Заключение
Подводя предварительные итоги в исследовании индоевропейской истории Евразийского континента и места славянства в развитии этнического, языкового и культурного древа индоевропейского мира, следует сказать о том, что сила славян, стойкость и мощь их языка, глубина культуры и срединное положение на континенте (от Восточных Альп до устья Амура) проистекают из восприятия славянством большинства крупнейших культурно-этических явлений, происходивших на континенте в течение V тыс. до н. э. — II тыс. н. э.
Славяне центра и востока Европы восприняли и поглотили не только множество переселений индоевропейских кочевников, шедших в Европу из степей Средней Азии, юга Сибири, Урала, из низовьев Волги, Дона, Днепра в V тыс. до н. э. — I тыс. н. э. Славяне явились непосредственными преемниками культур оседлого индоевропейского населения центра и востока Европы: днепро-донецкая культура V–IV тыс. до н. э., культура воронковидных кубков IV–III тыс. до н. э., культура шаровидных амфор III тыс. до н. э., культура шнуровой керамики III–II тыс. до н. э., унетицкая культура первой половины II тыс. до н. э.
Завершающим фактором в окончательном формировании славянской и иных индоевропейских общностей Европы явились крупнейшие вторжения ведических и авестийских индоевропейских кочевников Великой евразийской степи II–I тыс. до н. э., привнесших древнейшие традиции оседлой цивилизации Передней Азии и юга Туркмении в Европу: культуры курганных погребений XV–XIV вв. до н. э., тшинецко-комаровско-сосницкая XV–XIII вв. до н. э.
Процесс оседания индоевропейских кочевников в Европе ознаменовался рождением лужицкой культуры XIII–VIII вв. до н. э. и общеевропейской экспансией народов — носителей культурной традиции полей погребений или погребальных урн, что практически довершило сложение устойчивых индоевропейских общностей в Европе.
Вторжение иранцев (киммерийцы, скифы, сарматы) в Европу сместило центр развития металлургии, а вместе с ней и всей производящей экономики из района Карпатской котловины к западу под защиту горных отрогов Альпийского массива. Таким образом, в первой половине I тыс. до н. э. продолжался процесс кристаллизации ранее обособившихся этнических кельтов, германцев, латинов, эллинов, фракийцев, иллирийцев, славян, балтов, иранцев классической истории Древнего мира.
Растущие численно и возвышающиеся экономически кельты принялись теснить славян в бассейне Верхнего Дуная в VI–III вв. до н. э. Практически одновременно германский мир севера Европы принялся теснить славян на Балтике.
В то же время скифы (VIII–VII вв. до н. э.) вытеснили восточноевропейское оседлое население Среднего Днепра и Днестра к северу, в леса и болота Западной России, где произошло смешение восточных протославян с балтами и отчасти с финнами. Однако вскоре лесостепи между Днестром и Средним Днепром вновь оказались заселены теснимыми в центре Европы славянами, названными Геродотом сколотами или скифами-пахарями (известно, что настоящий скиф пахарем не являлся).
К рубежу эр поток западного славянства на земли восточноевропейской лесостепи все возрастал и принял наконец форму широкой славянской миграции, породившей зарубинецкую культуру II в. до н. э. — I в. н. э. в Среднем Поднепровье.
Сарматский напор на равнины юга России в I в. н. э. опрокинул славянскую оборону по рекам Рось и Средний Днепр и вновь принудил оседлых земледельцев искать спасения отчасти в северных лесах, отчасти на Верхнем Донце, Днестре, Южном Буге и на Нижней и Средней Десне.
Подошедшие на рубеже эр к гирлу Дуная границы Римской империи вновь обеспечили нарушенное сарматами поступление славянского хлеба к устьям Днестра, Днепра и Дона. И расцвела несравнимая с предыдущими по обилию античного импорта и монет черняховская культура II–IV вв. н. э. в междуречье Днепра, Днестра и Прута, эпоха которой названа автором «Слова о полку Игореве» «веками трояновыми» и охарактеризована как время исключительного процветания и благоденствия славянства.
