» » » Пояс Койпера

Пояс Койпера

19-01-2009, 02:33 | Новости науки и техники / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (4 913)

Пояс Койпера

После того как в 1930 году открыли Плутон, надолго установилось представление о нем как о последней планете Солнечной системе, а о самой системе – как о девятипланетной. Не так давно открытый пояс Койпера перевернул привычные представления о Солнечной системе.

Оказалось, что за орбитой Нептуна вращается еще множество объектов. Сначала, как часто бывает в астрономии, пояс Койпера предположили. Еще в 1949 Кеннет Эджворт, исследуя пути комет, высказал гипотезу о существовании некоего пространства, откуда прилетают кометы. В разные годы приходили к похожей мысли другие астрономы.

Любопытно, что как раз Джерард Койпер полагал, что если источник комет, загадочный пояс, и существует, то в очень удаленном пространстве, а непосредственно за Плутоном космос пуст. Тем не менее почему-то все-таки обнаруженному сразу за Плутоном поясу дали именно это название – пояс Койпера.

Как вы знаете, в 1930 году за планетой Нептун была обнаружена еще одна планета – Плутон. С тех пор было принято считать, что Солнечная система состоит из девяти планет, их спутников, астероидов и комет. Однако давно высказывалось предположение, что Солнечная система этим себя не исчерпывает. В 1949 году два астронома, англичанин Кеннет Эджворт и американец Джерард Койпер, предположили, что за орбитой Нептуна и Плутона, примерно на расстоянии 35-50 а.е. от Солнца должен быть «пояс» из различных объектов. Откуда, возможно и прилетают кометы и астероиды. Однако вплоть до 1978 года не удалось обнаружить ни одного объекта, кроме спутника Плутона – Харона.

И вот, наконец, в 1992 году был открыт первый объект пояса Койпера, обозначенный 1992QB1 – диаметром 280 км. Но это было только начало. Вскоре после этого открытия объектов посыпались как из рога изобилия. Так, к 2000 году было обнаружено уже 270 объектов.

Пояс Койпера

На сегодняшний день в поясе Койпера насчитывается более 70 тысяч объектов диаметром более 100 км. Одним из крупнейших объектов пояса Койпера является 2002 LM60, называющийся также Квавар, или Кваовар (Quaoar). Название Квавар пришло из мифологии народа Тонгва (Tongva), проживающего некогда на территории нынешнего Лос-Анджелеса, и обозначает великую созидательную силу.

Квавар обращается на орбите, диаметром около 42 а.е. с периодом 288 лет. Впервые он был сфотографирован еще в 1980 году, но к числу транснептуновых тел был причислен только в 2002 году астрономами Майком Брауном (Mike Brown) и его коллегами Калифорнийского Технологического Института (Caltech) в Калифорнии.

Диаметр Квавара около 1250 км, приблизительно, как и у Харона, образующего с Плутоном двойную систему. Он был самым крупным объект пояса Койпера с момента открытия Плутона в 1930 году и Харона в 1978 году. И он действительно огромен: его объем приблизительно эквивалентен суммарному объему 50 000 астероидов.

Обнаруженный в 2004 году 2004 DW, известный как Орк, или Оркус (Orcus) оказался и того больше – 1520 км в диаметре. Радиус его орбиты около 45 а.е.
Еще один объект пояса Койпера 2005 FY9 с условным названием «Пасхальный кролик» (Easterbunny) был открыт 31 мая 2005 года той же командой Майка Брауна из Технологического Института Калифорнии (Caltech). О его открытии было объявлено 29 июля, одновременно с сообщением об еще двух транснептуновых объектах: 2003 EL61 и 2003 UB313, известной также как Эрис (Eris).

2005 FY9 пока единственное официальное название объекта. Обнаруженный космическим телескопом Spitzer, он до сих пор остается загадкой. Его диаметр составляет от 50 до 75% диаметра Плутона.

2003 EL61, не имеющий пока официального названия, имеет приблизительно такие же размеры, но он ярче, что сделало его одним из самых известных транснептуновых объектов.

2003 EL61, как и Плутон, имеет период обращения 308 лет, но его орбита имеет больший эксцентриситет. Благодаря высокой отражательной способности 2003 EL61, он является третьим по яркости объектом пояса Койпера после Плутона и 2005 FY9. Он столь ярок, что иногда его даже можно увидеть в мощные любительские телескопы, хотя его масса составляет всего 32% от массы Плутона. 2003 EL61 относится к типу рассеянных объектов пояса Койпера.

Интересно, что 2003 EL61 имеет два спутника. Хотя ученые уже спокойно относятся к тому, что большинство объектов пояса Койпера могут оказаться сложными планетными системами.

Эрис, причисленная сначала к рангу планет, а затем переведенная вместе с Плутоном в группу транснептуновых объектов, на сегодняшний день считается малой планетой и является крупнейшим объектом пояса Койпера.

Диаметр Эриды 2400 километров, что на 6% больше диаметра Плутона. Ее масса была определена благодаря ее спутнику – крошечной Дисномии, имеющей период обращения 16 суток. Интересно, что сначала карликовую планету и ее спутницу первооткрыватели планировали назвать Зеной и Габриэль в честь героинь известного сериала.

Пояс Койпера

В марте 2004 группа астрономов объявила об открытии малой планеты, вращающейся вокруг Солнца на очень большом расстоянии, где солнечная радиация исключительно мала. Майк Браун (Mike Brown) в сотрудничестве с доктором Чедом Труйльо (Chad Trujillo) из обсерватории Gemini, Гавайи, и доктором Дэвидом Рабиновичем (David Rabinowitz) из Йельского Университета обнаружили ее еще в 2003 году. Обнаруженная малая планета получила официальное название 2003 VB12, но больше известна как Седна (Sedna) – богиня эскимосов, живущая в глубинах Северного Ледовитого океана.

