Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Сделка Украины с МВФ: движемся к пропасти по греческому рецепту?

Сделка Украины с МВФ: движемся к пропасти по греческому рецепту?


4-04-2014, 13:07 | Финансы и кризис / Аналитика мирового кризиса | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (2 686)

Сделка Украины с МВФ: движемся к пропасти по греческому рецепту?

 

АВТОР – ДЖЕК РАСМУС, доктор наук, экономист, журналист, автор книг «Экономика Обамы: возрождение для избранных» (2012), «Эпическая

 

ДЖЕК РАСМУС

рецессия: прелюдия к глобальной депрессии» (2010), «Война на родной земле: наступление корпораций – от Рональда Рейгана до Джорджа Буша» (2006). Автор ряда пьес, ведущий еженедельной радиопрограммы «Альтернативные представления» на Progressive Radio Network.

27 марта 2014 года МВФ озвучил общие тезисы положений и условий кредитования и оказания иной помощи украинской экономике. Все эти положения и условия подразумевают вовсе не спасение экономики Украины, а погружение украинского населения в экономическую депрессию по греческому сценарию.

 

Вполне очевидно, что украинская экономика уже вошла в состояние рецессии – третье с 2008 года – примерно во второй половине 2013 года. По некоторым свежим оценкам, объемы сокращения экономики – уменьшения ВВП - в 2014-2015 году будут колебаться от 5% до 15%.

 

В тексте соглашения с МВФ, опубликованном 27 марта, содержится признание текущей тяжелой экономической нестабильности украинской экономики. К сожалению, авторы соглашения не сумели признать, что пакет помощи от МВФ лишь дополнительно усугубит состояние экономики этой страны.

 

Сделка с МВФ предусматривает выделение $14 - $18 миллиардов финансовой помощи Фондом на протяжении двух лет – в 2014 и 2015 году. По некоторым данным, существует дополнительная возможность поступления еще $9 миллиардов от неких стран, но конкретики в этом вопросе пока нет. Европейский банк реконструкции и развития очевидно предоставит $2 миллиарда из этой суммы. Судя по всему, упорно проталкиваемый сегодня через американский Конгресс проект закона о выделении $1 - $2 миллиардов – еще один источник наполнения этих заявленных $9 миллиардов. Откуда – помимо МВФ – возьмутся еще $5 из $9 миллиардов? Это пока не ясно.

 

Кристин Лагард — директор-распорядитель Международного валютного фонда. Фото Reuters

 

Сумма в $27 миллиардов существенно превосходит те $15 миллиардов о которых шла речь в прессе несколькими неделями ранее. Это также больше $20 миллиардов – суммы, которую Украина просила у МВФ в конце 2013 года. Все это говорит о том, что экономика страны разваливается более быстрым темпами, чем сообщалось в начале 2014 года.

 

В предыдущих статьях, посвященных экономической ситуации в Украине – всего несколько недель назад – я прогнозировал, что Украине для стабилизации ее экономики на ближайшие два года потребуется не менее $50 миллиардов. И эта потребность к 2015 году может оказаться даже выше.

 

 

МВФ в своем заявлении от 27 марта речь идет о том, что Фонд считает самой главной экономической слабостью Украины, требующей незамедлительного и сконцентрированного внимания. Под этой слабостью в МВФ понимают текущий дефицит торгового баланса страны, стремительное сокращение резервов в иностранной валюте, бюджетный дефицит страны и принадлежащей государству газовой компании «Нафтогаз».

 

По оценкам МВФ, дефицит торгового баланса Украины (экспорт за вычетом импорта) составляет около 9% ВВП ($17 миллиардов в год), а вызван он состоянием стагнации экспорта из Украины. МВФ в качестве решения этой проблемы предлагает отпустить украинскую валюту в «более свободное плавание». На текущий момент украинская валюта уже утратила 26% своей стоимости по отношению к доллару. Иными словами, Фонд предлагает девальвировать ее и дальше.

 

В теории такой подход может способствовать повышению конкурентоспособности украинского экспорта, и, в свою очередь, сокращению дефицита торгового баланса. Проблема кроется в том, что такое решение приведет одновременно к резкому росту стоимости импорта, а, следовательно, к инфляции в Украине. Иными словами, политика МВФ, нацеленная на дальнейшую девальвацию национальной валюты, будет означать дополнительный рост внутренней инфляции, от которой, главным образом, пострадает население. Как следствие, сократится потребление гражданами товаров и услуг.

 

Такая политика МВФ по девальвации валюты подразумевает отказ от агрессивного вмешательства национального банка Украины в поддержание курса украинской валюты. Это приведет к высвобождению большего количества средств МВФ для обслуживания украинских долговых обязательств перед западными банками – по прошлым и текущим кредитам. Об этом говорится и в заявлении МВФ: «в 2014 – 2015 году наступает период погашения долговых обязательств». Их объем оценивается в $6.2 миллиарда. Иными словами, украинские граждане частично рассчитаются по долговым обязательствам перед западными банками – тем, что им придется смириться с высоким уровнем инфляции и сократить свои расходы.

