Битва змеи и птицы
В религиозных учениях, магии и так называемых «оккультных науках» наиболее важные положения обычно шифруются посредством символов. Сокровенный смысл этой символики бывает открыт лишь немногим посвященным. Катастрофа, о которой мы говорим, также получила отображение в этой системе эзотерических символов.
Достаточно сказать, что в христианстве, по свидетельству некоторых теологов, даже ритуал крещения посредством воды представляет собой как бы символическое повторение потопа, в который некогда было ввергнуто человечество.
В более сложном виде предстает символика этого события в других религиозных и эзотерических системах.
Космогонический миф, который можно найти в религиях народов различных континентов, утверждает, что некогда, до возникновения суши, все покрывал океан, в котором обитало некое Первичное Начало в образе змея. Будучи символом океана и большой воды вообще, змей (или дракон) олицетворял космический хаос — первоначальное состояние мира до возникновения жизни. Он же стал символом возвращения к этому первоначальному состоянию, символом уничтожения жизни, символом катастрофы и потопа. Один из вавилонских клинописных текстов год, когда произошел потоп, называет «годом ревущего дракона».
В индийской мифологии разумному началу, направляющему жизнь и развитие мира, противостоит антагонистическая сила тоже в образе гигантского змея. Это Змей Мировой Бездны, который стремится ввергнуть мир в состояние первичного хаоса. Однажды этот змей, обитающий в Мировом океане, похитил Землю и погрузился с ней на дно. Бог Вишну после борьбы со змеем освободил Землю и снова поднял ее над поверхностью воды. Вполне вероятно, это аллегорически выраженное воспоминание о погружении какой то суши является отражением катастрофы, которая сопровождалась гигантским наводнением. Змей, как мы видим, является символом бедствия и выступает как начало, противоборствующее богу Солнца.
В Египте началом, противостоящим мировому порядку, также был змей, или «космический дракон». Иногда он выступал в образе змея Апофиса, олицетворявшего разрушительные силы тьмы, иногда змея — бога вод, приносящего наводнения, или бога Сетха, олицетворявшего слепые силы природы, также принимавшего образ змея. Многие ритуальные папирусы содержат обширные и яростные проклятия в адрес «космического змея» Апофиса. «Назад, негодяй! — читаем мы в „Книге мертвых“. — Вернись в глубину Бездны, туда, где повелел тебе быть твой отец и где ты должен быть уничтожен! Не приближайся к этому месту, где находится Ра…». И опять змей — символ вод и хаоса — противоборствует богу Солнца Ра, носителю жизни и порядка.
По представлениям древних египтян всякий раз при закате и на заре Апофис пытается потопить барку, в которой плывет по небу бог Солнца. И всякий раз когда солнце пробивалось сквозь тучи, в древнем Египте говорили, что это бог Ра победил змея Апофиса, а в священном бассейне Гелилополя совершали заклинания, чтобы обеспечить победу света над мраком.
Иудейская мифология также говорит о некоем змее Накхаш, обитавшем в первоначальном океане мироздания. Он являлся воплощением сил, враждебных верховному богу Яхве, который был началом порядка и следил за тем, чтобы Солнце, Луна и созвездия были на своих местах. В вавилонской мифологии в образе змея мы встречаем Тиамата, с которым сражается крылатый верховный солнечный бог Мардук. Подобное же представление известно и в Индонезии и в Китае, где символом потопа выступал дракон Кун Кун.
В Америке бог вод Тлалок, приносивший наводнения, также изображался в виде змея. В других случаях он выступал в образе рогатого змея или Великого Змея Акоменаки, но неизменно все в той же роли — в качестве символа наводнения и потопа. Некоторые исследователи считают, что этот символ не американского происхождения. «Одно и то же основное представление, — пишет один из них, — как, например, функция змея как бога вод достигло Америки в бесконечном числе образов — в египетском, вавилонском, индийском, индонезийском, китайском и японском. И из всего этого множества местное жречество Центральной Америки построило систему представлений, которая является чисто американской, хотя большинство составных частей и принципов композиции было взято из Старого Света…»
Поскольку Солнце олицетворяется обычно птицей, борьба этих начал изображается, как противоборство двух символов — змеи и птицы. Придя из культов Ближнего Востока, изображение заняло место и в христианской церковной символике. Его можно встретить среди витражей и фресок средневековых храмов. В Индии этот символ предстает в образе священной птицы Гаруды со змеем вод Нага в когтях. В японской мифологии мы встречаем священную птицу Пенгу, несущую змею.
Символ этот не является, однако, достоянием только Старого Света. Образ борющихся змеи и птицы перелетел через океан и попал в Америку. Сегодня его можно видеть даже в государственном флаге Мексики.
Иногда символом птицы — Солнца выступает Крылатый диск. Это был знак, состоявший как бы из двух начал: круг — от Солнца и крылья — от птицы. Так, древнеегипетский бог Гор, приняв образ сокола, изображаемого в форме крылатого диска, атакует Сетха. Борьба кончается тем, что Сетх «превратился в ревущего змея, который спрятался в нору в земле». В Вавилоне в форме Крылатого диска изображался верховный бог Бэл, тоже в битве со змеем — символом вод. В Индии крылатый диск — символ Вишну, победителя змея потопа.
Знак Крылатого диска находим и в Полинезии, и у египтян, и у хеттов, и в Южной Америке, и у майя, и в Ассирии. И везде он имел единый смысл, одно значение: победу жизненного начала над гибелью и хаосом вод.
Так космическая катастрофа, постигшая некогда нашу Землю, в зашифрованном виде предстает в форме борьбы змеи и птицы, змеи и крылатого диска.
МИР ДО КАТАСТРОФЫ
Разумный человек на Земле
Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.
В. И. Вернадский
Несмотря на то, что в распоряжении историков имеется значительное число древних текстов к рукописей, мы все таки очень мало знаем о древнейшей истории человечества. Одна из причин заключается в том, что мы не всегда умеем под личиной сообщений, облаченных порой в традиционные мифологические формы, увидеть реальный исторический факт.
Так, человек, который прочел в древнем тексте упоминание, что в таком то году в небе появился, скажем, огненный дракон, оказывается перед трояким выбором:
а) понять это сообщение буквально (такое восприятие свойственно детям)
б) объявить сообщение вымыслом от начала до конца (путь самый легкий, а потому наименее достойный);
в) попытаться под мифологическим и религиозным покровом обнаружить сам факт, послуживший основой для сообщения: появление кометы, болида… (путь истинных ученых и исследователей).
Последний подход может быть проиллюстрирован следующим примером. Всем известно критическое отношение К. Маркса и Ф. Энгельса к религиозному мировоззрению. Однако это не помешало им использовать Библию как исторический источник. Так, разбирая одну из самых темных библейских книг, «Откровение Иоанна Богослова», Энгельс особо подчеркивал, что в ней «как выглядело христианство в 68 г., мы можем видеть, как в зеркале» (К. Маркс и Ф. Энгельс о религии. М., Госполитиздат, 1955, стр. 160). И это сказано в отношении текста, изобилующего сложнейшей эзотерической символикой, магией чисел и т. п.: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящих как бы громовым голосом: „иди и смотри…“. Ф. Энгельс рационально истолковывал даже библейскую числовую магию — и 7 голов зверя», мистическое число 666 и т. д.
Следует помнить, что так называемые «священные тексты» и мифы, являясь продуктами общественного сознания своего времени, описывают окружавший мир в понятиях, присущих своей эпохе. В них, говоря словами В.И. Ленина, «общественное сознание отражает общественное бытие»… (Ленин, Полн. собр. соч., т. 18, стр. 343) И задача исследователя заключается, в частности, в том, чтобы перевести эги огражения из понятий и символов той отдаленной эпохи в понятия, которые могут быть восприняты его современниками, Однако интерпретации или трактовки источника должны предшествовать его прочтение.
О необычайной сложности чтения древних текстов говорит такой пример. При расшифровке критской письменности ключом служило только одно слово, предполагаемое значение которого было известно. Слово это состояло из 18 знаков. Но ученые не знали даже, как звучал каждый из этих знаков. А именно это нужно было выяснить, чтобы узнать, к какой группе принадлежал язык, на котором разговаривали создатели удивительной крито микенской культуры. Подставляя различные буквенные звучания на место каждого из 18 знаков слова, ученые должны были бы получить 200000000000000 различных звуковых вариантов этого слова. И только одно единственное из них могло оказаться правильным!
