ПРИЛОЖЕНИЕ
Есть проблема, сопряженная с технологией и эксплуатацией летающих тарелок. Это — связь. Если вибрация корпуса создается высокочастотными электромагнитными колебаниями, которые настолько сильны, что вносят помехи в работу электрических приборов во время пролета НЛО, то осуществление в таких условиях радиосвязи — просто невозможно. Тем не менее, аппараты часто передвигаются группами — «эскадрильями», а, значит, координация действий как-то осуществляется. Пусть без дальней связи можно обойтись, но при взлете-посадке и совместных действиях нескольких НЛО связь нужна обязательно. Полагаю, что для этого используются кодированные сигналы на длинах волн, которым радиопомехи — не помеха. В первую очередь, приходит мысль о волнах светового диапазона — ведь не случайно многие наблюдатели отмечают у НЛО наличие мигающих цветных лампочек. Можно достаточно уверенно утверждать: именно в такой форме и происходит обмен информационными сигналами между несколькими летающими тарелками, а также между ними и их координаторами на взлетно-посадочных площадках.
Размышляя над этими вопросами, я неожиданно придумал нечто, что к НЛО, возможно, непосредственного отношения не имеет, но может найти широкое применение в мирных целях. Это — ЦВЕТО-ТОНАЛЬНАЯ АЗБУКА.
ЦВЕТО-ТОНАЛЬНАЯ АЗБУКА (ЦТ)
О том, что между звуком и светом может быть установлена определенная смысловая корреляция, известно давно, и даже воспето поэтами. Явление получило название «цветного слуха» — синестезии. Правда, изучение явления идет только по линии сопоставлений музыкальной гаммы и цветового спектра: считается, что определенные музыкальные тона должны гармонически сочетаться с определенными цветовыми. В связи с использованием светоэффектов в шоу-бизнесе на исследование «цветного слуха» тратятся значительные суммы, велик и интерес публики. Проводятся научные конференции, защищаются диссертации, созданы Web-сайты, работает Американское общество синестезии и пр.
Возможно, что восприятие музыки у некоторых людей может порождать цветовые эффекты. Вполне возможно, что при расстройствах психики, вызванных приемом наркотиков, слышимые звуки «окрашиваются». Я, пожалуй, даже соглашусь с учеными из Казани, которые 40 лет изучают синестезию и пришли к выводу, что она не «со-ощущение», а «со-представление» - метафорическое соотнесение, осуществляемое, не чувствами, а умом. Однако, так или иначе, исследователи синестезии сосредоточили свое внимание именно на сопоставлении музыки и цвета, оставив за скобками информационную составляющую этих каналов восприятий.
Психология доказала, что их роли в нашей деятельности существенно различаются, вплоть до того, что у разных людей, при доминировании того или иного канала восприятия, наблюдается преобладание определенной модели поведения и соответствующей лексики. Нейро-лингвистическое программирование (NLP) штука интересная, но опять-таки информационные особенности зрительного и слухового каналов в ней «рассматриваются под специфическим углом зрения» и «обсуждаются на психологическом языке».
Зрительное восприятие дает нам картину окружающего и связано с распознаванием образов. При этом, цветовой аспект зрения играет вспомогательную роль. А слух — это, в первую очередь, речь, канал общения между людьми. Слух связан с распознаванием членораздельных звуков речи. Речь — модулированные голосом звуковые колебания, складывающиеся в слова и фразы, несущие информацию. Членораздельные звуки разбиваются на буквы, которые в алфавитах разных языков по большей мере совпадают. Углубляться в лингвистику, семантику, семиотику и прочие мудреные области я не буду, но сформулирую совершенно новую проблему: можно ли построить сопоставление между звуками членораздельной речи и цветовой гаммой? И если — да, то — что это нам может дать?
Совершенно очевидно, что такое сопоставление возможно (соотносить можно что угодно с чем угодно). Иными словами, можно построить для любого языка цветотональную азбуку, где определенный цвет соотносится с определенной группой членораздельных звуков, а оттенки цвета — с конкретными буквами языка. Примеры сопоставлений букв с чем-то иным известны - и применяются в разных сферах. Достаточно указать на азбуку Морзе и азбуку Брайля. В первом случае — буквы передаются в форме сочетаний «точка-тире», что используется в радиосвязи (особенно широко применялась, когда еще не была освоена модуляция радиоволн). Во втором случае — буквы соотносятся с сочетаниями «пупырышек» на гладком листе бумаги, что позволяет людям, лишенным зрения, «читать пальцами».
Понятно, что я могу, здесь же - сходу, не особенно напрягаясь, придумать ЦТ-азбуку Полуяна, другой вопрос: для чего она может понадобиться?
Мне представляется, что цвето-тональная азбука (ЦТ) все-таки способна найти полезное применение.
До сих пор «страна глухих» остается звуконепроницаемой. Но если использовать для не слышащих людей особую цветото-нальную азбуку (ЦТ), где буквы заменяются миганием цветов — все изменится. Световой канал восприятия информации более быстрый, — люди без слуха смогут воспринимать «цвето-звуковую дорожку» даже быстрее, чем слышащие.