Вторжение гуннов и последовавшая гибель империи Западного Рима вновь подорвали связи славянских земледельцев с центрами Средиземноморья и городами эллинов в устьях восточноевропейских рекартерий Дуная, Днестра, Днепра, Дона. Но вместе с тем именно в V–VII вв. н. э. (культура Прага-Корчак) славяне сумели взломать дунайскую линию обороны Восточного Рима (Византии) и овладеть едва ли не большей частью земель на Балканах. Нашествие аваров (обров) лишь подстегнуло процесс заселения славянами земель, лежащих к югу от Дуная.
А старый конфликт славян и германцев в бассейнах Эльбы и Одера в VIII–XII вв. принял характер затяжной войны и последующего растворения полабских славян в среде надвигавшегося германского этноса.
V тыс. до н. э.
IV тыс. до н. э.
III тыс. до н. э.
XX–XVIII вв. до н. э.
XIX–XVI вв. до н. э.
XV–XIV вв. до н. э.
XIII–VIII вв. до н. э.
На востоке Европы V–IX вв. шел активный процесс заселения и освоения славянами земель исторической Руси эпохи Киева на Русской равнине, в бассейнах Верхнего Днепра, Дона, Западной Двины, Волги, Ловати и Волхова, реки Великой, Белого, Ладожского и Онежского озер. Складывалась историческая славянская общность востока и центра Европы Средних веков.
На протяжении ряда тысячелетий (V тыс. до н. э. — II тыс. н. э.) леса и болота бассейнов Припяти, Верхнего и Среднего Днепра, Вислы, Одера, Эльбы (Лабы) да проросшие непроходимыми зелёными чащами отроги Карпат и Восточных Альп хранили в своих чистых первородных недрах будущую великую общность Евразии, всякий раз надежно укрывая ее от губительных смерчей, беспрестанно подымавшихся в бескрайней степи, и от жестокого поступательного прессинга кельтской и германской общностей запада и севера Европы.
Германцы, сформировавшиеся на юге Скандинавии, на полуострове Ютландия и на самом севере Германии, в течение по крайней мере тысячелетия (XII в. до н. э. — I в. н. э.) имели возможность сложиться как устойчивый культурный и языковой этнос, при этом была гарантирована защита от внешних вторжений (чего нельзя сказать о славянах) водами Балтики и Северного моря.
Покой и устойчивость кельтской общности крайнего запада Европы гарантировали Альпы и воды Атлантики. Латины, исторической родиной которых являются Апеннины, также были защищены самой природой от внешних вторжений с севера Альпами и водами Средиземноморья с востока, юга и запада. Эллины сложились как историческая, культурная и языковая общность на крайнем юге Балкан и в значительной степени были окружены морями и горами. Балтов защищали непроходимые леса Восточной Европы. Участь исторических фракийцев и иллирийцев была предрешена ходом бурных событий I тыс. н. э. Следы их развития — в громадных царских курганах, в многочисленных городищах, в погребенных под толстыми слоями земли руинах городов, в обрывках надписей и в многочисленных топонимах да свидетельствах античных историков. Им негде было укрыться от губительных смерчей гуннских и аварских вторжений.
Дунайская долина центра Европы являлась для славян тем же, чем и степи Северного Причерноморья на востоке Европы. Всякий раз, как новое вторжение сотрясало континент, индоевропейские предки славян покидали берега голубого Дуная и Нижнего Днепра и скрывались в лесах Карпат, Прибалтики и запада России. И всякий раз, как вторжение теряло силу, славяне вновь спускались на равнины юга, в долину Дуная и на север Причерноморья и ассимилировали пришельцев, поглощая их в силу превосходства собственного языка, культуры и уровня развития производящей экономики.
Вбирая различные языковые, культурные, этнические субстраты, славянская общность Европы обрела наконец такую мощь и устойчивость культуры, языка и этнического типа, что обладание славянами громадными территориями материка было просто предопределено гибкостью и стойкостью в отношениях с окружающими народами.
Видимая податливость и уступчивость славян, их терпимость к иным культурам и народам есть плод тысячелетий беспрестанной череды столкновений и побед славян над вторгавшимися в их среду завоевателями. Врожденная широта и певучесть славянской природы, ее бесшабашность и подчас не знающая границ удаль также явились результатом тысячелетнего осознания славянами громадности своих земель, неисчерпаемости и неохватности богатств и неосознанной уверенности в своем превосходстве, обретенной во многом благодаря безбрежности внутренних и внешних ресурсов как самого славянского мира, так и его бескрайних территорий.
