Когда мозг не думает? Почему мы говорим с собой? Как избавиться от информационной интоксикации? Рассказывает доктор Андрей Курпатов – президент Высшей школы методологии.
Мы до сих пор не умеем измерять эффективность мышления
Мышление – наш самый главный ресурс.
Ирония состоит в том, что наука, для которой мышление должно быть очень важной вещью, не имеет ни одного теста, который позволяет определить эффективность вашего мышления.
Тест IQ помогает вам определить, как человек решает данные головоломки. Но при корректной формулировке дикари, живущие в тропиках, решают задачи лучше выпускников Гарварда.
Если понимать под мышлением эффективность решения задач, то выясняется, что самым эффективным тестом является «маршмеллоу-тест»: когда ребенок должен потерпеть 20 минут и не есть зефирку, потому что ему тогда принесут вторую. Это самый эффективный показатель — умение просто сдерживать свои порывы ради будущей выгоды.
Три главных характеристики сознания
Философия, религия и психология прошлого заставляли нас идентифицироваться с собственным сознанием. И мы думаем, что наше сознание – это и есть мышление.
Вот что на самом деле представляет собой сознание:
Во-первых, оно не многозадачно: вы можете решать только одну задачу в единицу времени.
Во-вторых, решая эту задачу, вы оперируете всего тремя аспектами ситуации, тремя интеллектуальными объектами.
В-третьих, продолжительность вашей сознательной мысли — 3 секунды.
Всего одна задача, три объекта и три секунды!
Ощущение, что вы находитесь в потоке сознания, определяется только «склейками», специфическим механизмом мозга. Это чудо монтажа!
Когда мозг ничем не занят, он наиболее активен
Большинство интеллектуальных задач – речь, внимание, координация, поведение – мозг решает неосознанно.
В 1997 Гордон Шульман сделал исследование, которое не принял ни один научный журнал: он выяснил, что в состоянии покоя наш значительно мозг более активен и деятелен, нежели когда мы решаем сознательные задачи.
С 2001 года – это самое перспективное направление психологических исследований. После того, как в 2001 году исследовательская группа Cтэнфордского университета под руководством Маркуса Рейчла опубликовала свою теорию дефолт-системы мозга.
Теперь мы теперь совершенно иначе смотрим на мозг и представляем, что с нами происходит.
«Блуждая» в мыслях, мы думаем о своих обязательствах
Есть основные системы работы мозга:
Система, которая отвечает за то, что вы удерживаете внимание и концентрируетесь.
Система, которая отвечает за познание – обработку информации.
Дефолт-система в разы больше в объемах, чем эти сознательные центры мозга.
Это огромный нейрофизиологический паттерн, который работает в тот момент, когда вы как бы ничего не думаете, ничего не делаете сознательно.
Когда вас кто-то из домочадцев спрашивает «О чем задумался?», а вы так — «Ну, в общем, ни о чем». Вот в этом состоянии «ни о чем» мы проводим 46% сознательного времени. Половину жизни мы, как это называется теперь в новой терминологии — «блуждаем».
Как говорит автор концепции дефолт-системы мозга Маркус Рейчл, в эти моменты человеческий мозг отправляется в рассуждения о социальных отношениях. Когда вы «блуждаете», вы просто думаете о других людях: о своих обязательствах, о конфликтных ситуациях с ними, про свои ожидания от них.
«Блуждать» в мыслях нас приучила жизнь в стае
Дефолт-система, которая у нас включается в состоянии условного покоя, у животных является первоочередной.
Жить в стае — не сахар, а мы с вами — стайные животные. Если животное находится в стае, оно вынуждено постоянно отслеживать поведение всех остальных членов группы. Тут не туда зашел — тебе дали по башке. Здесь не то взял — тебе опять дали.
Но если животное считывает невербальные сигналы — длину клыков, количество пищи, куда она передвинулась и так далее — то мы с вами используем язык: превращаем других людей в сложные интеллектуальные модели, которые живут в нашей голове.
Эти интеллектуальные модели там живы: у них есть смысл, у них есть сущность, они представляют собой целостный нарратив. Вы можете взять и рассказать про своего ребенка или партнера целую историю.
Мы воспринимаем деловые проблемы живыми существами
Теперь представьте свою интеллектуальную работу, связанную с профессиональной деятельностью.
Представьте, что вы пользуетесь такими понятиями как «кассовые разрывы», «портфели», «ВВП», «инфляция», «программное обеспечение», «искусственный интеллект» и так далее: это тоже какие-то сущности, представляющие собой целостный нарратив. У вас в голове живые существа – то, чем вы занимаетесь. И они точно также крутятся в голове, когда вы решаете задачу, будучи просто озадачены соответствующим вопросом.