Для того, чтобы прочесть некоторые тексты, обнаруженные недавно на берегу Мертвого моря, специалистам пришлось бы заниматься этим сотни лет. Из множества звуковых, смысловых, лексических вариантов каждого слова нужно было выбрать единственный. Каждую фразу нужно было увязать с уже известными или традиционными текстами. С интуицией слепого предстояло нащупать единственно верную тропу среди бесчисленного множества иных. Ни одному человеку, ни целой группе ученых это было не под силу. Теперь на помощь исследователям пришла электронная техника.
Поскольку находки рукописей в районе Мертвого моря связаны с поисками исторических корней христианства, их изучению большое внимание было уделено Ватиканом. Было создано быстродействующее электронное устройство, заключавшее в себе колоссальную языковую, историческую и текстологическую информацию. Машина «знала», например, наизусть каждую строку текста Библии, все разночтения и варианты. Машине был предложен текст, который предстояло расшифровать. Томительные минуты пережили ученые. И вот машина заговорила! Слова, написанные безвестным писцом, после двух тысяч лет безмолвия вновь обрели звучание. «И в этой пустыне, — переводила машина, — мы отыщем путь к нашему богу…»
Но после того, как текст прочитан, начинается третий и основной акт исследования: анализ и изучение.
Мы коснулись вкратце этих проблем, чтобы показать, как ограниченны источники о прошлом, сколь сложны пути к их пониманию и как поэтому неполны наши знания о древнейшей истории человечества.
Несмотря на широкий фронт археологических работ, лишь ничтожно малая часть прошлого открывается глазам исследователя. Так, уже насколько поколений ученых ведут раскопки в Шумере. Но до сих пор раскопано не более 1% всех городов, существовавших когда то на этой территории. 99% лежат погребенными уже не одно тысячелетие. Какие тайны откроются и какие новые загадки встанут перед учеными, когда библиотеки и тексты, сохранившиеся в этих городах, станут доступны им?
Выстраиваясь в последовательную вереницу, соединяясь звено со звеном, находки ученых из мрака забвения выносят к свету совершенно неизвестные ранее события, народы и государства. И чем больше узнаем мы, тем дальше в прошлое отодвигается время существования человека.
В начале нашего века ученые считали, например, что человек появился в Америке 4000 лет назад, потом 10000 лет, 25000 и, наконец, 40000. А американский археолог Картер называет даже цифру 100000 лет.
Подобная тенденция удлинения истории, ухода ее во все более отдаленнее прошлое просматривается и на примере отдельных цивилизаций.
Согласно господствующему сейчас представлению, время существования первых цивилизаций на территории Центральной Америки относится к первым векам нашей эры. Однако есть данные, которые могут быть поняты как свидетельство значительно более раннего времени существования некой цивилизации на этой территории.
Недалеко от Мексики есть ступенчатая пирамида, значительная часть которой была погребена лавой. Вопреки мнению большинства археологов, геологи, исходя из датировки лавы, утверждают, что постройка эта должна относиться к 5 му тысячелетию до н. э. Значит — пирамида была воздвигнута в то время, когда, как принято считать, столь высокоразвитой цивилизации на этой территории не могло существовать. Датировка пирамиды, предложенная геологами, находит подтверждение в работах, проведенных археологом Б. С. Каммингсом. Пройдя при раскопках пирамиды ряд культурных слоев, он вышел к ее основанию, которое, по его мнению, относится к середине 5 го тысячелетия до н. э. Радиоуглеродный анализ показывает, что пирамида была покинута людьми уже в 2160 году до н. э.
Если представить себе, что ступенчатая пирамида действительно относится к столь отдаленной эпохе, то время существования разумного человека в этом районе отодвигается еще дальше в прошлое.
Возможно, косвенным свидетельством существования в этом районе в весьма отдаленное время некой цивилизации может служить также дата, изображенная на одной из каменных стел Центральной Америки и соответствующая 12042 году до н. э.
Известны надписи, изображающие еще более ранние даты.
Более того, сейчас у археологов есть неопровержимые доказательства; не только присутствия здесь человека, но и материальные следы его трудовой деятельности, уходящие в прошлое на 40 тысячелетий.
Это значит, к моменту описываемой нами катастрофы в этом районе должен был существовать некий уровень развития культуры. Насколько он мог быть высок?
Подобный же вопрос может быть задан и в отношении египетской, шумерской и южноамериканской цивилизаций.
Согласно общепринятой точке зрения, время возникновения первых государств в долине Нила относится к 4 му тысячелетию до н. э. Как же следует тогда понимать странное утверждение Геродота и его современников о том, что в их время сохранившиеся письменные источники египтян уходили в прошлое на 17000 лет? Еще более раннюю дату называет Манефон (IV в. до н. э.), египетский жрец, написавший историю Египта. Он начинает свою хронологию от 30627 года до н.э.
Византийский историк Снеллиус сообщает о неких записях, называвшихся «Древние Хроники», которые велись жрецами Египта якобы на протяжении 36525 лет. А Диоген Лаэртский, греческий историк, живший в III веке н. э. утверждал, что египетские жрецы хранят записи, уходящие в прошлое на 48863 года до Александра Македонского.
Подобные сообщения относятся к периоду, когда, по общепринятым представлениям, на Земле не существовало не только цивилизованного человека, но и письменности. Конечно, к ним надлежит относиться достаточно осторожно, что отнюдь не предполагает вовсе не замечать и игнорировать их, тем более что ряд сообщений, пришедших к нам из прошлого, подтвердился. Так, многие даты, относящиеся к Египту, которые столь упорно называли они, восходят ко времени, когда в этом районе вообще, как считали, не существовало человека. Однако в 1969 году в долине Нила обнаружили каменные орудия, свидетельствующие о присутствии здесь человека уже 70000 лет назад. Тем самым утверждения о возможной давности какой то цивилизации в этом районе, кроме косвенных свидетельств древних, обрели и некое прямое материальное подтверждение. Речь идет об обитаемости данного района во времена, уходящие в прошлое, до даты предполагаемой катастрофы.
Мы упоминали уже о развалинах города Тиахуанако в Андах, где был найден странный календарь, насчитывающий в году 290 дней. Город этот расположен сейчас в горах на высоте 4 тысячи метров, на высоте, малопригодной для обитания человека. Однако остатки большого порта, морские ракушки, изображения летающих рыб и скелеты ископаемых морских животных свидетельствуют, что некогда город этот был достаточно близок от моря, или, как считают некоторые, даже на уровне моря.
Но время подъема Анд геологи относят к третичному периоду, то есть когда на Земле, казалось бы, не должно было быть еще человека.
В окрестностях этого города находится озеро Титикака. Когда недавно на дно его опустились исследователи, на глубине 8 метроа они обнаружили остатки построек, стены, состоящие из огромных каменных глыб. Стены эти, идущие вдоль мощеной мостовой, расположенные параллельно друг другу, протянулись более чем на километр. Профессор Рубен Вела из археологического института Тиахунако предполагает, что обнаруженные на дне развалины — это «прибрекный храм, где совершались захоронения важных лиц». Как же оказались эти руины на дне озера?
Исследователи связывают этот факт с происходившим здесь горообразованием, что, как говорилось уже, могло иметь место в период, когда на Земле, как принято считать, не могло еще быть человека.
Если вышеперечисленные предположения справедливы, то обретает ясность и целый ряд находок, не имеющих в ином случае никакого рационального объяснения.
Есть сообщение, что еще в XVI веке в Перу в серебряных рудниках испанцы нашли странный предмет — железный гвоздь длиной почти 18 сантиметров. О том, сколько десятков тысячелетий пролежал он в недрах земли, можно было догадаться только по тому, что большая часть его оказалась плотно зацементированной в куске каменной породы. Вице король Перу Франциско де Толедо долго держал находку в своем кабинете и любил показывать ее как любопытный курьез.
Существует целый ряд сообщений о подобных находках.
В Австрии, например, в угольных пластах был обнаружен железный метеорит со следами обработки. Он был найден в третичных слоях, то есть «разумные» руки должны были касаться его 30 миллионов лет назад. Журнал «Proceedings of the Society of Antigutes of Scotland» («Сообщения Шотландского общества древней истории») писал о находке металлического предмета в толще каменного угля на территории Шотландии. Еще одно из подобных сообщений — это упоминание о золотой цепочке, обнаруженной якобы в 1891 году в куске каменного угля.
Большинство историков скептически относятся к этим сообщениям. Очевидно, следует подождать, пока подобные находки будут сделаны в итоге так называемого «чистого эксперимента», то есть в условиях, исключающих всякую неточность.
Подобная сдержанность и осторожность объяснима не только потому, что наука знает немело поспешных выводов, ошибок и даже подделок, но и потому, что существует такая вещь, как известная инертность человеческого мышления. От определенной предвзятости представлений не всегда бывают свободны даже лучшие умы человечества. Однажды гениального физика Альберта Эйнштейна спросили, верит ли он, что в ближайшие столетия людям удастся овладеть энергией атомного ядра.
