеральная резервная система «спятила». Такую смелую оценку позволил себе президент США Дональд Трамп, комментируя резкое снижение биржевых индексов. Жёсткую риторику главы Белого дома вызвало слишком быстрое, по его мнению, повышение ключевой ставки: «Думаю, что ФРС ошибается. Она действует слишком жестко. Я думаю, ФРС спятила.»
В Федрезерве на высказывание эксцентричного президента США отреагировали ответной критикой. Джером Пауэлл заявил, что торговые войны, которые развязывает Дональд Трамп, могут подорвать доверие инвесторов и еще сильнее усугубить ситуацию на биржевых площадках. Ужесточение денежно-кредитной политики ФРС объективно нанесло мощный удар по Трампу и его экономическому курсу.
«Трамп, объявляя торговую войну, должен стимулировать производство, стимулируя экспорт. Ему для этого требуется низкая процентная ставка, чтобы стимулировать отечественное производство, а ФРС поднимает процентную ставку, снижая тем самым возможности Трампа, — объяснила экономист Елена Ведута. — У Трампа и ФРС задействованы разные подходы в глобальном управлении экономикой».
Разные подходы в управлении экономикой – как раз то, что никак не может устроить главу Белого дома. Трамп не смог воздержаться от критичных высказываний на тему денежно-кредитной политики страны. Между тем, по словам экспертов, его предшественники себе этого не позволяли, стараясь не подрывать независимость регулятора при принятии решений.
Смена риторики запустила среди наблюдателей рассуждения на тему того, как долго Трампу будет удаваться сохранять за собой президентский пост.
«Вопрос в том, доработает ли Дональд Трамп до окончания президентского срока. Он начинает вмешиваться в те сферы деятельности, в которые ни один президент США себе не позволял, — заявил ведущий аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров. — Есть там четкое распределение властей. Демократия, нравится нам или не нравится, – это контроль общества со стороны властных структур. Ни один президент не позволял себе критиковать ФРС в том виде, в котором делает это Дональд Трамп, и более того, указывает, надо или не надо повышать ставки».
Господин Трамп, раздавая советы из своего Twitter, по всей видимости, считает себя вправе выбирать курс денежно-кредитной политики Соединенных Штатов. Не зря же он в начале этого года посадил в кресло главы Федрезерва Джерома Пауэлла. Думал ли тогда Трамп, что его протеже, освоившись, продемонстрирует оскал своему покровителю?
«Эта грызня выглядит очень смешно, потому что на мировых рынках было все спокойно, пока во главе ФРС стояла Джанет Йеллен. Я даже шутил, что ей Россия должна выдать орден «За заслуги перед Отечеством I степени», потому что она держала стабильность, — рассказал эксперт Комитета Госдумы России по финансовому рынку Ян Арт. — Сегодня команда ФРС сформирована лично господином Трампом. Это произошло 31 января 2018 года, а через 8 месяцев эти две силы обвиняют друг друга. Выглядит немножко смешно».
Впрочем, самому Трампу не до смеха. Мистер Дональд решил оставить свой яркий след в учебниках истории. Отсюда стремление перестроить весь экономический миропорядок. Однако эксперты весьма скупы на лестную оценку действий нынешнего главы Белого дома. До Рузвельта он пока недотягивает, до Клинтона — и подавно.
«Трамп недотягивает, конечно же, до Рузвельта, — согласна экономист Елена Ведута. — Где-то он должен стремиться походить на него, но, в отличие от Трампа, у Рузвельта была сильная команда практиков, которая смогла заимствовать и опыт СССР в части кодекса «О честной конкуренции»».
Госпожа Ведута считает, что Америка еще не созрела, судя по баталиям Трампа с Конгрессом, для того, «чтобы применить четкое планирование и вытаскивать экономику США оттуда, куда она будет погружаться достаточно стремительно».
«Трамп будет вынужден ждать созревания американского народа. Может быть, к приходу следующего, уже после него, президента, это будет, и он с группой единомышленников проработает систему мер по выходу США из кризиса», — заключила экономист.
Ян Арт считает, что внешне риторика Трампа похожа на позицию Кеннеди, но «глубинно ничего общего». «Во-первых, Кеннеди был создателем парадигмы социал-демократического государства с огромным количеством социальных обязательств и выравнивания социального положения самых бедных и самых богатых. Трамп стоит на абсолютно других позициях. Он, скорее, популист. Эдакий Кеннеди для бедных», — резюмировал финансист.
«Кеннеди для бедных» едва ли удастся достичь взаимопонимания с ФРС. Трамп и Пауэлл тянут канат американской экономики в разные стороны. Ровно посередине оказываются европейский, азиатский и российский финансовые рынки, состояние которых сильно зависит от ситуации в Штатах.