Дефолт-система научилась создавать эти виртуальные сущности внутри вашей головы, сложные интеллектуальные объекты, и крутить их.
«Сервер» внутри нашей головы может обрабатывать лишь 200 объектов одновременно
Как мы этому научились? До 25 лет мы учимся строить максимально сложные модели других людей.
Максимальная сложность, которую наша дефолт-система научилась разворачивать — это порядка 200 интеллектуальных объектов одновременно в нашей голове.
Это 200 сложных интеллектуальных объектов, которых вы можете «кружить» внутри собственной головы не сознательно, а просто будучи озадачены соответствующим вопросом. Но на самом деле максимум, который мы можем собрать — это 25 сложных интеллектуальных объектов, имеющих сущности и представляющих собой нарратив, сложенный у вас в единый образ.
И 3 простых интеллектуальных объекта, которые вы используете, рассуждая сознательно — вот она разница! Вот тот «сервер» внутри головы, который мы должны максимально освоить.
На самом деле мы дико тупые, если мозг не тренировать
К счастью, мы сейчас начали понимать, как машинка мышления работает.
Она ограниченная: мы с вами дико тупые, правда. У нас очень плохие мозги.
Вам все рассказывают сказки, что там всё дико сложно… Но правда состоит в том, что в целом это аппарат так себе, если этот аппарат не тренировать. Если нас в соответствующую культуру не поместить, к сожалению, мы будем просто homo, без приставки sapiens.
И ужас состоит в том, что эта приставка сейчас начинает исчезать.
Главная болезнь современного общества – информационная псевдодебильность
Информационная псевдодебильность — это не болезнь, это не психическое расстройство. Это интеллектуальное состояние людей, когда они не могут собрать сложные интеллектуальные объекты.
Наше общество стало производить умных глупцов. Люди про всё знают, про всё имеют мнение. Личное мнение — это просто какая-то новая икона. При этом критическое мышление, способность системного мышления, к сожалению, вообще отсутствует.
Три причины информационной псевдодебильности
Почему так происходит?
Во-первых — фундаментальная информационная зависимость.
Мы все находимся на гигантском информационном крючке: всё, что мы делаем – бесконечно потребляем информацию.
Когда включается сеть, отвечающая за потребление информации, дефолт-система мозга выключается: они антагонисты. В тот момент, когда вы потребляете информацию, ваш мозг перестает складывать сложные интеллектуальные объекты: он просто распознает образы и получает от этого удовольствие. Собственно говоря, это два противоположных процесса: или думаем и тренируем мозг, или потребляем информацию.
Вторая причина — жизнь стала очень безопасной.
Мы никогда не жили в таком безопасном мире. Соответственно, образ будущего сложно сформировать, амбиции сложно сформировать, развлечения и сексуальность абсолютно доступны. То есть мы получаем общество, у которого нет мотивации что-либо делать, но всегда есть альтернатива.
Сейчас стало модно говорить про прокрастинацию. Это просто модное слово – за этим нет никакого особого состояния. Мозг становится неспособен организовать деятельность, если у него нет плана и цели.
Третья вещь — это информационная интоксикация.
То количество информации, которое мы потребляем, замусоривает наше внутреннее пространство. У нас просто нет сил на коммуникацию с другими людьми.
Раньше информация была недоступна, она была распределена между разными людьми. И если вы хотели, чтобы кто-то с вами поделился информацией — вы должны были формировать его лояльность, давать ему ощущение понимания. Сейчас информация стала абсолютно доступной: мне никто не нужен, чтобы узнать ответ на любой вопрос. Зачем я буду напрягаться, чтобы строить внутри головы сложный интеллектуальный объект этого странного человека с его заморочками, тараканами, переживания, желаниями?
Самое ужасное, что в этот момент не тренируется система мозга, отвечающая впоследствии за мышление. И как люди, с которым мы взаимодействуем, стали двухмерными, картонными, так и мысли, которые мы начинаем думать, становятся всё более плоскими, все более примитивными.
Что делать?
Мы – есть наш мозг. А он ленивый и не хочет нагрузки. Его можно только заставлять работать.
Научите ваш мозг получать удовольствие от сложности.
Я думаю, что это единственный вариант, который позволит сохранить приставку sapiens к этому обезьяньему определению homo.
Андрей Курпатов, Президент ВШМ. Врач-психотерапевт, автор более 100 научных работ по психиатрии, психотерапии, психологии, философии и методологии.
