Сланцевый газ.Панацея или ужасная отрава для человечества?!
Сланцевый газ (shale gas) — это природный газ, состоящий в основном из метана (метан CH4 — основной компонент горючих газообразных ископаемых). Добывается из месторождений, расположенных в сланцевых осадочных породах земной коры. Добывается в основном в США, также делаются попытки наладить добычу в других странах. России пока вполне достаточно традиционного газа.
Одни считают сланцевый газ могильщиком нефтегазового сектора российской экономики, а другие — грандиозной аферой планетарного масштаба.
По своим физическим свойствам метан из сланцев ничем не отличается от метана «традиционных» месторождений. Однако технология его добычи и очистки подразумевает гораздо большие по сравнению с традиционным газом затраты. И дело тут не только в пресловутом «гидроразрыве пласта». Эта технология применяется при добыче нефти и газа из «традиционных», в том числе и российских, месторождений. Гидроразрыв пласта сделал принципиально возможным разработки сланцевых месторождений, а для традиционных месторождений эта технология позволила существенно сократить расходы. Принципиальным отличием является то, что, несмотря на все возможные ухищрения, в том числе применение новых реагентов для гидроразрыва (между прочим, весьма ядовитых, подробнее см. в разделе «Технология добычи сланцевого газа в США»), для разработки таких месторождений требуется постоянное бурение новых скважин. Фактически добычная компания не может отпустить от себя сервисную компанию занимающуюся бурением, что влетает в копеечку. Ответов на вопрос, почему в России не развивается сланцевая добычи газа два:
1.Дороговизна по сравнению с традиционными месторождениями;
2.Экологи не позволяют этого делать, т.к. добыча углеводородов путём гидроразрыва влечёт колоссальный экологический ущерб. Гидроразрыв в США никем не контролируется (подробнее см. в разделе «Лазейка Halliburton: о причинах сланцевого бума в США») и в погоне за прибылью компании уродуют землю, допуская нарушение естественных изоляторов водных горизонтов, превращая огромные территории в непригодные для нормальной жизни человека. В России подобное невозможно.
Выгодность разработки месторождений характеризуется показателем EROEI, который показывает, сколько энергии надо затратить, чтобы получить единицу топлива. На заре нефтяной эры в начале 20 века EROEI для нефти составлял 100:1. Это означало, что для добычи ста баррелей нефти надо было сжечь один баррель. К настоящему времени показатель EROEI опустился до значения 18:1.
По всему миру происходит освоение все менее выгодных месторождений. Раньше, если нефть не била фонтаном, то такое месторождение никому было не интересно, сейчас все чаще приходится извлекать нефть на поверхность при помощи насосов.
Сланцевый газ реально существует, его можно добыть из недр планеты и продать на глобальном рынке. Именно так и поступили некоторые американские компании. Появление сланцевого газа на рынке повлияло на спрос российского газа, и это дало повод некоторым экспертам утверждать, что скоро сланцевый газ обрушит цены на традиционные нефть и газ.
Однако даже по оптимистичным оценкам американских СМИ, стоимость газа на внутреннем рынке США не превышает пока себестоимости добычи сланцевого газа, а прибыль извлекается из попутно добываемых продуктов.
ВОТ КАК ГОРИТ ВОДА В МЕСТАХ ДОБЫЧИ ЭТОГО УЖАСНОГО ГАЗА!!!
https://www.youtube.com/watch?v=a4iswFhBLx8
Технология добычи сланцевого газа в США
Добыча сланцевого газа предполагает горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта. Горизонтальная скважина прокладывается через слой газоносного сланца. Затем внутрь скважины под давлением закачиваются десятки тысяч кубометров воды, песка и химикатов. В результате разрыва пласта газ по трещинам поступает в скважину и далее на поверхность.