— О, это совершенно исключено! — без малейшего колебания воскликнул ученый.
Однако всего через 10 лет была взорвана первая атомная бомба.
Если находки, некоторые из которых назвали мы, подтвердятся, то это отодвигает назад время существования разума на нашей планете намного дальше, чем мы привыкли представлять себе.
В пользу того, что человек как вид существует на этой планете значительно дольше, чем привыкли думать, говорят и открытия последних десятилетий.
В 1959 году находка Л. Лики черепа зиджантропа и каменных орудий удлинила время существования человека на 600000 лет, доведя его почти до 2000000 лет. В 1969 г. международная археологическая экспедиция; (в составе которой были бельгийские, французские и американские исследователи) сделала в Южной Эфиопии новое открытие. Находка эта отодвинула дату начала человека как вида еще дальше — до 4000000 лет.
Таким образом, период истории, вернее — предыстории, человека оказался продолжительнее вдвое. Тем самым возможность существования на Земле каких то ранних, неизвестных нам цивилизаций, кроме утверждений древних находок, которые можно рассматривать как свидетельства этого, обретает еще один довод — длительность существования человека. На то, что в период, предшествовавший катастрофе, должны были существовать некие цивилизации, обладавшие высокими познаниями, указывают и многочисленные сообщения о попытках спасти какие то знания паред лицом надвигавшегося бедствия.
Знания пытаются спасти
А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.
В. Брюсов
Известный арабский ученый Абу Балкхи (IX Х века н. э.) писал, что накануне потопа мудрецы, предвидя катастрофу, «построили в Нижнем Египте много пирамид из камня для того, чтобы спастись там во время надвигающейся гибели. Две из этих пирамид превосходили остальные, имея 400 локтей в высоту и столько же в ширину и длину. Они были построены из больших отшлифованных глыб мрамора, пригнанных друг к другу, так плотно, что места соединения были едва видны». Внутри этих пирамид были начертаны, как писал Абу Балкхи, различные сведения об удивительных знаниях, которые хотели сохранить мудрецы.
Другой арабский историк — Масуди, основываясь на не дошедших до нас источниках, писал: «Сурид, один из царей, живших до потопа, выстроил две большие пирамиды и приказал жрецам спрятать в них запас их знаний и того, что они достигли в различных искусствах и науках, с тем чтобы они уцелели для тех, кто потом сможет понять их. Он так же записал положение звезд, их циклы…»
Древнеегипетский историк Манефон сообщает о текстах, содержавших важные знания, которые по приближении катастрофы были записаны полулегендарной личностью, мудрецом Тотхом. Позднее Тотх вошел в пантеон египетских богов как бог знания, давший людям письменность. Тексты эти, по словам Манефона, «сделанные на священном языке и священными знаками, Тотхом, первым Гермесом, были переведены после потопа… (пропуск в рукописи)… и записаны иероглифами».
Историк и ученый древности Иосиф Флавий писал о мудрецах, которые «изобрели науку о небесных телах и их устройстве». Они были заранее предупреждены о надвигающейся катастрофе, о гибели «отчасти от силы огня, отчасти же вследствие огромного количества воды». «Для того чтобы изобретения их не были забыты и не погибли раньше чем с ними познакомятся люди, они воздвигли два столба — один кирпичный, другой каменный и записали на них сообщение о своем изобретении. Последнее было сделано с таким расчетом, что в случае гибели кирпичного столба при наводнении каменный, оставшийся невредимым, дал бы людям возможность ознакомиться с надписью». По словам Флавия, каменных столб существовал еще в его время, то есть в I веке н. э.
Древнегреческий ученый Страбон сообщает о каких то текстах, написанных до потопа, которые сохранились в его время на Пиренейском полуострове. Кельтские жрецы — друиды ссылались на некие «книги Ферилта», анналы, написанные якобы до катастрофы. В индийских священных книгах «Агни Пурана» и «Бхагавата Пурана» также говорится о книгах знаний «Ведах», которые удалось спасти во время катастрофы.
О том, что люди пытались сохранить записи о своих достижениях накануне катастрофы, рассказывает и вавилонский историк и жрец Бероз (II век до н. э.). Когда царь Ксисутрос, пишет он, был предупрежден о предстоящем потопе, он повелел написать «историю начала, течении и завершения всех вещей и зарыть эту историю а городе солнца Сиппар». После потопа Ксисутрос и его спутники «открыли книги в Сиппаре, написали много новых книг, построили храмы и снова основали Вавилон».
В одном из клинописных шумерских текстов некий царь писал, что он любит читать тексты, «написанные в эпоху до потопа».
Можно предположить, что какая то часть знаний уцелела во время катастрофы и позднее стала достоянием тех, кто спасся.
«О, Солон! Солон! — говорили Солону египетские жрецы. Вы греки, как дети, вы не знаете ничего о древних временах. Тебе ничего не известно о седых знаниях прошлого». Жрецы сообщили Солону, что после катастрофы, уничтожившей население городов на побережьях морей и рек, уцелели только «самые примитивные и неграмотные», «пастухи и скотоводы», оказавшиеся в горах.
Если отдельным представителям некогда высокоцивилизованного народа и удалось спастись во время касастрофы, большинство их, очевидно, оказались бессильны перед лицом враждебных стихий и диких племен.
Даже из более близкой нам истории известны многочисленные примеры частичного исчезновения, затухания знаний. Как известно, в XIV XV веках в Северной Америке существовали поселения норманнов. Переселенцы умели выплавлять и обрабатывать металлы. Но когда их связь с родиной прервалась и они оказались ассимилированными окружившими их племенами, находившимися на значительно более низкой ступени развития, знания эти оказались утраченными безвозвратно. В этом районе вновь воцарился каменный век.
В городе Тиахуанаку, в Андах, некогда жил народ, хорошо знавший астрономию, изучавший движение небесных светил. Есть сообщения, что испанские конкистадоры нашли здесь на некоторых исполинских каменных статуях литые серебряные украшения весом до полутонны. Но в самом городе жителей не было. Племена, обитавшие в окрестностях, жили в тростниковых шалашах. Они совершенно не знали ни выплавки металлов, ни астрономии. Основной их пищей были корневища водорослей.
Или другой пример. Некогда маори были великим народом мореплавателями Тихого океана. Однако, осев в Новой Зеландии, они все больше забывали это искусство, пока внуки и правнуки мореходов не забыли его совершенно.
Подобное явление историки и этнографы обозначают термином «вторичная дикость». Такой культурный рагресс можно наблюдать у разных народов. Племена, вернувшиеся на уровень первобытного состояния, известны в Юго Восточной Азии. Народы Конго и Анголы имели некогда свою письменность, а затем утратили ее.
Как известно, майя совершенно не знали колеса. Оказывается, это не совсем так. При расколках были найдены странные игрушки тележки на четырех колесах из обожженной глины. Но это было только воспоминание о том времени, когда здесь, возможно, были известны и колесо и повозка. Знания эти, как и многие другие, оказались утерянными.
Смутные воспоминания о каких то познаниях, утраченных посла катастрофы, дошли до нас и в различных текстах. «Пополь Вух» сообщает, что первые люди «преуспели в знании всего, что имеется на свете. Когда они смотрели вокруг, они сразу же видели и созерцали от верха до низа свод небес и внутренности Земли. Они видели даже вещи, скрытые в глубокой гемноте. Они сразу видели весь мир, не делая даже попытки двигаться; они видели его с того места, где находились. Велика была мудрость их…»
Но боги возроптали: «Разве они гоже должны стать божествами?» Разве они должны стать равны нам?.. И тогда ревнивые боги отняли у людей их высокие способности и знания.
Сообщение об утрате в результате катастрофы каких то высоких познаний дошло до нас и в символической, традиционно зашифрованной форме.
«Он сразил своих врагов, — гласит один египетский текст, — и вкусил их знаний». Выражение «вкусить» в значении «познать» мы находим и в Библии. Там говорится о некоем символическом дереве, вкусив плоды от которого, люди могли стать «как боги, знающие добро и зло», то есть приобщиться к каким то высшим знаниям. И когда, вопреки запрету, Адам и Ева вкусили от этого дерева, бог, подобно древнемексиканским богам, разгневался: «Вот Адам стал как один из нас (богов. — А. Г.), зная добро и зло, и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни и не вкусил и не стал жить вечно».