 

Учитывая, что $6.2 миллиарда из $27 миллиардов, обещанных в пакете МВФ, будут израсходованы на погашение долговых обязательств перед Западом, на меры по стимулированию роста украинской экономики из кредита Фонда в теории остается лишь около $21 миллиарда. Но ключевое словосочетание здесь именно «в теории», поскольку реально в экономику попадет гораздо меньшая сумма. Да и она радикально сократится за счет дополнительных «изъятий», предусмотренных сделкой с МВФ.

 

Даже $21 миллиард чистых вливаний от МВФ – это экономическая иллюзия. И вот почему.

 

Во-первых, украинская экономика благодаря пакету помощи от МВФ будет переживать спад, поскольку меры от МВФ требуют радикальных изменений в монетарной и фискальной политике Украины, а они, в сухом остатке, будут лишь тормозить, а вовсе не стимулировать рост украинской экономики.

 

Так, например, МВФ призывает к политике, направленной на «поддержание стабильности внутренних цен при сохранении гибкого курса обмена валют». А это означает, что МВФ будет требовать от национального банка Украины сокращения наличных средств в обороте и повышения внутренних процентных ставок в рамках «программы борьбы с инфляцией на последующие 12 месяцев». Если перевести все это с экономического жаргона на человеческий язык, политика НБУ и МВФ по повышению процентных ставок станет тормозом развития экономики ради минимизации ожидаемого инфляционного давления, вызванного импортом – давления, спровоцированного дальнейшим обесцениванием национальной валюты.

 

Подобная политика завышения процентных ставок в качестве инструмента минимизации ожидаемой инфляции импортной продукции только сильнее затормозит рост реального сектора экономики. А это будет означать дальнейшее сокращение рабочих мест, поскольку бизнес вынужден будет сворачивать производство – именно по причине роста процентных ставок.

 

Но это даже еще не половина беды. Меры МВФ приведут не только к росту инфляции по импорту, но и создадут дополнительное инфляционное давление в результате условий, которые МВФ диктует Украине по природному газу. Судя по расчетам, стоимость природного газа – в результате требования МВФ о 50% повышении тарифов на этот энергоноситель – возрастет на 79%. При этом на фоне эскалации цен на газ государство постепенно, но полностью, ликвидирует за 2 года все субсидии по оплате газа для населения. Все это в соответствии с условиями сделки с МВФ.

 

Сумма субсидий по газу для домашних хозяйств в Украине эквивалентна 7.5% украинского ВВП. Потому отмена субсидий будет означать сокращение внутреннего потребления гражданами на $6.5 миллиардов в год, поскольку они вынуждены будут отказаться от других статей расходов ради оплаты счетов за газ.

 

За 2 года – 2014 и 2015 – эта отмена газовых субсидий с одновременным повышением тарифов на газ на 79% будет означать снижение реального потребления в стране на $13 миллиардов. А эти $13 миллиардов необходимо изъять из пакета помощи МВФ на $21 миллиард. Иными словами, для стимулирования реального сектора экономики страны из кредита Фонда остается лишь $8 миллиардов. Тем не менее, и это еще не полная картина негативного влияния сделки с МВФ на украинскую экономику.

 

Соглашение с МВФ предусматривает также реформы бюджетно-налоговой системы, которые «позволят сократить бюджетный дефицит к 2016 году примерно до 2.5% ВВП». Урезание бюджета на 2.5% означает сокращение государственных расходов Украины (и/или увеличение налогов) еще на $4.5 миллиарда – скорее всего, и в 2014 и в 2015 году.

 

Урезание государственных расходов, вне сомнения, будет осуществлено за счет сокращения числа бюджетных рабочих мест и зарплат остающихся на службе бюджетников. Несомненно, этот процесс также подразумевает радикальные сокращения расходов по пенсионной системе, от чего пострадают все пенсионеры. По некоторым оценкам, речь идет о сокращении размеров пенсий на 50% к 2016 году.

 

Вполне возможно, что сокращение дефицита государственного бюджета на $4.5 - $9 миллиардов за 1-2 года будет осуществлено за счет повышения налогов на бытовое потребление, поскольку налоги для бизнеса снижаются. Об этом свидетельствует и фраза в мартовском заявлении МВФ о необходимости принятия «мер по упрощению возврата НДС бизнесу».

 

В своем пресс-релизе от 27 марта МВФ не оговаривает конкретно размер необходимого сокращения рабочих мест, снижения зарплат и пенсий. Вполне очевидно, что Фонд ждет, пока временное украинское правительство нанесет эти экономические раны само себе и своему народу – сразу после того, как совет директоров МВФ одобрит проект соглашения.

