С тех пор как исследователи выяснили связь между длиной теломерных участков хромосом и старением, количество работ на эту тему постоянно растёт. Это стало, не побоимся сказать, одной их популярнейших забав в научном мире: проверить, как зависит длина теломер от того или иного фактора — генетического, физиологического, экологического и т. д.

Понятно, когда таким фактором избирают депрессию или стресс, пусть даже и перенесённый в детстве. Но вот исследователи из Университета Оулу (Финляндия) решили проверить, как связаны длина теломер и отсутствие работы. И связь таки нашли.

Женщины легко могут позволить себе безделье: безработица не укорачивает им теломеры. (Фото Silke Woweries.)

Эксперимент был довольно прост: у 5 620 мужчин и женщин, родившихся в 1966 году, брали образец крови, чтобы измерить длину теломер в хромосомах лейкоцитов, после чего сопоставляли эту длину с историей занятости людей за последние три года.

И вот оказалось, что у тех, кто за последние три года не работал в общей сложности 500 и более дней, теломеры были короче. Причём это касалось только мужчин: если финский мужчина не работал около двух лет, то вероятность того, что у него будут укороченные теломеры, повышалась в два раза. (Укороченные, понятно, по сравнению с теми, кто работал.) При этом авторы гарантируют, что учитывалось влияние других факторов, которые могли воздействовать на длину теломер, от истории болезни до социоэкономического положения участников эксперимента.

С одной стороны, эта работа, опубликованная в PLoS ONE, показывает, как могут быть связаны даже самые сложные социальные и экономические факторы с состоянием наших клеток, хромосом и т. д. С другой — тут просто-таки необходимо предложить хоть какую-то интерпретацию: через что именно личная безработица может повлиять на длину теломер. В качестве такого физиологического посредника в первую очередь напрашивается стресс, который отсутствие работы легко может спровоцировать. (Стресс же, как известно, вызывает целый комплекс нервных, гормональных и тому подобных реакций, вполне способных докатиться до теломер.)

Однако не ясно, что тут может быть причиной, а что — следствием: может быть, и то и другое было следствием какого-то третьего фактора — того же стресса, например? И, строго говоря, единственный вывод, который тут можно сделать, — это то, что существует корреляция между отсутствием работы и длиной теломер. О том, вытекают ли из этого фатальные последствия для здоровья безработных, мы судить не можем: для этого нужны более длительные и более масштабные по статистике исследования.

Все эти «но» можно на самом деле предъявить ко многим коррелятивным работам про теломеры, но популярность этих хромосомных хвостов так высока, что нас, вероятно, ждёт ещё не одно исследование, посвящённое взаимосвязи чего-нибудь с длиной теломер.

Подготовлено по материалам The Conversation.