Дерево познания, как некий символ, мы встречаем у самых различных народов — и в древнем Вавилоне и у ацтеков. Ирландский фольклор говорит о Томасе, который обрел дар ясновидения, вкусив плод от этого дерева. Именно под деревом произошло «просветление» Будды, когда ему внезапно открылись высший смысл бытия и высшая мудрость. Индийская традиция часто изображает бога Вишну также под деревом, под так называемым «космическим деревом», плоды которого символизируют собой высшее знание, знание прошлого и будущего. В Японии в этой роли выступает апельсиновое дерево, в Китае — дерево кассия, на Ближнем Востоке — сикамора, у друидов — дуб и т. д. Но вот что характерно: всякий раз с деревом познания связан символ катастрофы, уже знакомый нам символ змея, вод или дракона. Иными словами, непременно сочетаются три символа: змей (дракон), воды и дерево.
Так, в гельских преданиях о священном дереве, плоды которого даруют сверх естественные познания и мудрость, говорится, что путь к нему преграждает дракон, живущий в озере. Точно так же в греческих мифах змей Ладон охраняет дерево Зевса, несущее золотые плоды. Чтобы достать эти плоды, Гераклу пришлось убить змея. Так же поступает и древнеегипетский Нанеферкаптах, убивший «бессмертного змея», стража книги магических знаний. Это изображение находим мы и в Шумере.
По буддийской традиции, в Индии, Японии и Китае считается, что змеи Нага, символизирующие наводнение, «большую воду», также обитают в озере, преграждая путь к священному дереву. Вкусивший плодов с этого дерева получает «сверхъестественное зрение, ему открывается все прошлое».
Не составляют исключения и предания языческих славян: на острове Буян живет огненная змея Гарафена. Она хранительница мудрости и магических знаний. Лежит он под дубом, у липового куста.
Точно так же в древней Мексике путь к священному кактусу, растущему на берегу озера, преграждает бог вод и наводнения Тлалок, живущий в озере.
Так повсеместно змей, символ потопа, катастрофы, как бы преграждает путь к символу знаний — к священному дереву познания. Возможно, с этой символикой связано и то, что у ацтеков их утраченную прародину Тамоанман обозначало изображение сломанного дереза.
Однако, как мы видели из сообщений древних авторов (Абу Балкхи, Манефона, Иосифа Флавия, Страбона и других) явствует, что какую то часть знаний удалось спасти. Среди общей дикости и варварства их хранителями стали, очевидно, ограниченные, замкнутые группы людей. На Британских островах это были друиды, в Индии — брамины, в Египте — те, кого мы условно называем жрецами. Позднее, когда здесь возникло государство, они действительно составили в нем жреческое сословие, которое утверждало свое господство, пользуясь монополией знаний.
Много тысячелетий, из поколения в поколение, избранные передавали древние знания, хранимые в глубокой тайне. В одном из святилищ египетские жрецы показали Геродоту 341 статую верховных жрецов, последовательно сменявших друг друга. Нетрудно рассчитать, что для того, чтобы число статуй достигло этой цифры, жречество должно было бы существовать здесь не менее 10000 лет, иными словами — появиться где то сразу после катастрофы.
Можно предположить, что подобные группы хранителей прошлых знаний пытались ускорить медленный процесс эволюции человечества, сообщая людям те практические сведения, которые они могли воспринять. Память об этом мы находим у разных народов в форме воспоминаний о неких просветителях, появившихся неведомо откуда и принесших им знания.
Прежде всего, конечно, приходит на ум легендарный Прометей, научивший людей пользоваться огнем. Но Прометей был не одинок.
В Южной Америке первый инка, легендарный Манко Капак, прибывший из за моря, научил окрестные племена земледелию и ремеслам. Бог Бочикэ, явившийся с Востока в образе бородатого старца, принес людям календарь. Ицамна (Юкатан) или Саме (Южная Америка), прибывший также с востока, из за океана, научил их заниматься сельским хозяйством и скотоводством, делать мосты и рубить деревья. Он же, согласно преданиям, принес письменность.
Но над всеми этими фигурами просветителей возвышается герой мексиканского эпоса Кецалькоатль, пришелец с востока, принесший знания металлургии и сельского хозяйства.
Сообщения о подобных героях просветителях, принесших людям различные практические знания, находим мы и у народов Южной и Средней Азии. Вавилонский историк Бероз, наделяя фантастическими чертами некое существо по имени Оаннес, писал, что оно периодически являлось к людям и сообщало им много полезных сведений, Оаннес научил людей, по словам Бероза, «понимать письменность и обучил их различным искусствам. Он научил их строить города и сооружать хромы, составлять законы и объяснил им законы геометрических знаний».
Несколько любопытных деталей. Оаннес прибыл откуда то из за моря, он не мог есть ту пищу, которой питались остальные жители Шумера, и говорил на языке, которого никто не знал.
Раннехристианский апокриф «Книга Еноха» также содержит сведения о каких то существах, принесших людям знания. Автор этих записей называет их ангелами. «Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири и научил их видеть, что было позади их, Баракеал — наблюдению над звездами, Кокабел — знамениям, и Темлел научил наблюдению над звездами, и Асрадел научил движению Луны».
Жители острова Пасхи рассказывают о своем великом боге просветителе Маке Маке, обучившем их пользоваться рыболовными сетями. Маке Маке был королем островов Моту Марио Хива, погрузившихся на дно океана.
То, что эти, возможно, реально существовавшие люди были возведены в ранг богов, не должно удивлять нас. Истории известны факты подобного обожествления героев просветителей. Мореплаватель Кадм, например, привезший в Грецию письменность, был официально возведен в ранг полубога.
Во всяком случае, сведения о неких просветителях пришельцах — носителях знания — повсеместны.
Знания ниоткуда
Вникать в названия неизвестных книг;
Следить за именами; слог за слогом
Впивать слова чужого языка;
Угадывать великое в немногом…
В. Брюсов
На мысль о неких высоких познаниях, уцелевших после катастрофы, наводят и некоторые факты, относящиеся к первым из известных нам цивилизаций.
Астрономия и космогония. Майя не употребляли колеса, не изобрели гончарного круга, не были знакомы с железом, но зато им с удивительной точностью были известны периоды обращения небесных тел.
Время обращения Земли вокруг Солнца, согласно Григорианскому календарю, равняется 365,242500 суток. Майя считали этот период равным 365,242129 суток. В настоящее время с помощью точнейших астрономических приборов длительность года установлена разной 365,242198 суток.
Следовательно, вплоть до самого последнего времени цифра майя, совершенно не знавших ни телескопов, ни других приспособлений и аппаратуры, была самой точной!
Длительность лунного месяца была известна майя с точностью до 0,0004 дня.
Столь же внезапно появляющиеся высокие астрономические познания находим мы и в Шумере. Время обращения Луны было известно здесь с точностью до 0,4 секунды. Продолжительность года составляла 365 дней 6 часов и 11 минут, что отличается от длительности года, определяемой сегодня на основании точнейших научных данных, всего на 3 минуты. (Причем неизвестно еще, действительно ли это ошибка или такова была продолжительность года когда то, в то время, когда были проведены расчеты.)
Но кем могли быть проведены эти расчеты и когда?
Мы этого не знаем.
Точно так же, как не знаем, из какого источника греческий астроном Гиппарх, живший две тысячи лет назад, мог почерпнуть сведения о лунной орбите, которая оказалась известна ему с точностью до 1/100 градуса.
Очевидно, высокие эти познания своими корнями должны были уходить в весьма отдаленное прошлое. Действительно, на одной из глиняных табличек древнего Шумера были изображены рядом с Луной две звезды — альфа и бета из созвездия Близнецов. Судя по их расположению, изображение воспроизводило картину, отстоящую от нас на 6000 лет.
Согласно Диогену Лаэртскому, у египтян имелись записи 373 солнечных затмений и 832 лунных. Подсчеты показывают, чтобы получить это число затмений, наблюдения должны были вестись не менее 10000 лег. Некоторые историки астрономии относят время начала наблюдений еще дальше — за 15000 лет до н. э. Иными словами, к периоду, уходящему в прошлое за дату предполагаемой катастрофы. Есть данные, которые свидетельствуют и о более ранней исходной дате.
В то время, в которое живем мы с вами, в период весеннего равноденствия Солнце находится в созвездии Рыб. Два тысячелетия назад оно было в созвездии Овна, а еще раньше, в период раннего Шумера, — в созвездии Близнецов. Медленное движение звездного свода завершает полный цикл за 25920 лет. Эту цифру мы можем обнаружить в целом ряде шумерских текстов.
Среди астрономических фактов, необъяснимым образом оказавшихся изсестными людям до их открытия в более позднее время, есть и следующий.