Период обращения Седны 10 500 лет, ее диаметр чуть более четверти диаметра Плутона. Ее орбита вытянута, и в своей дальней точке она удаляется от Солнца на 900 а.е. (для сравнения радиус орбиты Плутона 38 а.е.). Открыватели Седны причислили ее к объектам внутренней части облака Оорта, поскольку она никогда не приближается к Солнцу ближе, чем на 76 а.е. Однако классическом объектом области Оорта Седну считать нельзя, поскольку, даже несмотря на исключительны вытянутую орбиту, ее движение определяет солнце и объекты Солнечной системы, а не случайные возмущения извне. Сама Седна необычна, ведь довольно странно было обнаружить такой крупный объект в пустом протяженном пространстве между поясом Койпера и облаком Оорта. Возможно, облако Оорта простирается на большее, чем считалось ранее расстояние внутрь Солнечной системы.

Сегодня считается, что Седна относится к числу рассеянных объектов пояса Койпера, к которым также относятся 1995 TL8, 2000 YW134 и 2000 CR105. 2000 CR105, открытый еще восемь лет назад, уникален своей исключительно вытянутой орбитой, большая полуось которой, равна почти 400 а.е.

Другая особенность Седны – ее красноватый оттенок. Краснее ее только Марс. А температура на поверхности удивительной малой планеты не превышает -240°С. Это очень мало и напрямую замерить тепло от планеты (инфракрасное излучение) невозможно, поэтому используются данные из множества доступных источников.

Пояс Койпера

До сих пор среди некоторых астрономов бытует мнение, что в пределах пояса Койпера находится некое массивное тело, размером не менее Плутона. Еще в первой половине прошлого века ученые предсказали существование Нептуна по возмущениям, оказываемым им на Уран. Позже американский астроном Персиваль Ловелл (Percival Lowell) попытался обнаружить планету, находящуюся за Нептуном, которая могла бы искажать его траекторию. И действительно, в 1930 году был обнаружен Плутон. Правда тут же выяснилось, что его масса слишком мала (0,002 земной), чтобы ощутимо возмущать движение массивного Нептуна. Поэтому осталось подозрение, что таинственной планетой «Х» был не Плутон, а еще не обнаруженная более крупная малая планета. Впоследствии оказалось, что отклонения в движении Плутона, были лишь ошибкой измерений.

Безусловно, теоретически планета «Х» может существовать, если она мала и достаточно удалена, чтобы оказывать заметное влияние на траекторию движения Плутона.

Но самым близким к нам объектом пояса Койпера может оказаться спутник Сатурна - Феба. Она вращается вокруг планеты в обратную сторону, что говорит о том, что Феба образовалась не в протопланетном диске Сатурна, а где-то еще и позднее была им захвачена.

Пояс Койпера

За поясом Койпера находится еще одно более глобальное образование – облако Оорта. Впервые идея существовании такого облака была выдвинута эстонским астрономом Эрнстом Эпиком в 1932 году, а затем теоретически разрабатывалась нидерландским астрофизиком Яном Оортом (Jan Oort) в 1950-х, в честь которого облако и было названо. Было выдвинуто предположение, что кометы прилетают из протяженной сферической оболочки, состоящей из ледяных тел, на окраинах Солнечной системы. Этот громадный рой объектов сегодня называется облаком Оорта. Он простирается в сфере, радиусом от 5 000 до 100 000 а.е.

Облако Оорта состоит из миллиардов ледяных тел. Изредка проходящие звезды нарушают орбиту одного из тел, вызывая его движение во внутреннюю часть Солнечной системы как длиннопериодической кометы. Такие кометы имеют очень большую и вытянутую орбиту и, как правило, наблюдаются всего раз.

Считается, что Облако Оорта имеет наибольшую плотность в плоскости эклиптики, здесь находится приблизительно одна шестая всех объектов, составляющих облако Оорта. Температура здесь не выше 4К, что близко к абсолютном нулю. Пространство за облаком Оорта Солнечной системе не уже принадлежит, равно как и пограничные области облака Оорта.

Пояс Койпера

Если про процесс образования планет Солнечной системы мы кое-что знаем, то образование пояса Койпера пока объясняется только гипотезами. Высказывается теория, что все тела, которые образуют пояс, были сформированы намного ближе к Солнцу и впоследствии были отброшены планетами-гигантами на окраины Солнечной системы. Как же это происходило? Стройная система образования планет Солнечной системы рушится на глазах. Какие силы должны были быть задействованы, чтобы выбрасывать на занептунную орбиту десятки тел размером, по меньшей мере, с Плутон? Следовательно, в процессе формирования планет происходили сотни столкновений, приведшие к нынешнему положению планет Солнечной системы.

Статус Плутона. Как видите, все эти открытия изрядно «расшатали» стройную и чинную ранее систему планет. Если раньше считалось, что система состоит из четырех внутренних планет, четырех планет-гигантов и самой маленькой «планеты-бродяги» Плутона, то теперь Солнечная система пополнилась тысячами новых домочадцев.

Если раньше он был самой маленькой планетой Солнечной системы, то теперь он может гордиться званием самого большого члена пояса Койпера. Скорее всего, Плутон принадлежит к семейству планет из пояса. В настоящее время в поясе Койпера не обнаружено планет крупнее Плутона.

midnight.nnm.ru