 

Подытожим: соглашение с МВФ от 27 марта содержит требование о выплате платежей на $6.5 миллиардов по обслуживанию долговых обязательств перед западными банками на протяжении 2 лет. Фонд также ставит условие по полной отмене газовых субсидий для частных потребителей – а это еще $13 миллиардов. Фонд косвенно призывает украинское правительство сократить государственные расходы не менее, чем на $8 миллиардов (2.5% от ВВП) за два года – в форме сокращения числа бюджетных рабочих мест, снижения зарплаты бюджетников и пенсий (вероятно, на 50% в целом для всех пенсионеров).

 

Сложите приведенные выше цифры – и не удивляйтесь, если в сумме вы получите примерно $27 миллиардов. Это именно те $27 миллиардов в виде потребления и стимулов, которые и будут изъяты из украинской реальной экономики благодаря сделке с МВФ. Иными словами, те $27 миллиардов, которые Фонд якобы внесет в ВВП страны по соглашению от 27 марта: по соглашению, предусматривающему, что украинские граждане заплатят за $27-миллиардный пакет помощи от МВФ повышением тарифов на газ, отменой газовых субсидий, потерей бюджетных рабочих мест, сокращением зарплат и огульным обрезанием пенсионных платежей.

 

Инфографика «2000». Кликните на изображение, чтобы посмотреть другую инфографику

 

Но упомянутые $27 миллиардов – это не просто «обмен шила на мыло». По сути, это исключительно негативный проект для Украины по причине условий соглашения с МВФ. Не забывайте, $6.2 миллиарда для обслуживания долговых обязательств просто будут переправлены на Запад, и эти деньги не окажут вообще никакого позитивного влияния на ВВП Украины. Поэтому, прежде всего, речь идет о «поступлении» $21 миллиарда средств МВФ в обмен на полное «изъятие» $27 миллиардов из украинской экономики в соответствии с требованиями Фонда. Но даже сравнение «$21 миллиард против $27 миллиардов» не является полностью точным.

 

Изъятые $27 миллиардов подразумевают в сфере внутреннего потребления «эффект мультипликатора», а он окажется гораздо больше, чем чистое вливание МВФ $21 миллиарда во внутреннюю экономику Украины. Даже консервативная оценка значения такого мультипликатора на уровне 1.5 говорит о том, что за 2 года из украинской экономики будет изъято $40 миллиардов. А это огромная сумма, учитывая, что ВВП Украины в 2012 году не превышал $175 миллиардов, а в 2013 году практически переживал стагнацию.

 

Естественно, мы говорим о мультипликаторе только в отношении «изымаемых» $40 миллиардов, без поправки на мультипликатор в отношении «вливаемого» $21 миллиарда. Тем не менее, $40 миллиардов наверняка выведут, а вот никакой гарантии того, что МВФ действительно «вольет» $21 миллиард, никто дать не может.

 

Несомненно, часть из этого $21 миллиарда национальный банк Украины «отложит в сторону» для пополнения валютных резервов, сегодня колеблющихся на уровне $10 миллиардов (или менее). Часть средств будет использована для поддержки программ украинского бизнеса по закупке импортных европейских полуфабрикатов, стоимость которых существенно возрастет по мере падения стоимости украинской валюты. Еще одну часть фондов МВФ НБУ раздаст украинским предприятиям в виде кредитов, готовых получить наличные, но не готовых тратить их на расширение производства.

 

Иными словами, вероятно, не более половины из $21 миллиарда от МВФ действительно станут прямым влиянием в реальный сектор украинской экономики. Учитывая перечисленные выше «утечки средств», эффект мультипликатора от вливаний МВФ, вне всяких сомнений, окажется негативным. А потому вполне разумно будет считать, что из $21 миллиарда в реальную экономику Украины попадет не более $10 миллиардов стимулирующих средств.

 

Итак, за 2 года страна получит экономических стимулов на $10 миллиардов, а в обмен – благодаря мультипликатору – она получит за тот же период сокращение реальной экономики на $40 миллиардов. А чистое уменьшение ВВП Украины на $30 миллиардов за 2 года (по $15 миллиардов в год) будет равнозначно кумулятивному спаду ВВП не менее, чем на 18%. А это уже рецессия по греческому сценарию!

 

Приняв решение о поглощении украинской экономики еврозоной, ЕС, по сути, принимает под свое экономическое крыло еще одну Грецию и Испанию. А в случае с Украиной, расплачиваться по счетам будут не банкиры и владельцы транснациональных корпораций, а украинский народ. Но такова уже суть регулярно повторяющейся истории и последствий сделок МВФ за минувшие 3 десятилетия.

 

http://www.counterpunch.org

 

 

Перевод Константина ВАСИЛЬКЕВИЧА



Источник: 2000.net.ua.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Ключевые теги: Новости Украины
Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: dfkthbq (4 апреля 2014 17:30)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    У Украины один выход.Напасть на Россию и сразу же сдаться .А Россия должна решить: брать частями или целиком , но без Галитчины.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map