Схематически изложенную выше историю континента можно, с известной степенью достоверности, отобразить приведенной таблицей, дающей представление об этапах эволюции различных общностей индоевропейцев. Однако следует оговорить, что носители различных археологических культур Евразии двигались не только во времени, но в пространстве и постоянно захлестывали друг друга, при этом наиболее сильный субстрат преобладал над слабым и в их борьбе рождался новый этап развития (три этапа развития Эллады).
На таблице хорошо видно, что различные стадии климатического кризиса, поразившего долину Турана и степи Евразии, раз от разу приводили к вторжениям одновременно и в Европу (культура шнуровой керамики рубежа III–I I тыс. до н. э.), ив Малую и Переднюю Азию (хетты рубежа III–II тыс. до н. э.), позже вновь в Европу (культура курганных погребений середины II тыс. до н. э.) и в долину реки Инд (арийские кочевники середины II тыс. до н. э., привнесшие Ригведу в Индию) и, наконец, снова в Европу (оскудение археологической срубной культуры и вторжения киммерийцев и скифов в Европу) и на юг Средней Азии и в Иран (варварская оккупация XIII–XII вв. до н. э. юга Средней Азии арийцами — последователями Зороастра). Одним из преимуществ вышеприведенной таблицы является возможность анализировать то, как ветвилось языковое древо индоевропейцев, и понять степень и глубину единства его западного и восточного стволов. В XV–X вв. до н. э. произошло окончательное обособление индоевропейских общностей Евразии: кельтов, латинов, германцев, славян, балтов, иллиров, фракийцев, греков, иранцев и ведических ариев Индии.
Таблица 20
Таблица 21
Библиография
1. Авеста. Перевод И. М. Стеблин-Каменского. М., 1993.
2. Алексеев Л. В. Полоцкая земля IX–XII вв. М., М., 1966.
3. Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX–XIII вв. М., 1980.
4. Археология СССР. Под общей редакцией акад. Б. А. Рыбакова в 20 томах. М., 1989.
5. Археология Украинской ССР в 3 томах. Гл. ред. И. И. Артеменко. Киев, 1985.
6. Археология зарубежной Азии. М., 1986.
7. Археология Прикарпатья, Волыни и Закарпатья / Отв. ред. А. П. Чернышев. Киев, 1990.
8. Арциховский А. В. Курганы вятичей. М., 1955.
9. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1869.
10. Богораз-Тан В. Г. Миф об умирающем и воскресающем звере. // Художественный фольклор. Т. 1. М., 1929.
11. Вольтер Э. А. Материалы для этнографии латышского племени Витебской губернии. СПб., 1980.
12. Галл Аноним. Хроника и деяния князей и правителей польских. М., 1961. / Пер. Л. М. Поповой.
13. Гаркави А. Я. Сказание мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870.
14. Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян. М., 1855.
15. Генрих. Хроника Ливонии. (Heinrich von Lettland. Livlandische chronic. Darmstadt. 1959.).
16. Георгий Писида. / С. А. Иванов. Свод древних письм. изв. о славянах. М., 1995.
17. Геродот. История в девяти книгах / Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1972.
18. Гудзь-Марков А. В. Индоевропейская история Евразии. Происхождение славянского мира. М., 1995.
19. Гудзь-Марков А. В. История славян. М., 1997.
20. Гудзь-Марков А. В. Цивилизация. // Родина. № 5. 1997. С. 28–29.
20а. Гудзь-Марков А. В. Пантеон богов индоевропейцев и прапантеон. М., 2001.
21. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.-СПб., 1882.
22. Длугош Ян. Польская история. (Ioannis Dlugosii… t1. P. XI).
23. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
24. Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Трита в колодце: ведийский вариант архаичной схемы. // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973.
25. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
26. Ильин В. Н. Шесть дней творения. Париж, 1930.
27. Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Пер. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.
28. Ирландские саги / Пер. А. А. Смирнова. М.-Л.,1961.
29. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988.
30. Кобылина М. М. Искуство Древнего Рима. М., 1939.
31. Козьма Пражский. Чешская хроника. М.,1962.
32. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.
33. Кругликова И. Т. Дакия в эпоху римской оккупации. М., 1955.
34. Лосев А. Ф. Хаос // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970.
35. Луна, упавшая с неба. М.,1977.
36. Майков Л. Н. Былины. М., 1919.
37. Массон В. М. Энеолит южных областей Средней Азии. М., 1962.