В XVIII веке жил человек, известный нам больше как писатель, автор «Путешествий Гулливера» — Свифт. Этот человек очень интересовался древними учениями, старинными книгами и рукописями. Не из них ли почерпнул он сведения о двух спутниках Марса задолго до того, как появились достаточно мощные телескопы, в которые вообще можно было увидеть спутники планет Солнечной системы?
И только через 156 лет после того, как о них писал Свифт, спутники эти были открыты астрономами, причем данные о характере и времени их обращения, которые называл Свифт, очень близки к действительным.
В XVI и XVII веках европейская наука после длительного развития пришла к важным космологическим выводам. Научная истина с трудом пробивала себе путь. То там, то здесь на площадях городов вспыхивали костры инквизиции. 17 февраля 1600 года после восьмилетнего заточения был сожжен Джордано Бруно. Он был казнен только за то, что высказал мысль о бесконечности Вселенной и множественности обитаемых миров, подобных нашей Земле.
Но за тысячи лет до него эту же идею (и не в качестве предположения, а как непреложную истину) излагали тексты пирамид, священные книги древней Индии и Тибета. В одном из самых ранних текстов пирамид (1434б) высказывается идея бесконечности космоса. А в древней санскритской книге «Вишну Пуране» прямо говорится, что наша Земля лишь один из тысяч миллионов подобных ей обитаемых миров, находящихся во Вселенной. Согласно одному из тибетских текстов, «во Вселенной так много миров, что даже сам Будда не может сосчитать их». Как гласит буддийская традиция, «каждый из этих миров окружен оболочкой голубого воздуха или эфира».
Как сообщает археолог Дж. А. Массой, представление о том, что на далеких звездах живут существа, подобные людям, бытовало и в древнем Перу. Традиция эта, по его мнению, восходит еще к доинкскому периоду.
Ясно, что не из повседневной своей практики и не из тех знании; которые соответствовали уровню развития их общества, могли обрести древние эти сведения. Источник их, вероятнее всего, лежит где то вне рамок известных нам цивилизаций.
Другая группа фактов свидетельствует о весьма раннем и столь же необъяснимом появлении представления о форме Земли.
В 1633 году в «Зале пыток» члены священной инквизиции обвинили старца Галилея в том, что он утверждал, что Земля — шар, который вращается вокруг Солнца. В свое время подобное же обвинение нависало и над Колумбом. И он должен был быть благодарен судьбе, что вышел живым из рук трибунала. Трибунал этот, состоявший из светил тогдашнего университета в Саламанке, ставил своей целью карать всякого, кто хотя бы косвенно осмеливался утверждать, что Земля имеет форму шара.
И снова мы с удивлением убеждаемся, что те самые астрономические истины, к которым научная мысль пробивалась с таким трудом и жертвами, уже на самой заре истории человечества были записаны в священных текстах Индии, Египта и Америки.
По мнению ряда исследователей, египтянам, например, были хорошо известно, что Земля — шар, вращающийся в пространстве. Богиня Солнца говорит: «Смотри, земля передо мной, как коробка. Это значит, земли бога передо мной, как круглый мяч» («Лейденский демотический папирус»). Египтяне считали, что в своем движении Земля подчиняется тем же законам. что и другие планеты — Юпитер, Сатурн, Марс, Меркурий и Венера. А Солнце, которое более поздняя европейская наука почитала неподвижным, древние египетские тексты считали движущимся в пространства и называли «шаром, плывущим в недрах богини Нут» (в небе). Хотя у них не было ни астрономических инструментов, ни познаний, опираясь на которые они могли бы прийти к такому выводу.
Эти следы реальных астрономических представлений находим мы и в самых ранних из христианских текстов, где говорится, в частности, о Земле, висящей в пустоте, «ни на чем» (книга Иова, 25,7).
А вот что говорит «Каббала» («Книга Зохар»); «Вся обитаемая Земля вращается подобно кругу. Одни ее жители находятся внизу, другие — вверху. В то время как в одних районах Земли ночь, в других день, а когда в одних местах люди видят рассвет, в других спускаются сумерки». «Каббала» ссылается при этом на какие то древние книги.
Не из этих ли источников почерпнул свои сведения и Платон, говоривший о Земле, как о круглом теле, вращение которого является причиной смены дня и ночи?
Ацтеки, очевидно, также знали о движении планет и их шарообразности. Они изображали планеты в форме круглых предметов или мячей, которыми играли боги.
Неудивительно, что ряд более поздних открытий европейской астрономии делался не в небе, а… в манускриптах древних. Так, Коперник, который считается автором идеи вращения Земли вокруг Солнца, писал в предисловии к своим трудам, адресованном римскому папе, что идею о движении Земли он почерпнул у древних авторов.
Возможно, это были те же не дошедшие до нас сочинения, которые читал известный армянский ученый VII века А. Ширакаци. Он писал о шарообразности Земли, сравнивая ее с яйцом, где желток — это сама Земля, имеющая форму шара, а белок — окружающая ее атмосфера.
Истина о шарообразности Земли и небесных тел, доставшаяся древним в наследство от какого то далекого прошлого, была, как мы знаем, утрачена, а затем и забыта.
Очевидно, подобные потери были неизбежны: слишком уж опережали эти высокие познания общий уровень человеческих представлений. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Только в наше время наука пришла к выводу о вечности и неуничтожимости материи. Потребовалось бесчисленное количество экспериментальных работ, теоретических и философских обобщений многих поколений исследователей, прежде чем современная наука смогла прийти к этой мысли — к мысли, которая была известна, оказывается, задолго до начала нашей эры. «Халдейцы утверждают, — читаем мы у Диодора Сицилийского, — что материя мира вечна и что она как никогда не возникала, так никогда не подвергнется уничтожению».
Столь же необъяснимыми, внезапными и всеобщими являются и некоторые другие космологические представления древних. Таково, например, представление о самом начальном состоянии нашей планеты — до зарождения на ней жизни.
Языческие славяне считали, что некогда было только море, из которого затем появилась Земля. Такое же представление о первичных водах, некогда заполнявших мир, находим мы и у народов Сибири. «Ригведа» (Индия) также говорит, что мир произошел из воды, «из великой воды, которая заполняла Вселенную». Китайские рукописи утверждают, что в начале начал вся Земля была покрыта водой. Во всех египетских текстах тоже речь идет о Первичном океане, который покрывал мир и из которого впоследствии произошла жизнь.
А Библия? И там утверждается, что до возникновения жизни вся Земля была покрыта водой. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды».
Такое же представление бытовало и у индейцев обеих Америк. В священной книге «Пополь Вух» мы читаем: «Не было ни человека, ни животного, ни птиц, рыб, крабов, деревьев, камней, пещер, ущелий, трав, не было лесов; существовало только небо. Поверхность Земли тогда еще не появлялась. Было только холодное море и великое пространство небес».
Подобное представление о первичном состоянии нашей планеты было у шумеров, ассирийцев, майя, полинезийцев, хетов и в древнем Перу. Крайне маловероятно, чтобы такая единая космологическая концепция могла возникнуть в разных концах Земли сама по себе. Более вероятно предположить, как и в отношении других знаний, существование единого источника этих представлений.
В пользу такого предположения, кроме фактов, перечисленных выше, говорят и столь же многозначительные и не менее странные совладения, связанные с календарем. На Ближнем Востоке, в древнем Египте и Индии год подразделялся на 12 месяцев. Но почему подобное же деление года существовало и по другую сторону Атлантики, даже в Южной Америке?
При более подробном рассмотрении аналогия оказывается еще полнее.
У майя год состоял из 360 дней, к которым прибавлялось еще 5 несчастных или безымянных дней. В течение этих пяти дней не соблюдались законы, можно было не отдавать долг, обмануть и т. д. Точно такой же обычай существовал в древнем Египте, в Вавилоне и дальше на восток — в Индии.
Более, того, и в Европе и в древнем Перу новый год начинался в одно время — в сентябре.
Священные предания и мифы по обе стороны Атлантики утверждали, что время существования человечества делится на четыре эпохи, причем сейчас мир вступил в последнюю, IV эпоху. При этом каждая эпоха или период имеет свой цвет. Вот как представляли себе это различные народы:
НАРОДЫ |
ЭПОХИ |
I |
II |
III |
IV |
Греки |
Желтый |
Белый |
Красный |
Черный |
Кельты |
Белый |
Красный |
Желтый |
Черный |
Индусы |
Белый |
Желтый |
Красный |
Черный |
Майя |
Белый |
Желтый |
Красный |
Черный |
Таким образом, можно констатировать, что высказывается прискорбное единодушие в отношении последней эпохи, в которой находится человечество сейчас.
Мы видим, что перечень высоких познаний и перечень аналогий постоянно смыкаются. И это весьма многозначительно.