Источник
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
Ну как конструктор вам скажу, вы не совсем правы. Медсестра, возможно, если она не хочет дальше учиться на доктора, то она уже или проиграла своё соревнование, либо наоборот видит кайф в помощи (хотя это не частый случай, скорее утопический, и без подпитки, скажем из христианских убеждений или другой промытости мозгов маловероятно, хотя и случаются люди не от мира сего, но я знаю медсестёр, которые не любят свою работу как здесь, так и за рубежом, для них это просто работа) Ну в пику можно привести профессию ассенизатора. Ну сложно представить человека с детства мечтавшего возить мусор. Да исоревноваться в принципе не с кем) У геологов есть соревновательность, кто первый найдёт залежи, там этого выше крыши. Да и у конструкторов, даже в советские времена давали одну задачу нескольким КБ, да и в рамках отдела, каждый пытается предложить наиболее рациональное решение, а кто не шурупит, пшёл вон). Даже художники пытаются что-то превзойти, кого-то удивить. Так вот люди чисто творческих профессий, где нет чётких границ оценки труда, пострадают от попыток всё зарегламентировать и проставить оценки там, где их в принципе определить точно невозможно. Кому-то нравится эксперссионизм, кому-то ренессанс.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Я прекрасно знаю и понимаю все изъяны современного образования в России, с жирной запятой что на Западе дела намного намного хуже. У меня у самого множество личных мнений насчёт возможных улучшений.
Но то что предлагаете вы, это безумие которое человечество исторически уже проходило, и не раз. Конец этому известен.
Этим можно и нужно воспользоваться. Но вы стремитесь "снять сливки" только талантливых, притом только тех талантов которые нравятся лично вам, а остальных выбросить на помойку, изрядно перед этим над ними поиздевавшись. Это идиотизм. Вы думаете что уничтоженный и выброшенный человек не будет работать против самого устройства государства?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 281
Рейтинг поста:
Прекратите врать, как раз осовремененная школа и похоже на вашего рабовладельца. Я пытаюсь побудить у человека внутренние стимулы, для внутренней работы над собой.Человеческая природа такова что ваши высшие стимулы для большинства людей пустые слова, они могут это говорить, но внутри эгоистичные обезьяны. Но для большинства людей существует стимул быть первым, давайте воспользуемся им.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Иначе вырастит житное говно
Дисциплина отличается от безжалостности тем что под первым вольный человек работает над собой а под втором вольный человек уничтожается и создаётся биоробот.
Вы даже разницу не понимаете.
Дисциплина обязательно должна сопровождаться состраднием, иначе она будет неизбежно выливаться в садизм и безжалостность сущую фашистским нацбатальйонам и зондеркомандам. Разница наших солдат и Американских налицо.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 281
Рейтинг поста:
Вы в своём репертуаре, и опять не по делу. Вы произнесли слова дисциплина, но как вы её добьетесь. Я предпочитаю самодисциплину,для этого нужно поставить человека в такое положения чтобы у него не было выбора, нужно дать ему цель.
Иначе вырастит житное говно
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Вы путаете "индивидуальный подход" с нянчиванием. Нет, распознание таланта и определение налучшего ремесла для человека это разумное использование ресурсов государством, что никак не обозначает что всех надо лелеять, обнимать и прощать.
В армии тоже, кстати, индивидуальный подход - или думаете что жребием решается кто стрелок, кто механик-водитель а кто командир? Бред какой-то.
берет свои хотелки под контроль.Не хотят соревноваться, рабочих профессий много
Воля развивается в дисциплине, жертвованием сиюминутных хотелок ради чего-то вышего, а не в карьере под кнутом рабовладельца - это как раз то что волю уничтожает.
Есть огромное количество профессий которые ну просто никак не подходят под модель соревнования. Медсестра, например, геолог, конструктор. Они должны в первую очередь обожать свою работу и делать её качественно.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 281
Рейтинг поста:
Ну а что вы сейчас получаете, вы совсем ослепли, как и раз и получается толпа эгоистических роботов.Попробуйте это опровергнуть , имена такая толпа и развалила СССР.Так что роботов вы загнули, цель развить волю.Воля развивается только тогда когда человек делает то что ему не хочется,
берет свои хотелки под контроль.Не хотят соревноваться, рабочих профессий много
Да здесь насилия, без него не как, любой родитель знает что стоит только позволить сесть на шею своим дитятке и пиши пропала. Что мало семей где 30 летний дебил живёт на пенсию родителей, так что я ещё за телесные наказание выступаю , публичные перед всей школой
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Высшая форма учения любовь и дисциплина.