38. Машкин Н. А. История Древнего Рима. М., 1947.
39. Мелетинский Е. М. Мифы Древнего мира в сравнительном освещении. // Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира. М., 1971. С. 68–133.
40. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
41. Мельников Е. А. Скандинавские рунические надписи. М., 1985.
42. Монгайт А. Л. Археологии Западной Европы. М., 1974.
43. Мифы Древнего мира. М., 1977.
44. Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975.
45. Павел Диакон. История лангобардов / В. К. Ронин. Свод др. письм. изв. о славянах. М., 1995.
46. Пицын А. Н. История русской этнографии. СПб., 1891.
47. Повесть временных лет. М.-Л., 1958.
48. Полное собрание русских летописей. М.-Л., 1962. Отв. ред. А. Н. Насонов.
49. Раевский Д. С. Очерки идеологии скифосакских племен. М., 1977. С. 81–86.
50. Ригведа. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. М., 1989.
51. Сарианиди В. И. Памятники позднего энеолита востока Туркмении. М., 1965.
52. Свешников И. К. Культура шаровидных амфор. Вып. 1–27. 1983.
53. Светлов Э. Хаос и Логос. В кн.: Магизм и единобожие. Брюссель, 1971.
54. Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991. Т. 1.
55. Слово о полку Игореве // Литература Древней Руси. Сост. Л. А. Дмитриев. М., 1990.
56. Снорри Стурлусон. Старшая Эдда. М.-Л., 1963.
57. Снорри Стурлусон. Круг Земной / Издание подготовили А. Я. Гуревич и другие. М., 1980.
58. Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. Л., 1970.
59. Соколова З. П. Культ животных в религиях. М., 1972.
60. Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.
61. Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местона хождении Германии // Соч. в 2 томах. М., 1970. Т. 1.
62. Топографическая карта России. 1920.
63. Топоров В. Н. К объяснению некоторых славянских слов мифологического характера в связи с возможными древними ближневосточными параллелями. // Славянское и балканское языкознание. Вып.1. М., 1975.
64. Топоров В. Н. К балто-скандинавским мифологическим связям. // Donum Balticum, Stockh., 1970.
65. Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1995.
66. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987.
67. Чайковский А. П. Родина народов арийской расы, где она была и отчего покинута. М., 1914.
68. Юлий Цезарь. Записки о галльской войне. М.-Л., 1962.
69. Barnett R. D. Ancient oriental influences on Archaic Greece. В кн.: The Aegean and the Near East. N.-Y., 1956.
70. Blair C. J. Heat in the Rig Veda and Atharva Veda. New Haven, 1961.
71. CornfordF.M. Principium Sapientia. Camb., 1952.
72. Forssman B. Apaosa, der Gegner des Tistriia. «Zeitschrift fur vergleichende Sprachforschung». 1968. Bd 82. H. 1. S. 3761.