Вот, например, как рассказывает библейский текст о возникновении различных языков: «На всей земле был один язык — и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли на земле Сенинаар равнину и поселились там… И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес… И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык; и вот что начали они делать и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. Посему дано ему (этому городу) имя Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Более ранний источник (записи вавилонского жреца и историка Бероза) так повествует об этом событии: «Рассказывают, что первые люди, возгордившись своей силой и величием, стали презирать богов и считать себя выше их. Они построили высокую башню на том месте, где теперь находится Вавилон, Башня эта уже почти касалась небес, как вдруг ветры пришли на помощь богам и опрокинули сооружение на строителей его. Развалины получили название „Бабель“. До того времени люди говорили на одном языке, но боги заставили их говорить на разных наречиях».
А вот как трактует это же предание одна из тольтекских легенд (Мексика): «Когда после потопа немногие люди уцелели и после того, как они успели размножиться, они построили высокую башню… Но языки их вдруг смешались, они не смогли больше понимать друг друга и отправились жить в разные части Земли».
Подобные мифы имеются и у многих других народов Америки. Характерно тождество и в названиях этой башни. У иудеев она называлась Ба Бел (отсюда Вавилон), что в переводе означает «Ворота Бога». В некоторых преданиях, бытующих в Америке, башня эта называется точно так же: «Ворота Бога».
Утверждение, что некогда все люди говорили на одном языке, содержится не только в священных текстах Америки и Ближнего Востока. Эту мысль находим мы и в ракнеиндийских, и в буддийских текстах, и в древнем Египте.
В данном случае важна не степень истинности этого сообщения, которое на уровне сегодняшних знаний не может быть проверена. (Хотя именно это единство праязыка человечества утверждает известная теория академика Н. Я. Марра) В данном случае мы имеем в виду одно — подчеркнуть общность этих сообщений.
Очевидно, столь поразительные аналогии не могут быть объяснены простым совпадением.
«Мне представляется ясным, — писал в этой связи известный немецкий исследователь А. Гумбольт, — что памятники, методы подсчета времени, системы космогонии и многие мифы Америки, представляющие собой поразительные аналогии с идеями, имеющимися в Восточной Азии, указывают на древние связи, а не являются просто результатом общих условий, в которых находятся все нации на заре цивилизации».
Наличие каких то связей между очень отдаленными районами мира в самые древние периоды действительно становится все более очевидным. Эти контакты тянутся из Юго Восточной Азии через Тихий океан к американскому побережью, с берегов Европы — к Юкатану, из Индии — к Северной и Южной Америке. Именно этими ранними связями объясняются удивительные аналогии тех высоких познаний и представлений, которые находим мы у народов, удаленных друг от друга на многие десятки тысяч километров. Но сами эти контакты, свидетельствующие лишь о миграции представлений и движении идей, не указывают на сам первоисточник этих идей и представлений.
По мере того как наука накапливает все больше сведений и фактов о прошлом, мысль о существовании подобной працивилизации обретает новые и новые подтверждения.
«Археология и этнография последнего полувека, — констатирует один из современных исследователей, — выяснили, что древние цивилизации Старого Света Египет, Месопотамия, Крит и Греция, Индия и Китай — берут начало в единой основе и что это единство происхождения объясняет единство форм их мифологической и ритуальной структур».
География. Отмечая высокую точность некоторых из мореходных карт средневековья и их подобие друг другу, ряд исследователей высказывают мысль, что все они — не что иное, как копии некоего древнего не дошедшего до нас оригинала. На некоторых из этих карт видны довольно точные очертания земель и континентов, которые еще предстояло открыть и которые были открыты лишь несколько веков спустя. Авторы этих карт сами отмечали, что начертили их, копируя какие то древние карты, хранившиеся в Александрийской библиотеке или восходившие к временам Александра Македонского.
Так, турецкая карте Хаджи Ахмеда 1559 года дает очертания и береговую линию Северной и Южной Америки, на целых два века опережая путешественников и картографов, которые побывали в тех местах. По мнению советских востоковедов Л. Гумилева и Б. Кузнецова, сведения об Америке можно найти в тибетских текстах, относящихся к 1,5 тысячелетию до нашей эры.
Существует карта Антарктиды Оронтия Финауса, изготовленная в 1532 году. По крайней мере, два обстоятельства, связанные с ней, не укладываются в каноны общепринятых объяснений.
Во первых, контуры материка на карте Оронтия Финауса довольно близко воспроизводят те, которые мы видим на сегодняшней карте этому нет объяснений, поскольку известно, что плавания к берегам Антарктиды и нанесение на карту ее береговой линии состоялись значительно позднее, только в XIX веке.
И второе. Сравнивая эту карту с сегодняшней, мы видим на ней изображения рек и глубоких фиордов, в которые они впадают. Ни рек, ни фиордов в современной Антарктиде нет. Зато именно в местах, которые обозначены на этой карте как реки, сегодня находятся ледники, медленно сползающие в океан. Этот факт сразу отодвигает предполагаемое время составления карты далеко в прошлое, к тому времени, когда на месте ледников могли быть реки. Когда же могло это быть? Во всяком случае, никак не позже, чем 4000 лет до нашей эры, когда ледяной щит Антарктиды полностью покрыл этот континент.
Другое свидетельство. Известна карта Птолемея, на которой Северная Европа изображается покрытой какими то белыми зонами. Согласно современной реконструкции хода последнего оледенения, контуры этих зон накладываются на области распространения остатков ледника. Если нет, то картина, изображенная на карте Птолемея, относится к периоду не позднее 8 го тысячелетия до н. э.
Математика. К числу сведений, восходящих к весьма отдаленному прошлому, относятся, очевидно, и необъяснимо высокие познания древних в области математики, тоже не являвшиеся результатом их практической деятельности, которая была бы известна нам. Понятие «миллион» было принято в европейской математике только в XIX веке. Но оно было известно древним египтянам, которые имели даже специальный знак дня его обозначения.
Число «пи» известно в истории математики как «число Лудольфа» — голландского ученого XVII века, открывшего соотношение длины окружности к её диаметру. Однако в Москве в Музее изобразительных искусств имени Пушкина хранится египетский папирус, из которого явствует, что египтянам давно было известно число «пи».
Но оказывается, еще до египтян число это было известно в Шумере. Знали в Шумере и теорему, которую тысячу лет спустя открыл Пифагор. Ученые, жрецы и хранители знаний древнего Шумера решали сложные алгебраические задачи, квадратные уравнения с несколькими неизвестными, сложные задачи на сложные проценты и даже задачи, выходившие за пределы алгебры. Они предавались этим занятиям среди окружавшей дикости и варварства их эпохи. Писали они деревянными палочками на влажной глине, и то, что они делали, надолго опережало как практические потребности окружающей жизни, так и общий уровень знаний их эпохи. Мы снова видим высокие познания, появляющиеся как бы внезапно и на уровень которых человечество выходит только тысячелетия спустя. Достаточно сказать, что среди клинописных текстов, найденных в Шумере, содержится математический ряд, конечный итог которого выражается числом 195955200000000. Это было число, которым, по мнению специалистов, европейская наука не умела оперировать даже во времена Декарта и Лейбница.
Металлургия. Мы упоминали уже о неких просветителях, несших знания в самые отдаленные районы мира. Не в этом ли и разгадка странных черт бронзового века в Европе? Как известно, бронза представляет собой сплав меди и олова. Само собой разумеется, применение меди и олова раздельно должно было бы предшествовать появлению их сплава. Тысячелетия люди должны были бы пользоваться изделиями из меди, прежде чем открыть, что, добавив к меди 0.1 часть олова, можно получить сплав удивительной прочности.
Однако в Европе медного века фактически не было, изделия из меди чрезвычайно редки. Изделия из бронзы появляются здесь внезапно и распространяюся повсеместно.
Необъяснимо и то, что даже первые изделия из бронзы, по мнению ряда исследователей, свидетельствуют о высоком мастерстве их создателей, то есть не видно, чтобы люди овладевали этим искусством постепенно. Оно появляется сразу на высоком уровне, без каких бы то ни было предварительных этапов.
Как сообщает крупнейший исследователь культуры народов Америки Поль Риве, нечто подобное наблюдается и на территории Мексики. Производство бронзы появилось там сразу в развитой форме с множеством сложных технических приемов. Этапов предшествующего развития также не установлено. Такой же разительный пример можно привести с выплавкой железа. Между первыми случаями применения его и умением отливать в формы проходит целая эпоха, период в 1 2,5 тысячи лет. А в Юго Восточной Азии искусство отливки появляется сразу, внезапно, словно занесенное извне.