Все очень просто — вместо жестикулирующей женщины-сурдопереводчика или бегущей строки мы увидим в углу экрана быструю череду цветных вспышек, где каждый цвет и оттенок означают букву текста. При элементарной учебе и тренировке мигания начинают складываться в слога, слова, фразы — и человек, страдающий глухотой, но выучивший цветотональную азбуку, краем глаза сможет улавливать звуковую информацию, не отвлекая внимание от видеоряда, ее сопровождающего.
Казалось бы, простая идея: семь цветов плюс белый цвет, оттенки, интенсивность — и информация считывается быстрее визуального буквенного текста. Однако до сих пор такая азбука не используется. А ведь эффект налицо: при современных компьютерных технологиях абсолютно все информационные каналы становятся доступными для глухих. Не только фильмы и спектакли, но и любые мероприятия «в реальном времени» могут не только озвучиваться, но и «оцвечиваться». При этом, люди по цветовому каналу смогут «схватывать» информацию практически мгновенно.
Появятся «цветозаписи», «цветовое радио», все программы ТВ будут «оцвечиваться», захватывая в свою орбиту огромную массу населения со слабым слухом, появится цветовой перевод стихов и речей — со своей поэтикой и филологией, спектр цветовых колебаний сможет передавать — при развитии цветотональных текстов — и экспрессию и интонацию... Это будет прорыв не только в области сурдоперевода, но и в области всеобщих коммуникаций!
Как один из вариантов цветотональной азбуки русского языка я предлагаю следующий ряд сопоставлений (к сожалению, я не могу поместить цветную вкладку во все экземпляры книги):
Чистые гласные:
1. А: темно-оранжевый (охра).
2. О: светло-оранжевый.
3. И: светло-желтый.
4. Э: темно-желтый.
5. У: лимонный.
Образующая буква:
6. Й — белая вспышка.
Составные гласные (дифтонги):
7. Я — йа: белая вспышка + темно-оранжевый.
8. Е — йо: белая вспышка + светло-оранжевый.
9. Ю — йу: белая вспышка + лимонный.
10. Е — йэ: белая вспышка + темно-желтый.
11. Ы — йи: белая вспышка + светло-желтый.
Пары согласных:
12. З — С: короткий и длинный светло-зеленый.
13. Т — длинный темно-зеленый.
14. К — Г (Х): короткий и длинный светло-красный (темно-красный).
15. Р — Л: короткий и длинный розовый.
16. Б — В: короткий и длинный темно-синий.
17. М — Н: короткий и длинный светло-голубой.
18. Ф — П: короткий и длинный темно-голубой.
19. Ж — Ш (Щ): короткий и длинный (мигающий) светло-фиолетовый, лиловый.
20. Ц — Ч: короткий и длинный темно-фиолетовый.
Разумеется, предлагаемый цветотональный русский алфавит — только набросок. Для того, чтобы сделать восприятие цветотональной речи оптимальным, нужны длительные эксперименты (где пригодятся и исследования по синестезии). Алфавит должен легко усваиваться при обучении и легко восприниматься на практике. Он может найти применение не только в качестве азбуки для людей, лишенных слуха, но и в качестве способа передачи информации непосредственно глазам человека, с которым не может осуществляться звуковая связь (очевидно, что цветотональная азбука более легко усваивается и более быстро передается, чем азбука Морзе). Случаев таких можно найти много:
— постоянные радиопомехи мешают связи;
— прозрачная среда, где радиоволны не проходят или искажаются;
— поломка или отсутствие радиоприемных устройств;
— необходимость защитить сигнал от перехвата.
Такие ситуации могут реализовываться на земле и в воздухе, под водой, в космосе и на других планетах.
Я обращаюсь ко всем заинтересованным организациям во всем мире: русская ЦТ-азбука уже создана в пробном варианте, давайте все вместе найдем наиболее эффектный цветотональный эквивалент всем звукам речи людей всех языков Земли — и тогда новая ЦТ-азбука будет помогать не только глухим понимать нас слышащих, но и поможет всем людям планеты обрести светлое чувство единства и достичь, наконец, взаимопонимания!
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Дорогие мои читатели и читательницы! Вы только что прочитали необычную книгу. Я сам, вместе с вами, ее сейчас внимательно перечитывал, - как бы другими - Вашими! - глазами... Решил добавить несколько строк. Если Вам была интересна эта книжка (надеюсь, что так - есть в ней и «картинки», и «разговоры»), значит я свою писательскую задачу наполовину выполнил. Но вот вторая моя цель, которая, пожалуй, даже и не писательская, а, скажем так, - человеческая...
Очень хочу, чтобы «Ликвидация НЛО» в самом деле состоялась. Ведь, если я прав (полагаю, что прав), то сложившееся в мире положение дел не может считаться нормальным. Можем ли мы - простые, честные люди, спокойно жить в наших домах, летать на самолетах, можем ли мы верить политикам, якобы, защищающим закон и демократию, если все еще продолжаются воинственные игры в секретном «зазеркалье»?
Поэтому я обращаюсь к Вам - рядовые граждане, военные, ученые, журналисты, государственные деятели, выступающие за торжество Правды, Справедливости и Добра - давайте совместными усилиями раскроем эту вредную и злую тайну. И тогда небо над нами - станет чище!
Полуян Павел. Источник: res.krasu.ru.
Рейтинг публикации:
|