73. Herter H. Theseus der Jonier. «Rheishes Museum fur Philologie». 1936. Bd 85.
74. Jaeger W. The theology of the Early Greek Philosophers. Oxf., 1947.
75. Jobes G. Dictionary of mythology, folklore and symbols. pt. 2, N.-Y., 1962.
76. Junger F. G. Die Titanen. Fr/M., 1944.
77. KirkG.S., Raven J. E. The presocratic philosophers. Camb., 1957.
78. Laroche E. Tessub, Hebat et leur cour. «Journal of cuneiform studies». 1948. V. 2. № 2.
79. Lejeune M. Manuel de la langue venete. Hdlb., 1974.
80. Leumann M. Der indoiranische Bildnergott Twastar. «Asiatische Studien». 1954. Bd 8. S. 79–84.
81. Loomis R. S. (ed.) Arthurian literature in the Middle Ages. Oxf., 1959.
82. LossewA.F. Chaos antyczny. «Meander». 1957. № 9. S. 283–293.
83. Marx J. La legende arthurienne et le Graal. P., 1952.
84. Modi J. J. Haoma in the Avesta. «Jornal of Anthropological Sosiety of Bombay». 1974. № 7.
85. Nyberg H. S. Die Religionen des alten Iran. Lpz., 1938.
86. Pellegrini G. B., Prosdocimi A. L. La lingua venetica, v. 1–2. Padova, 1967.
87. Radermacher L. Mythos und Sage bei den Griechen. 2 Aufl. Brunn-Munch.-W., 1943.
88. Ransome H. M. The sacred bee in ancient times and folklore. L., 1937.
89. Seippel G. Der Typhonmythos. Greifswald, 1939 (Diss).
90. Strohm H. Tuche. Zur Schicksalauffassung bei Pindar und denfruhgriechischen Dichtern. Stuttg., 1944.
91. Tilak B. G. The Orion or researches into antiquity of the vedas. Bombay, 1893.
92. Wolgensinger F. H. Theseus. Z., 1935.
93. Worms F. Der Typhoeus-Kampf in Hesiods Theogonie. «Hermes». 1953. Bd81. S. 29–44.
94. Teilhard de Chardin P. Hymne de l’Univers. P., 1961.
Таблицы
• Таблица 1. Основополагающие глагольные формы, составившие остов выделившихся из праязыка языков
• Таблица 2. Основные работы по выращиванию, сбору и обработке урожая
• Таблица 3. Хозяйственный инвентарь древнего индоевропейского общества Евразии
• Таблица 4. Жилище индоевропейцев V–I тыс. до н. э.
• Таблица 5. Состав домашнего стада древних индоевропейцев
• Таблица 6. Культурные растения древности
• Таблица 7. Продукция сельскохозяйственного производства в древности
• Таблица 8. Система названий родственников
• Таблица 9. Названия различных органов и частей тела человека
• Таблица 10. Вооружение и облачение древних индоевропейцев
• Таблица 11. Окружающий мир индоевропейцев V–IV тыс. до н. э.
• Таблица 12. Названия дикорастущих растений
• Таблица 13. Названия диких животных
• Таблица 14. Пернатый мир
• Таблица 15. Охота и рыбный промысел
• Таблица 16. Числительные индоевропейцев V–III тыс. до н. э.
• Таблица 17. Сравнительное описание богов и мифологических персонажей
• Таблица 18. Развитие славянской общности
• Таблица 19. Сравнение греческого, этрусского и венедского алфавитов
Примечания
1
Имеются в виду создатели археологической культуры курганных погребений, развивавшейся в долине Дуная в XV–XIV вв. до н. э.
(обратно)
2
Zemja (земля + ahi = zmija)
(обратно)
3
Церковь, черква — church (англ.)
(обратно)
4
Говеть — favere (лат.)
(обратно)
5
Реки Ригведы и Авесты.
(обратно)
6
Договор, солнце, свет, борющийся с мраком, бог, поддерживающий космический закон rta (asa).
(обратно)
7
Бог истинной речи, охраняющий путь солнца и космический закон rta (asa).
(обратно)
8
Бог грозы и войны, громом — ваджрой (дротик, который метали двумя руками) повергающий демонов.
(обратно)
9
Царь мертвых, первый человек, указавший людям путь в потусторонний мир, Ями возглавляет сонм отцов (pitaran) — душ умерших предков, часто отождествляемых с древними певцами-риши.
(обратно)
10
Sapte-Sindhou (Веди), Hapte-Hendy (Авеста).
(обратно)
11
Heti (Веды) — пика — Hasta (лат.)
(обратно)
12
Many (Веды) — человек, Манус — родоначальник людей
(обратно)
13
1560 (1541) — 1320 (1306) гг. до н. э.
(обратно)
14
Asura (Веды) — бог.
(обратно)
15
Pur (Веды) — purgus (лат.) — бурдж (дари) — burg (нем.) — тур (слав.)
(обратно)
16
Ksatra (Веды) — власть.
(обратно)
17
От tan (Веды) — тянуть.
(обратно)
18
Cyena (Веды) — aguile (лат.)
(обратно)
19
Grdhra (Веды).
(обратно)
20
Cyena (Веды).
(обратно)
21
Kappe (нем.) — сарра (лат.) — kepuraite (лит.)
(обратно)
22
Живших по реке Лабе (Эльбе).
(обратно)
23
Людей, живущих по границе (марке).
(обратно)
24
Археологическая культура полей погребений XIII–VIII вв. до н. э.
(обратно)
25
Мы помним о том, что курганы на западе Европы появляются начиная с середины IV тыс. до н. э. Наиболее яркое выражение этой традиции мы видим в археологической культуре курганных погребений Европы XV–XIV вв. до н. э. Вслед за окончанием эпохи полей погребений Европа вновь пережила курганный ренессанс, последним отголоском которого явилась курганная традиция Древней Руси VIII–XIII вв. н. э.