Не говорят ли эти сообщения о том, что люди не всегда учились искусству выплавки и обработки металлов, а иногда получали его в готовом виде? Есть и другие факты, подтверждающие это предположение.
Один из них — поразительное сходство различных предметов и оружия из бронзы, обнаруженных археологами на территории всей Европы. Изделия являются до такой степени копией друг друга, что, по мнению некоторых исследователей, можно было бы подумать, что все они вышли из одной мастерской.
Свидетельством того, что искусство выплавки бронзы было, возможно, привнесено извне, а не возникло в результате повседневной практики и случайных открытий, служит и то, что наиболее развитые цивилизации — египетская и месолотамская, явившиеся пионерами применения бронзы, сами были лишены необходимого сырья. Отсюда снаряжались экспедиции в самые отдаленные земли: за оловом ехали на Кавказ или на Пиренейский полуостров. Это были ближайшие месторождения олова. А еще дальше, к северу, лежали богатые оловом Британские острова, которые финикийцы так и называли «Оловянные острова».
Возможно, сведения о бронзе были частью уцелевших знаний, которые долгое время были монополией замкнутых групп посвященных. Не случайно в Европе и на других территориях производство и обработка металлов долгое время считались областью тайных знаний — магией. В старославянских представлениях, например, кузнец выступает обычно в качестве колдуна, человека, обладающего какими то тайными знаниями.
Известный археолог Дж. А. Массой сообщает, ссылаясь на точный анализ находки, что на Перуанском нагорье им были обнаружены древние украшения, отлитые из платины. Однако платина плавится при температура 1730°, для выплавки ее нужна технология, близкая к современной.
До последнего времени началом эпохи электричества было принято считать 1786 год, когда Луиджи Гальвани произвел свои знаменитые опыты. Некоторые археологические открытия заставляют, однако, усомниться в этом. Во время раскопок у берегов Тигра в развалинах античного города Селевкия археологи обнаружили небольшие глазурованные глиняные сосуды высотой около 10 сантиметров. В них находились железные стержни и запаянные медные цилиндры, судя по внешнему виду, разъеденные кислотой. Это была не первая подобная находка, и было высказано предположение, что эти непонятные сосуды являются своего рода гальваническими элементами.
Когда после тщательного исследования попытались восстановить эти элементы в их первоначальном виде, они дали ток!
Не кроется ли в этом открытии разгадка искусства шумерских ювелиров, умевших покрывать серебряные изделия тончайшим слоем золота? Но в таком случае следует допустить, что уже тогда, на самой заре человеческой культуры, была известна гальваностегия. Во всяком случае, иного объяснения этого высокого искусства дреених шумеров у нас нет.
Предположение это, каким бы невероятным ни казалось оно вчера, сегодня получило, как мы видим, археологическое подтверждение.
Но тогда мы можем упомянуть и о другом факте, также не имевшем до последнего времени объяснения. В Китае есть гробница известного полководца Чжоу Чжу (265 316 гг. н. э.). Когда был проведен спектральный анализ некоторых элементов орнамента этой гробницы, результат оказался настолько неожиданным, что анализ был повторам несколько раз. Но ошибки не было. Орнамент состоял из сплава, 10% которого составляла медь, 5% — магний и 85% — алюминий.
Последнее было самым невероятным. Первый алюминий, как известно, был получен только в 1808 году, когда для этого был применен электролиз. Электролиз остается до сих пор основным способом получения алюминия. Значит, мы должны предположить одно из двух. Или 1600 лет назад был известен другой способ получения алюминия, о котором ничего не знает и над которым безуспешно бьется современная наука, или тогда уже какая то ограниченная группа людей знала о явлении электролиза. О возможности последнего предположения говорит новейшее открытие, установившее, что еще в Шумере были известны «гальванические элементы».
Медицина. Вакцинация оспы была открыта европейской наукой только в самом конце XVIII — начале XIX века. Но она была хорошо известна древним. Вот как описывается прививка оспы в одной из древнейших санскритских книг «Сактайа Грантхам»: «Возьмите на кончик ножа содержимое гнойника, введите его в руку человека и смешайте с его кровью. Начнется лихорадка, но болезнь пройдет очень легко и не может внушать никаких опасений».
Многие медицинские познания прошлого, сохранившиеся в алхимических текстах, магиях и у так называемых отсталых племен, до сих пор еще не раскрыты медицинской наукой.
В «Вечерней Москве» от 17 июля 1963 года в краткой заметке «Великий инстинкт» рассказывалось, как в одном доме росли собака и кошка, которые очень подружились. У кошки родился котенок, но через несколько дней она случайно погибла. Тогда заботу о слепом котенке взяла на себя собака. Она старательно ухаживала за ним, а через несколько дней у собаки появилось молоко, которым и был выкормлен котенок! Этот случай — совершенно беспримерный с точки зрения физиологии. Механизм его пока неизвестен современной науке.
Однако это было, очевидно, известно в древности. Этнографы сообщают странную вещь. У ирокезов, эскимосов и маори в Новой Зеландии распространен следующий обычай. Когда родится ребенок, матери, молодые и работоспособные женщины, не выкармливают его сами, а, как правило, тут же передают на руки бабушек. Шаман, выступающий в роли племенного лекаря, изготовляет некое снадобье, после которого у этих пожилых и даже старых женщин внезапно появляется грудное молоко.
Другой пример можно привести с «напитком забвения». Известно, что после сильного нервного потрясения или болезни у человека может произойти полная потеря памяти. Такой человек не знает уже ни своего имени, ни прошлого, он не узнает родных. Подобный случай отображен в прекрасном итальянском фильме «Столь долгое отсутствие», шедшем на наших экранах. Это явление только изучается современной наукой. Но, согласно многим сообщениям, о нем знали в прошлом. Речь идет об известном алхимикам «напитке забвения», который приводил к полной потере памяти. Рецепт его был утрачен только в средние века.
Строительство. Можно назвать ряд сложных сооружений древности, строительство которых требовало глубоких инженерных знаний и которые остаются неповторимыми.
Мы говорили уже о Тиахуанаку, городе в Андах. Он построен из огромных каменных блоков. Вес отдельных из них достигает 200 тонн. Причем ближайшее расположение залежей подобной породы находится на расстоянии не менее 5 километров.
Как передвигали такие глыбы на значительные расстояния люди, на знавшие колеса?
В 1961 году в «Правде» сообщалось: «Вчера в Москву прибыл необычный состав. Со станции Кудашевка на особой, 16 осной платформе доставлен огромный монолит для памятника Карлу Марксу, который будет воздвигнут на площади им. Свердлова. Транспортировка казенной глыбы, вес которой достигает 200 тонн, представляла сложную задачу…» Сложную для современной техники!
Тиахуанаку — не единственное место на земном шаре, где имеются подобные сооружения. Среди развалин города Баальбек (на территории теперешней Сирии) есть постройка, вec отдельных монолитных частей которой достигает 1200 тонн. В Индии до сих пор существует храм «Черная пагода». Храм этот высотой в 75 метров венчала крыша из тщательно обработанной каменной плиты весом более 2000 тонн! Как утверждают специалисты, современная строительная техника не может перемещать подобные тяжести не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении. Вес этой крыши в 10 раз превышает возможности самых мощных существующих ныне подъемных кранов.
Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был Александрийский маяк. Он был построен по приказу Птолемея Филадельфа (III век до н. э.). Это было огромное беломраморное сооружение, которое возвышалось на 150 200 метров над голубыми водами моря. Огромное подвижное зеркало отражало огонь, и свет маяка можно было видеть на расстоянии до десятков километров. Много легенд ходило об этом маяке. Арабы, завоевавшие Египет в VII веке н.э., рассказывали, будто это сферическое зеркало можно было поставить под таким углом, что оно собирало в пучок солнечные лучи и могло зажигать корабли, находившиеся в море.
Название острова Фарос, на котором находился Александрийский маяк, вошло во все европейские языки. Фарос теперь означает просто «маяк». От него же происходит известное нам слово «фара» — фара паровоза, фара автомобиля.
Мы никогда не узнали бы имени архитектора этого удивительного сооружения, если бы не его остроумие и дерзость. Когда сооружение маяка подходило к концу, фараон велел на одной из мраморных плит выбить надпись: ЦАРЬ ПТОЛЕМЕЙ — БОГАМ СПАСИТЕЛЯМ НА БЛАГО МОРЕПЛАВАТЕЛЯМ.
Распоряжение это было выполнено. Фараон осмотрел маяк, надпись и остался очень доволен. Теперь о нем, Птолемее, люди будут помнить и говорить многие сотни лет.