Безжалостность, это тупиковая ветка ненависти и самоуничтожения, как нам наглядно показал Третий Рейх и современные США.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
Ну не с первого же класса, можно поломать психику, не все воины по рождению. Всё индивидуально. Если есть задатки, отдайте в физ.мат. или спорт школу или военное училище наконец. Всех под одну гребёнку чесать зачем? Некоторые не хотят соревноваться, им это противопоказано, в этом есть определённое насилие, противопоставление и можно наштамповать эгоистичных роботов, вы тоже не глупый, и знаете, что есть как минимум два путя достижения цели.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 281
Рейтинг поста:
Это просто отговорки, как говорилась в одном фильме дырка в заднице как и оправдание есть у каждого. Перед ними цель, пусть включают волю и преодолевают эти трудности, да не равные условия, это факт.Но пусть преодолевают, включают внутренние ресурсы. Вы человек не глупый и прекрасно понимаете что даже если включить элементы соревновательной системы ,мы получим через поколения совершено новых людей.Но я считаю что высшее проявлении любви это безжалостность, только она способна выявить все возможности человеческого разума. Насчет девочек и мальчиков, они будут учиться отдельно.
Ну вы даете, школа занимается как раз этим,она не чего не образовывает.Она не создает стимулы, вот как раз то что вы описываете и происходит.Тот кто имеет что-та, учиться, кто не имеет тот просто плывёт по течению, наша задача создать стимулы для вторых. Так что вы заблуждаетесь.Ну посмотрите, мы будем считать общею сумму балов, и не только оценки, скажем ученик самостоятельна изучил иностранный язык, он не входит в программу, он сдает экзамен и получает дополнительную большую сумму балов.Он знает что его судьба будет зависит от этой суммы, он будет ночами учить этот язык,прилагать усилия и волю. Или турнир по шахматам межшкольный, победитель получает подобный бонус, он тоже хочет набрать максимально количество очков,но к языкам таланта нет, он будет прилагать усилия.Но или например турнир по запоминанию числа П, побеждает тот кто назовет больше цифр после тройки, на сегодня мировой рекорд 8000 цифр Не говоря а том что человеку свойственно всегда стремиться быть первым.Это создаст стимулы к самостоятельной работе, на грани возможно, разовьет мозг и интеллект.Кто не проявит усилия добро пожаловать в КАМАЗ Но и водилы будут тоже специфические,сообразительные солдаты тоже не лишние
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Уберите свой фашизм куда-нибудь подальше, одной Украины нам хватит.
Смешно что вы так обижаетесь на слово "фашизм" а потом так наглядно демонстрируете свой внутренний мир.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
А вы не в курсе, о разнице в скорости развития, втч у мальчиков и девочек? Многие до пятого класса учатся хорошо, а потом затык, гормоны всякие включаются, проблемы в семье, а кто-то в девятом только разгоняться начинает. Умственные способности, это не только работа мозга, результаты складываются из множества факторов, таких как давление на школьника учителей (личная неприязнь), тоже со стороны сверстников, ситуация в семье, дворе. Человек может учиться на одни двойки, но быть прекрасным художником. Школа должна раскрывать таланты, а не по камазам и заводам распихивать "бракованных" и дотюканных до нужных кондиций детей.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 281
Рейтинг поста:
Да человек конечно со званиями, философ, что та подобное я тоже говорил, но шёл дальше, предлагал создавать в школе соревновательный систему, хорошие оценки получают не только знающие, а лучшее. Скажем контрольная, оценка баллами, пять получают пять первых человек которые наберут наивысшее количество балов. Все баллы начиная с первого класса суммируют, и на основе этой суммы, человек либо переходит на новую ступень, либо отравляется водить Камаз. Выбывание очень важно,люди должны понимать за что они будут биться, за право получить высшая образование, за право занимать государственные посты.Вот вам стимулы, правда нужна признать что смертность будет высокой, можно будет организовать мемориальные кладбище при школах, и чтить павших героев.Как говориться война естественная состояние человека, мир это патология.Если вы хотите благо человеку, то поставьте его на грань жизни и смерти
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 281
Рейтинг поста:
Вам все рассказывают сказки, что там всё дико сложно… Но правда состоит в том, что в целом это аппарат так себе, если этот аппарат не тренировать. Если нас в соответствующую культуру не поместить, к сожалению, мы будем просто homo, без приставки sapiens.
Какая мудрая мысль, нечто подобное приходила мне в голову,ну на счет специальных методик, и кстати насчет образование. Помню мысль меня посетила насчет того что производительность мозга зависит от кровоснабжения, и эта методика должна быть направлена на увеличения кровоснабжения головного мозга в определенных точках.Некто господин Каталония раздавил меня в прах, нес всякую чушь, лишь бы заткнуть мне рот. Но вон как она получается, кстати я недавно прошел тест IQ. 130 балов, в общем результат средней,если не считать что два года назад было 70.Но что обо мне говорить, образование ПТУ, но если бы ко мне прислушались, то они получили поколения с баллами как минимум 200.
Это про господина одного здешнего, который все знает на свете.
Ну прямо господин Каталония, который словно стол плоский.