(обратно)
26
Kringla (исл.).
(обратно)
27
Scythia (лат.), Skytia (исл.) созвучно Schweden (нем.) — Швеция.
(обратно)
28
Осетия сохранила самоназвание древних индоевропейцев Евразии.
(обратно)
29
Город асов или ограда асов.
(обратно)
30
Deva (Ригведа), daeva (Авеста).
(обратно)
31
Урал.
(обратно)
32
Туркмения.
(обратно)
33
Тут предания германцев прямо указывают на северные склоны Копетдага с его городами V–II тыс. до н. э.
(обратно)
34
Так северные германцы называли Русь.
(обратно)
35
Саксония.
(обратно)
36
Город Оденсе на острове Фюн в Дании.
(обратно)
37
Место в сорока километрах к северу от Стокгольма.
(обратно)
38
В этом абзаце объяснены все перипетии истории индоевропейских языков континента и их удивительная близость от Исландии до Индии.
(обратно)
39
Следует указать на параллели в ведической и древнегерманской мифологиях, восходящие к эпохе индоевропейского единства.
(обратно)
40
Ясень Иггдрасиль — мировое древо, называемое саксами «великим столбом» (irminsul), это прямое соответствие столбу, разъединившему небо и землю, о котором повествует Ригведа.
(обратно)
41
Одно из имен Одина.
(обратно)
42
Има — Yama (Ригведа) — царь мертвых, указавший людям путь смерти, пребывает на высшем небе.
(обратно)
43
В гимнах Ригведы упоминается aja ekapad — одноногий козёл.
(обратно)
44
Гомер. «Илиада». Песнь II, 851–855. Перевод Н. М. Минского.
(обратно)
45
Геродот. V. 9.
(обратно)
46
Геродот. I. 196.
(обратно)
47
р. Висла.
(обратно)
48
Город Новиодун, современный Исканча на правом берегу Дуная.
(обратно)
49
От реки Днестр до реки Вислы.
(обратно)
50
Воспетое А. С. Пушкиным Лукоморье, простирающееся от устья Днестра до устья Днепра.
(обратно)
51
V–II тыс. до н. э.
(обратно)
52
Жителей расположенного на Нижнем Дунае острова Певка.
(обратно)
53
Финнов.
(обратно)
54
Корнелий Тацит. «О происхождении германцев». 4 6.
(обратно)
55
Корнелий Тацит. «Анналы». XI. 23
(обратно)
56
р. Висла.
(обратно)
57
Речь идет об упомянутых Гомером энетах из северной малоазиатской провинции Пафлагонии и об их царе Пилемене.
(обратно)
58
В центре Словении расположен город, называемый Трояне.
(обратно)
59
Тит Ливии. «Римская история от основания города». I, 1–8.
(обратно)
60
р. По.
(обратно)
61
Полибий. «Всеобщая история». II, 14–17.
(обратно)
62
Страбон. «География». V, 1–3.
(обратно)
63
Название народа, воспроизводящее одно из древних имен славян — анты.
(обратно)
64
ПСРЛ, т. I
(обратно)
65
МЕКОЗ — метка.
(обратно)
66
ПЕНЯ — наказание и возможно второе значение — ПЕНИЕ скорбное.
(обратно)
67
Перевод Т. Я. Елизаренковой.
(обратно)
68
Ригведа X, 129.
(обратно)
69
Ригведа X, 190.
(обратно)
70
Тексты хеттов даны в переводе Вяч. Вс. Иванова, по изданию «Луна, упавшая с неба», М., 1977
(обратно)
71
Tvastar (санск.) — «творец».
(обратно)
72
Yama (санск.) — «близнец».
(обратно)
73
Ригведа X, 90.
(обратно)
74
Ригведа X, 10.
(обратно)
75
Ригведа X, 108.
(обратно)
76
Ригведа IV, 19.
(обратно)
77
Aja ekapad — «Одноногий козел».
(обратно)
78
Ahi budhnya — «Змей глубин».
(обратно)
79
Apam napat — «Отпрыск воды».
(обратно)
80
«Громкий рог».
(обратно)
81
Many (санск.) — «человек». Источник: lib.rus.ec.
Рейтинг публикации:
|