Но прошли годы, надпись потрескалась и обвалилась. Оказалось, архитектор сделал ее не на мраморе, а на застывшей извести, покрытой мраморной пылью. И тогда то из под обвалившейся надписи выступили на свет гордые и дерзкие слова, глубоко врезанные в мрамор: СОСТРАТУС ИЗ ГОРОДА КНИДА, СЫН ДЕКСИПЛИАНА — БОГАМ СПАСИТЕЛЯМ НА БЛАГО МОРЕПЛАВАТЕЛЯМ.
Стоит рассказать и о том, как это огромное сооружение прекратило свое существование. Порт Александрия был величайшим и сильнейшим соперником Константинополя. Особым преимуществом Александрии был ее маяк. Испробовав все средства борьбы, христианский император в Константинополе решился на чисто византийскую хитрость. Мы говорили уже, что Египет и Александрию к тому времени захватили арабы. Император направил ко двору халифа Али Валида своего посла. Перед отъездом посол получил устные и совершенно секретные инструкции от самого императора.
Вскоре по прибытии ко двору халифа посол через подставных лиц начал распускать слухи о том, что в основании маяка фараонами были якобы зарыты несметные сокровища. Слух этот доходил то до одного высокопоставленного чиновника, то до другого, и каждый спешил шепнуть об этом халифу. Халиф долго крепился, но в конце концов повелел разобрать маяк.
Начались работы. Маяк был разобран почти до половины, прежде чем халиф заподозрил обман. Спохватившись, он приказал восстановить башню, но это оказалось невозможным. Не нашлось людей, достаточно знакомых с расчетами. В довершение всего огромное зеркало уронили, и оно разбилось на мельчайшие куски. Теперь ничто уже не указывало кораблям путь в газань.
В таком полуразобранном виде простоял маяк до XIV века, когда был окончательно разрушен землетрясением. Никто так и не смог восстановить его, потому что люди не обладали уже теми знаниями, которые имели в прошлом. Согласно дошедшим до нас свидетельствам, маяк этот был с шестидесятиэтажный дом! Только в нашем веке человечество накопило достаточно инженерных знаний, чтобы возводить такие сооружения. И то при постройке подобных небоскребов используется стальной каркас — скелет всего здания, которым не пользовались строители Александрийского маяка.
Перечень высоких познаний, которыми обладали древние, можно было бы продолжить.
Необъяснимость появления большинства из них заставляет предположить, что это остатки знаний, накопленных людьми еще до катастрофы, которую египетская традиция называла «уничтожением человечества».
Где же искать колыбель этой предполагаемой працивилизации? Время и стихии сделали все, чтобы сегодня мы не могли ответить на этот вопрос. Но стоит ли удивляться этому, если события куда более близкой нам исторической действительности оказываются иногда забыты и знания о них потеряны. От целых народов и царств не остается порой ничего, кроме имени, случайно упомянутого в каком либо из древних текстов.
То, что осталось по другую сторону черты, проведенной катастрофой, остается скрытым от наших глаз. Лишь косвенные сведения, правда, достаточно многозначительные, дают нам право полагать, что там существовало нечто более высокого порядка, чем облаченный в шкуры охотник на мамонтов.
Искать колыбель этой предполагаемой цивилизации тем более сложно, что за тысячелетия, отделяющие нас от возможного времени его существования, многие участки суши погрузились на дно океанов и морей. Такие исчезнувшие территории, занимавшие, очевидно, обширные пространства, еще на памяти человечества существовали, например, в Атлантике. Так, о какой то суше, расположенной в Атлантическом океане, писал Платон. По его славам, этот огромный остров «осел от землетрясения и оставил после себя непроходимый ил, препятствующий пловцам проникать отсюда во внешнее море, так что идти дальше они не могут». При этом Платон ссылается на греческого философа Солона, который побывал в Египте и получил эти сведения от египетских жрецов.
Греческий философ Крантор из города Соли (310 г. до н. э.), принадлежавший к первой академии платонистов, во время посещения Египта видел колонну, на которой была записана история огромного острова, затонувшего в Атлантическом океане.
Ряд современных исследователей связывают погружение суши в Атлантике с неким катаклизмом, возможно, связанным с теми катастрофическими событиями, о которых идет речь в этой книге. Очевидно, уже в историческое время в районе Атлантики происходили последовательные погружения каких то остатков суши. Это подтверждается и тем, что многие древние историки и географы упоминают не об одном острове, а об обширных островах Кронос, Посейдонос и других на восток от Геркулесовых Столбов, которые постепенно тоже опустились в океан.
Сообщения о неких землях, погрузившихся на морское дно, находим мы и у народов Тихого океана. Так, по преданиям жителей островов, расположенных к юго западу от Новой Зеландии, в древности океаном были поглощены земли Ка хоупо о Кане (Тело бога Кане). В полинезийских мифах часто упоминается какая то «Великая эемля». Жители Пасхи говорят о погрузиашихся на дно океана землях Моту Марио Хива.
Эти сведения подтверждаются и археологическими находками. Возле острова Понапе (Каролинские острова) обнаружены, например, остатки обширного города, наполовину погруженного в море. Так же как и в Атлантике, погружение суши в Тихом океане происходило, очевидно, в течение длительного времени.
Есть сообщения и о какой то суше, исчезнувшей в Индийском океане. Так, у античных авторов можно прочесть о некоей сухопутной перемычке, соединявшей когда то Индию и Африку. О каком то большом острова в Индийском океане, расположенном южнее экватора, писал Плиний. Об остатках суши в Индийском океане упоминали еще средневековые арабские историки.
Эти свидетельства находят подтверждения и в находках последних лет. Так, ряд лингвистов обнаружили сходство дравидийских языков Южной Индии и Восточной Африки. Флора и фауна этих мест также свидетельствует в пользу существования здесь некогда обширных районоа суши. На Мадагаскаре насчитывается десять видов лемуров, которые, кроме Африки, существуют только в Индии. Но, как известно, лемуры не умеют плавать и не могли пересечь океан. 26 видов растений, которые можно найти на Мадагаскара, произрастают еще только в одном районе мира — в Южной Азии, но отсутствуют в ближайшей к Мадагаскару Африке. А девять других растений Мадагаскара имеются только в Полинезии, удаленной на многие тысячи километров от океана.
Смутные воспоминания о суше среди Индийского океана, о легендарном материке Лемурии можно найти и в исторических традициях народов Южной Индии, «Тамилахам, или родина тамилов, — сообщает один из индийских историков, — в отдаленном прошлом находилась в южном районе большого острова Навалам, который был одной из первых земель, появившихся возле экватора. Туда же входила и Лемурия, этот погибший континент, бывший колыбелью человеческой цивилизации».
У нас нет достаточно данных, чтобы утверждать, что наиболее вероятной областью предполагаемой исходной цивилизации был именно этот район, а не Атлантика или, скажем, не Тихий океан с его опустившейся сушей, неразгаданными письменами, странными статуями и не менее странными мифами.
Высокие познания, попавшие в руки древних, были переданы им в конвертах без обратного адреса. А может, просто все это слишком удалено от нас, и поэтому мы не можем ни рассмотреть стершиеся надписи, ни прочесть размытых временем строк.
И еще одно обстоятельство, заслуживающее того, чтобы быть оговоренным. Если события, описываемые в этой книге, действительно имели место и человечеству буквально на руинах удалось снова воздвигнуть свою цивилизацию, то трудно найти более убедительное свидетельство неодолимости исторического процесса. Той самой неодолимости, о которой убедительно писал в свое время К. Маркс.
Вот почему, если гипотеза, приводимая здесь, рано или поздно окажется доказанной, прогрессивная наука обретет еще один довод а противовес буржуазным концепциям случайности эволюции, цикличности развития или даже прекращения прогресса.
Источник: n-bitva.narod.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
большинство ныне пишущих - читало это произведение. для многих оно стало толчком к самостоятельным и не очень - поискам...ну а кто что нашел, и как это промудроумствовал...это уже на их, так сказать, совести.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 339
Рейтинг поста:
Есть что-то общее:
...согласно некоторым славянским религиозным традициям, 150 тыс. лет назад у Земли было две луны – первая Леля (с периодом обращения вокруг Земли 7 дней – неделя), вторая Месяц (29,5 дней). А 143 тыс. лет назад к ним искусственно была присоединена и третья луна – Фатта. Её положение – между путями Лели и Месяца, с периодом обращения вокруг Земли в 13 дней [1685]. Около 110 тыс. лет назад луна Леля была разрушена как оплот Кощеев – людей, замышлявших разрушить Землю. А 13 тыс. лет назад Атланты разрушили и луну Фатту, осколки её упали на Землю, сместив ось вращения на 30 градусов.