Гидроразрыв пласта в США
Данная технология наносит колоссальный вред окружающей среде. Независимые экологи подсчитали, что специальный буровой раствор содержит 596 наименований химикатов: ингибиторы коррозии, загустители, кислоты, биоциды, ингибиторы для контроля сланца, гелеобразователи. Для каждого бурения нужно до 26 тыс. кубометров раствора. Назначение некоторых химикатов:
-соляная кислота помогает растворять минералы;
-этиленгликоль борется с появлением отложений на стенках труб;
-изопропиловый спирт используется для увеличения вязкости жидкости;
-глютаральдегид борется с коррозией;
-лёгкие фракции нефти используются для минимизации трения;
-гуаровая камедь увеличивает вязкость раствора;
-пероксодисульфат аммония препятствует распаду гуаровой камеди;
-формамид препятствует коррозии;
-борная кислота поддерживает вязкость жидкости при высоких температурах;
-лимонная кислота используется для предотвращения осаждения металла;
-хлорид калия препятствует прохождению химических реакций между грунтом и жидкостью;
-карбонат натрия или калия используется для поддержания баланса кислот.
Десятки тонн раствора из сотен наименований химикатов смешиваются с грунтовыми водами и вызывают широчайший спектр непрогнозируемых негативных последствий. При этом разные нефтяные компании используют различные составы раствора. Опасность представляет не только раствор сам по себе, но и соединения, которые поднимаются из-под земли в результате гидроразрыва. В местах добычи наблюдается мор животных, птиц, рыбы, кипящие ручьи с метаном. Домашние животные болеют, теряют шерсть, умирают. Ядовитые продукты попадают в питьевую воду и воздух. У американцев, которым не посчастливилось жить поблизости от буровых вышек, наблюдаются головные боли, потери сознания, нейропатии, астма, отравления, раковые заболевания и многие другие болезни.
Отравленная питьевая вода становится непригодной для питья и может иметь цвет от обычного до чёрного. В США появилась новая забава поджигать питьевую воду, текущую из-под крана.
Это скорее исключение, чем правило. Большинству в такой ситуации реально страшно. Природный газ не имеет запаха. Тот запах, который мы чувствуем, издают одоранты, специально подмешиваемые для выявления утечек. Перспектива создать искру в доме, полном метана, заставляет перекрыть водопровод наглухо в такой ситуации. Бурение новых скважин для воды становится опасным. Можно нарваться на метан, который ищет выход на поверхность после гидроразрыва. Например, так произошло с этим фермером, который решил сделать себе новый колодец вместо отравленного.
Фонтан метана бил три дня. По подсчётам специалистов в атмосферу ушло 84 тысячи кубометров газа.
Американские нефтегазовые компании применяют к местному населению следующую примерную схему действий.
1. «Независимые» экологи делают экспертизу, согласно которой с питьевой водой все в порядке. На этом все заканчивается, если пострадавшие не подают в суд.
2. Суд может обязать нефтяную компанию пожизненно снабжать жителей привозной питьевой водой, либо поставить очистное оборудование. Как показывает практика, очистное оборудование не всегда спасает. Например, этиленгликоль проходит сквозь фильтры. На видео фермер получает пластик из очищенной питьевой воды при помощи нагревания.
https://www.youtube.com/watch?v=ejqKBqFJxMs&feature=youtu.be&t=2404
3. Нефтяные компании выплачивают компенсации пострадавшим. Размеры компенсаций измеряются десятками тысяч долларов.
4. С получившими компенсацию пострадавшими обязательно подписывается договор о конфиденциальности, чтобы правда не выплыла наружу.
Не весь ядовитый раствор смешивается с грунтовыми водами. Примерно, половина «утилизируется» нефтяными компаниями. Химикаты сливают в котлованы, а для увеличения скорости испарения включают фонтаны.
https://www.youtube.com/watch?v=ejqKBqFJxMs&feature=youtu.be&t=3030
Ещё химикаты сбрасывают в море, и они иногда возвращаются с ураганами и торнадо.
Источник:http://ruxpert.ru/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B0%D0%B7 Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|