от автора: зимой
прошлого года я посетил небольшой участок БАМа, чтобы снять эксклюзивные
фоторепортажи о тоннелях — Северомуйском, Байкальском и Мысовых.
Поездка более чем удалась и материал получился превосходным.
Особенностью той поездки была сложная логистика. Самолетом, поездом,
местами пешком :) И самое вкусное — Северомуйский тоннель — оставался на
последние дни. Но до него еще нужно было доехать. После съемок в
окрестностях Северобайкальска мне надо было добраться до станции
«Окусикан», где находится нужный мне портал тоннеля. Пассажирских
поездов на нужное время не было, поэтому меня посадили в локомотив
грузового состава...
1. Последний день в Северобайкальске. Погода испортилась и начиналась метель.
15. По правилам помощник машиниста стоящего локомотива выходит и
контролирует прохождение состава. Потом он нам по рации сообщает, что
замечаний нет, хвостовой вагон на месте.
38. Впереди несколько часов ожидания пока сменится локомотивная бригада
на «моем» локомотиве. Так как дальше стемнело, то до самого Северомуйска
я проспал. :)
39. Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам
Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе и лично Аркадию
Петшику и Роману Ринчинову.
Тоннель построен как однопутный, двускатный (уклон от середины к обоим
порталам). Величина уклона — 6 ‰ в одну сторону и 7,5 ‰ в другую.
Строительство второго тоннеля не предполагается и при укладке второго
пути будет снова задействован обход. Скорее всего, в очень отдаленном
будущем, к строительству второго тоннеля вернутся, но это будет очень не
скоро.
Вдоль всего тоннеля устроены ниши для укрытия персонала при проходе
поезда. Смонтирована специальная сигнализация, которая предупреждает о
подходе поезда и показывает откуда он едет.
Первоначально в тоннеле предлагалась традиционная контактная подвеска, а
ей через два километра (обусловлено длиной контактного провода в бухте)
нужны камеры натяжения с грузами. Потом проект был переделан на
ромбовидную подвеску, а камеры вот, остались.
Северо-Муйский тоннель построен в сейсмоактивной, так называемой
рифтовой зоне: в 1959 году здесь зафиксировано землетрясение в 10
баллов. Древние горы «дышат». Хотя 10 баллов — некая условная цифра, так
как никто не знает, сколько их было в 1959 году. Может, 10, а может 12
или 15... Некому было измерять. Северо-Муйский хребет в одно мгновение
сдвинулся по подошве на полтора метра. Жертв не было, поэтому это не
катастрофа как таковая. А жертв не было, потому что этот район вообще не
был обжит, не было здесь людей. Ну, сдвинулся хребет, и бог с ним. А
сейчас здесь уже живут люди...
Дождался поезда. Впечатляет!
Что такое разлом? Вот один блок земной коры, вот другой, между ними
60-70 метров. Чем заполнено это пространство? Перетертыми до дресвы
породами, глиной — с наличием трещино-жильных напорных вод под таким
давлением, что когда бурилась скважина с поверхности для водопонижения,
они самоизливались подобно нефтяному фонтану. Мало того — они еще и
термальные, до 70 градусов. Как это преодолеть? Заморозкой? Пытались на
отдельных участках, на маленьких разломах. Но это — термальная вода.
Там, где была холодная вода, впервые применяли горизонтальное азотное
замораживание. А как быть с горячей водой? Вот тогда и перешли на
химическое закрепление грунтов. И тоже методом тыка: кого только ни
приглашали... А первые композиции, первые компоненты были внедрены при
участии Киевского института высокомолекулярных соединений.
Строительство ведется с Западного портала, чтобы вода вытекала самотеком из тоннеля.
Тоннель прокладывают современным тоннелепроходческим комплексом с
железобетонной высокоточной обделкой. Как и раньше, строительство
осуществляет «БамТоннельСтрой».
Длина нового тоннеля 6682 метра. Помимо этого будут сооружены
дополнительные дренажные штольни от порталов, длиной 1500 метров и 1747
метра.
Самое интересное там, это проходческий щит SELI-LOVAT RME — 394 SE/GS
Это двухщитовая машина. Т.е. она позволяет одновременно вести проходку и монтаж обделки.
Но еще интереснее, это история машины. Эту машину сделал Robbins. Далее
ее купил Ловат, сделал апргрейд и на ней работала фирма SELI в Испании.
Поэтому официальное название машины SELI-LOVAT.
Далее машина была продана в Россию и строила тоннель на Красную Поляну. Теперь вот, на БАМе...
Диаметр обделки 10,2 метра. Длина комплекса 123 метра. В сутки проходится 6-10 метров
В конце 2017 года тоннель должен быть сдан в постоянную эксплуатацию.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #3 написал: Воломар (20 июня 2017 17:31) Статус: |
Лето на Северном Байкале.Последние льдины тают в июне. На берегу может и 30 градусов,а в воду не войдешь,обжигает.Солнечно. Лето с конца июня до середины августа .В середине сентября уже в валенках ходишь комфортно. Вот такое оно,северное лето.Даже комары в лохматых шубах.
Конечно, красиво и интересно. Но вот, сколько смотришь фото и видеорепортажей, документальных фильмов с БАМа и других мест данного региона, складывается впечатление, что лета там не бывает вообще. Почему все репортажи снимаются зимой? За редким исключением. На самом БАМе я не был, но был рядом - в Чите, целых полгода, и скажу, что лето там есть. Оно, конечно, идёт с некоторым запозданием по отношению к ЕЧР, но тоже бывает +35 градусов, и в речке можно купаться. Но климат сухой, жара, как и мороз переносятся легче. И летом там тоже очень красиво.
» #1 написал: Воломар (19 июня 2017 18:33) Статус: |
Строил Мысовые и обходные Северомуйские. Пока разглядывал фото,даже запахом специфическим тоннельным пахнуло.Ностальгия по молодости однако. А главное,были уже тогда в тоннельных отрядах сомнения:сделаем,а никому это не надо. А как сейчас востребовано!
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 59
Рейтинг поста:
Лето на Северном Байкале.Последние льдины тают в июне. На берегу может и 30 градусов,а в воду не войдешь,обжигает.Солнечно. Лето с конца июня до середины августа .В середине сентября уже в валенках ходишь комфортно. Вот такое оно,северное лето.Даже комары в лохматых шубах.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1219
Рейтинг поста:
Конечно, красиво и интересно. Но вот, сколько смотришь фото и видеорепортажей, документальных фильмов с БАМа и других мест данного региона, складывается впечатление, что лета там не бывает вообще. Почему все репортажи снимаются зимой? За редким исключением. На самом БАМе я не был, но был рядом - в Чите, целых полгода, и скажу, что лето там есть. Оно, конечно, идёт с некоторым запозданием по отношению к ЕЧР, но тоже бывает +35 градусов, и в речке можно купаться. Но климат сухой, жара, как и мороз переносятся легче. И летом там тоже очень красиво.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 59
Рейтинг поста:
Строил Мысовые и обходные Северомуйские. Пока разглядывал фото,даже запахом специфическим тоннельным пахнуло.Ностальгия по молодости однако. А главное,были уже тогда в тоннельных отрядах сомнения:сделаем,а никому это не надо. А как сейчас востребовано!