Покупку автомобиля многие считают финалом долгих мытарств и с радостной улыбкой едут в отдел ГИБДД для постановки машины на учет. Однако пристальные инспекторы могут испортить хорошее настроение, причем винить в этом будет некого, кроме самого себя. РИА Новости разбирается в типичных поводах для отказа при регистрации транспортных средств.
Документооборот
Самое безобидное — ошибка в документах. Многие самостоятельно заполняют заявления в ГИБДД через сайт или мобильное приложение "Госуслуги". И допускают неточности: то в VIN-номере цифру перепутают, то с годом выпуска попадут впросак. Уже при приеме бумаг в окошке отделения полиции внимательные сотрудники укажут на недочеты и попросят их устранить.
Часто мешает и излишняя торопливость. Для борьбы с мошенниками у оформления "автогражданки" через интернет предусмотрена одна особенность: полис вступает в силу только на следующий день Поэтому не стоит бежать сломя голову в отдел ГИБДД — страховка пока недействительна.
Покупателям подержанных автомобилей стоит также внимательно проверить паспорт транспортного средства (ПТС) и найти отметку об утилизационном сборе. Она должна быть во всех ПТС, выданных после 1 сентября 2012 года. Некоторые категории собственников освобождены от уплаты "утиля", например, участники программы по переселению, граждане, признанные беженцами или вынужденными переселенцами. В таком случае сбор придется платить уже новому владельцу.
Коварный тюнинг
За долгий (а иногда и совсем короткий) период эксплуатации с автомобилем происходят разного рода метаморфозы. У какого-нибудь внедорожника появляется силовой бампер, у спортивного вида легковушки — огромная выхлопная труба с прямоточным глушителем. Или под капотом оказывается вдвое больший двигатель.
Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утверждены приказом МВД № 1001), это считается внесением изменений в конструкцию — как и любые другие тюнинговые штучки, включая дополнительное освещение, установку больших колес и тому подобное. Отказать в регистрации могут даже из-за газобаллонного оборудования — владелец хоть и установил его в сертифицированном центре, но не удосужился зарегистрировать.
Инспекторы не выскажут претензий, если все конструктивные изменения официально зарегистрированы в ГИБДД. Это порой требует длительных согласований, однако МВД постепенно смягчает требования. Например, упростили регистрацию перевода бензинового автомобиля на газ: теперь заявление можно отправить через интернет, а визит на первичный осмотр просто отменили.
Ошиблись номером
При постановке на учет зоркий глаз инспектора способен заметить в разы больше, чем среднестатистический покупатель машины. Например, сотрудник ГИБДД может проверить бирку на ремнях безопасности или маркировку на боковых стеклах и сверить их с годом выпуска машины: если данные расходятся, он заподозрит неладное и гораздо внимательней осмотрит автомобиль.
Обязательно проверьте соответствие всех цифр и букв тому, что указано в ПТС, а также "пробейте" машину по базам угона в ГИБДД на официальном сайте Госавтоинспекции.
Посетитель у табло электронной очереди в отделении ГИБДД
Существенный нюанс: если за период эксплуатации машины ее VIN заржавел, стерся от естественного износа либо был изменен после того, как автомобиль угнали и снова вернули хозяину, такое транспортное средство поставить на учет можно.
Проштрафовался
Иногда отказ связан не с автомобилем, а с его владельцем. Например, если у предыдущего хозяина есть неоплаченные штрафы, по которым судебные приставы завели исполнительное производство.
Автовладелец, получивший номерной знак в одном из отделов регистрации транспортных средств ГИБДД по Москве
То же самое касается тех, кто не выплачивает алименты, счета по ЖКХ или имеет долги перед физическими, юридическими лицами и государством. Случается также, что купленный автомобиль находится в залоге у банка — если за него не погашен кредит.
Проверить информацию о штрафах и задолженностях можно через официальный сайт ГИБДД, а сведения о залоге — на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты.