Транслируемая по развлекательным теле-, интернет- и радиоканалам и тиражируемая миллиардами копий на разнообразных носителях «массовая культура» стала одним из инструментов мировой экспансии «цитадели демократии». «Свобода от оков» — один из главных лозунгов экспорта американской революции, где одним из существенных моментов давно является свобода от «оков» культурных. Переформатирование культурных норм и менталитета в первую очередь молодёжи посредством явного и скрытого воздействия звука и образа — одно из главных условий закрепления внешнеполитических успехов современной западной элиты.
В недавно опубликованной на портале WIN.RU статье (http://www.win.ru/ideas/6955.phtml) приводятся слова Госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что «...массовая культура ... зачастую формирует искажённый образ Соединённых Штатов и с этим следует бороться». Утверждение, казалось бы, адекватное — голливудские боевики и «американские пироги» во всех жанрах действительно формируют весьма определённый образ Америки, вызывающий в памяти пассажи исторических учебников о периоде морального упадка Римской империи. Но подобное утверждение в устах г-жи Клинтон выглядит несколько лицемерным. Потому как, как говорят многие в самой Америке, именно транслируемая по развлекательным теле-, Интернет- и радиоканалам и тиражируемая миллиардами копий на разнообразных носителях «массовая культура» стала одним из инструментов мировой экспансии «цитадели демократии». «Свобода от оков» — один из главных лозунгов экспорта американской революции, где одним из существенных моментов давно является свобода от «оков» культурных. Переформатирование культурных норм и менталитета в первую очередь молодёжи посредством явного и скрытого воздействия звука и образа — одно из главных условий закрепления внешнеполитических успехов современной западной элиты. Голливуда и техно -музыки в головах озабоченной судьбами, скажем, Молдавии молодёжи в среднем гораздо больше, чем оригинального наследия предков. И какому-нибудь подготовленному Национальным фондом США за продвижение демократии стажёру того или иного западного университета гораздо легче будет увлечь именно такую молодёжь «делать оранжевую революцию» — в том случае, если местное правительство вдруг покажет себя не слишком усердным в деле проведения реформ, отвечающих мечтам о глобальном человечестве либеральных интеллектуалов и стремлениям к глобальным прибылям их партнёров из бизнеса. «Бери от жизни всё!» — слоган всемирно брэндовой Coca-Cola. И кто будет спорить, что он являет собой определённые идеологию и мировоззрение, далёкие от традиционных ценностей что американского, что любой другой страны населения? В нашем обзоре мы хотим коротко остановиться на одном примере, который стоило бы привести г-же Клинтон — на популярном канале MTV. Впервые вышедший в эфир 1 августа 1981 года, этот быстро осваивающий все новые медийные средства и возможности «музыкальный канал» сделал ставку на так называемую «альтер-культуру», которую ловко обозвали «массовой», перевернув тем самым смысл с ног на голову. Социально-духовный кризис трансформирующегося западного общества породил множество молодёжных субкультур. Логика постмодерна, назвавшего культурой всё, включая выставки засохших экскрементов, стала в них логикой сознания, ударенного реалиями мира, в котором вот-вот могла произойти ядерная катастрофа, а блага были одновременно и близки, и недоступны. На таком фоне, как вполне официально сообщают официальные создатели MTV, им пришло в голову соединить обработанную под формат массового коммерческого спроса продукцию различных андеграундов с набиравшим популярность форматом видеоклипов и пустить это всё по телевидению, чтобы радости разрозненных тусовок и клубов стали литься с экрана сплошным единым потоком в каждый дом. Так произошла коммерциализация субкультур и превращение их сплава в некий новый стандарт для массового сознания. Творчество здесь обрабатывается профессионалами с целью максимальных воздействия и выгоды. Это был один из кирпичей глобальной индустрии развлечений1, которую союз транснационального бизнеса и либеральных интеллектуалов, управлявший, по сути, Соединёнными Штатами, счёл более верным средством объединить человечество, чем культуру в подлинном смысле слова2. Прежде, чем анализировать, что представляли из себя фигуры отцов-основателей MTV сами по себе, лучше обратить внимание на те компании и силы, что стояли (и стоят) за их плечами. Первый директор MTV — Боб Питтмэн (Bob Pittman) — был питомцем WHBC — подразделения всемирного вещания NBC (National Broadcasting Company), Национальной вещательной корпорации, детища американского правительства и компании General Electric (то есть, в частности, таких столпов американской нации, как семейства Морганов и Рокфеллеров). Напрямую создавал MTV America Online — AOL — ныне, вместе с MTV, являющийся составной частью второго в мире по масштабам медиа, кино- и т.д. конгломерата Time Wаrner. Здесь знаковыми фигурами владельцев соединившихся в глобальном бизнесе структур являются два медиа-магната: всемирный друг демократов Тэд Тёрнер и большой поклонник экспансии США во имя мира во всём мире Руперт Мёрдок. Стоило бы отдельно поговорить о том, что делает продукция MTV с психикой и сознанием «употребляющих» её подростков (Американская ассоциация семей назвала MTV одним из главных инструментов разрушения американского общества), а также о совести магнатов, которые этим каналом владеют. Но лучше обратим внимание на то, что Руперт Мёрдок — это спонсор как Маргарет Тэтчер и Тони Блэра, так и Рональда Рейгана и Джорджей Бушей. А Тэд Тёрнер, в свою очередь, весьма близок к силам, поддерживающим Хиллари Клинтон. Так что стоит ли удивляться, что в 1992 году пользующийся огромной популярностью в англоязычном и не только молодёжном эфире канал MTV устроил кампанию Choose or Lose ("Голосуй или проиграешь"3), призывая молодёжь к гражданской сознательности и участию в выборах и устроив телешоу в поддержку кандидата Билла Клинтона. Подобные акции канал проводит в рамках каждой президентской кампании в США. Правда, в последней он поддерживал скорее Хиллари Клинтон, чем Барака Обаму. В настоящее время американский MTV транслирует на весь мир шоу «think MTV» («думай в формате MTV») плешоу в поддержку кандидата Билла Клинтона.ти и участию в выборах и устроив логами из предвыборного штаба Бориса Ельцина.тов . Наряду с освещением с помощью разнообразных средств сентиментального воздействия международной обстановки в контексте пропагандистских установок Госдепа там активно обсуждаются проблемы гомосексуалистов — в самом сочувственном ключе. А вот страничка (http://www.mtv.com/onair/ffyr/discrimination/partners.jhtml) весьма активно проводимой индустрией MTV программы Fight For Your Rights — «Сражайся за свои права». В партнёрах проекта такие замечательные организации как: — Tolerance.org — проект по пропаганде взаимоуважения центра the Southern Poverty Law Center, недавно ополчившегося на российский телеканал Russia Today за предоставление эфира американским диссидентам; — крупнейшая молодёжная организация США Youth Service America. — «Антидиффамационная лига» (Anti-Defamation League, ADL), мощнейшая структура израильского лобби в США; — Прямая сеть образования геев и лесбиянок (Gay, Lesbian and Straight Education Network); — Human Rights Campaign (HRC) — крупнейшая правозащитная организация всё тех же геев и лесбиянок; — авторитетная покровительница феминизма, сектанства и снова геев и лесбиянок американская Коалиция конференции гражданских прав (Leadership Conference on Civil Rights); — Rock the Vote, призванная воодушевлять молодёжь на самовыражение и изменение мира; Получается, что «искаженный образ Америки» транслируют те самые организации, который оказывают непосредственное влияние на формирование американской политики. Причем не только во вне, но и внутри Соединенных Штатов. Игнат Кусков 1 Характерно что английское слово «entertainment» этимологически можно перевести как «оккупацию изнутри». 2 Характерна «затравка», которую выдали в первом эфире MTV — «Ladies and Gentlemen, Rock & Roll,». Американцам могло показаться, что в дом идёт романтика их молодости, периода предшествующей, первой, культурной трансформации с помощью конгломерата кино и медиа. Но ждало их и, особенно, их детей совсем другое. Ныне поклонникам классического рок-н-ролла остаётся разве что морщиться от того, что несут в мир MTV и его многочисленные клоны, филиалы и двойники по всему миру. 3 В 1996 году лозунг в расчёте на молодёжную аудиторию был использован и политтехнологами из предвыборного штаба Бориса Ельцина в России. Источник: win.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
И еще дополнение к теме:
"Гэрри Смол и Гиги Морган написали книгу о том, как компьютеры и интернет меняют природу человеческого мозга. «Огонек» публикует отрывок".
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Дополнение к теме:
Почему же детей так привлекает реклама? На это есть множество причин. Рассмотрим некоторые из них.
Высокая динамика. Как правило, детям сложно удержать своё внимание на одном объекте долгое время. Дашь малышу в руки игрушку и думаешь «ну всё, ребёнка заняли, можно спокойно заниматься своими делами». Но уже по прошествии получаса находишь своего ребёнка, капающего в огороде ямку или запускающего в ванную морскую свинку (что кажется ему очень логичным). Полнометражные фильмы и даже мультфильмы так же не способны увлечь детей надолго (по крайней мере маленьких, не разбирающих ещё речь. Да и дети постарше далеко не все не отличаются терпеливостью).
В этом плане выигрывают короткие рекламные ролики, трейлеры к фильмам, в которых постоянно идёт движение, играет заводная музыка, показываются интереснейшие отрывки из фильмов или мультфильмов. В отличие от долгих фильмов, наполненных медлительными сценами, смысл которых редко понятен ребёнку, в рекламе кто-то постоянно бегает или прыгает. Люди взлетают на воздушных шариках, по городу бродят зебры и пингвины. Где ещё увидишь подобный ералаш?
Яркость. Чтобы привлечь внимание зрителей, которых тяжело нынче удивить, в ход идёт мощное оружие: яркие, сочные цвета. А дело вот в чём. Каждый, кто имел дело с детьми знает, что почти в любой ситуации ребёнок отдаёт предпочтение чему-то цветному. Скажем, идёте вы с ним по рынку и предлагаете ему качественные кожаные сапожки чёрного цвета. Но ребёнок не задумываясь отказывает вам и указывает на несуразные жёлтые… да их и сапогами то назвать трудно. Зато они жёлтые. Тут тот же самое.
Чёрно-белые фильмы или фильмы с тусклыми цветами — вот те вещи, у которых меньше всего шансов удержать ребёнка у экрана. Да что тут говорить! Мы и сами дети! Яркие сумочки и сотовые телефоны, в руках они или на экранах — будут радовать глаз.
Эмоции. Как ни крути, а вокруг нас, в каком бы мы возрасте не находились, всегда гуляют плохие эмоции. То наругает кто-то ни за что, то ходят все надутые, как мыши на крупу. А тут параллельно — другой мир. Мир, в котором все друг-другу улыбаются, где кошки благодарят хозяина за еду, а собаки с тобой разговаривают, где ребёнку всегда покупают те игрушки, какие он пожелает, какими бы они ни были дорогими. Поэтому многие дети любят представлять себя супергероями, принцессами. Они не знают, как сделать лучше этот мир и выдумывают свой собственный.
Так же есть очень интересная слабость у детей — они любят смотреть рекламу, которую уже видели, повторять её. Недавно была свидетелем, как мой крестник одновременно с главным героем мультфильма про неандертальцев повторял все звуки: «а! у-у! ооо!» ну и всякое в этом роде. Хорошо бы направить это интересное умение в мирное русло. И тогда, возможно, голову «поколений телевизора» будут забивать стихи, песенки, слова на иностранных языках, а не только рекламные слоганы.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Из интервью Рэя Бредбери:
"«AиФ»: - В 1950 году вы написали книгу, принёсшую вам всемирную славу, - сборник рассказов «Марсианские хроники». Там говорилось: уже к началу второго тысячелетия на Марсе будут поселения, целые города землян. Как вы думаете, почему этого в итоге так и не произошло?
Р. Б.: - Меня часто про такое спрашивают, и я люблю фантазировать над ответами. Чтобы они были разными! Ответ сегодняшнего дня: потому что люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы. Вы особенно не обращайте внимания, это старческое брюзжание (смеётся) - мне же скоро сто лет.
«AиФ»: - Зато вы вполне можете назвать себя пророком. В вашем романе «451 градус по Фаренгейту» описывается общество, где народ одержим потреблением, массовой культурой, а книги уничтожаются - их жгут особые команды, называемые «пожарными». Я эту книгу прочитал раз двадцать. Сбылось всё. Ну почти всё... Потребление в XXI веке - это новая религия, а книги читают всё меньше. Это как бы немодно.
Р. Б.: - О, я тоже часто об этом думаю. Написал однажды страшную сказку, а она взяла и обернулась реальным кошмаром. Есть ощущение, что книги умирают. Всё же электронный носитель - это совсем не книга. Для меня мир библиотеки был джунглями Амазонки, которые могли укрыть человека с головой, захватить его шелестом страниц, укутать интересными историями. От монитора всего этого не получишь, там лишь сухой текст, без запаха бумаги - выхолощено, никакой теплоты. Впрочем, опять брюзжу (смеётся). Да что это со мной? Наверное, я самый консервативный писатель-фантаст в мире. Вы слышали, дорогой сэр, какие ужасные обо мне ходят легенды?"Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Iva а я с вами в целом согласен был по поводу осведомленности, просто хотел дополнить про осознанность)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Хороший совет поступать осознанно.
А осведомленность в этом вопросе, очень помогает осознавать что именно происходит в конкретный момент. :)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
не совсем так. вообщем то по большому счету это даже не важно, осведомлен человек или нет. Работают не с вашим сознанием, а с вашим подсознанием.
помогает осознаность вообще. в процессе покупки, или в процессе принятия какого-то решения. допустим при покупке можно руководствоваться принципом "целесообразности и достаточности".
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Смотрю телевизор очень редко и то, только ради советских фильмов или новостей иногда. Но мои смотрят регулярно. И вот один раз (его хватило) зайдя в комнату и общаясь со своей мамой боковым зрением вижу "Дом-2", где идёт ругань полным ходом. И на пару секунд, с тревогой искусствено задержав это мгновение, я воспринял этих ругающихся людей в телеящике, не просто как "персонажей за кадром", а как настоящее БЫДЛО, который мы за свои деньги пригласили к себе домой, чтобы они там ругались, матерились, убивали друг друга (это я уже в общем о ТВ) и по 4(!) раза на день сажали в тюрьму. Был немного шокирован таким прозрением - как "лучом истины" прошибло :)
Но слава Богу, помимо огромного негатива, который накопился у нас, вижу достаточно много позитивного в нашей молодёжи. Всё меньшее и меньшее количество людей интересуется ТВ, которое дошло до абсурда, как и дерьмократия, что означает скорое (относительно) забвение и того и другого.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Кстати, лично я уверена, что будучи осведомленным о способах воздействия, шанс противостоять им увеличивается.
Т.е. предупреден, значит вооружен.
Поэтому, меня забавляет реклама и все эти нлпишные посылы, т.к. расчленяя их и препарируя, критично оценивая впихиваемую информацию можно отлично развлечься и понять "за кого держат таргет-групп" рекламщики.
К теме всплыло: Посмотрела тут Поколение Пи (по Пелевину) отлично подан материал.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Такое телевидение и создается с помощью методов НЛП, та же реклама в США. Давно известный факт.
Технологии НЛП в рекламеВ рекламе технологии НЛП используются для решения следующих задач:
В первую очередь, это определение метапрограмного профиля целевой аудитории - то есть выявление свойственных целевой аудитории фильтров внимания и определенных стратегий мышления. Это позволяет создавая рекламные обращения, "кодировать" их в тех нейро-стратегиях и транслировать в тех каналах восприятия, которые наиболее свойственны этим людям. Помимо точного попадания рекламной идеи в сознание целевой аудитории, это дает еще и очень высокий процент принятия этими людьми рекламной идеи, как своей собственной либо авторитетной для них.
Затем, это использование техник креативности для разработки самих рекламных идей, и технологии множественного описания для анализа эффективности рекламных идей.
Но наибольшую эффективность дают рекламе технологии НЛП, позволяющие оказывать воздействие на бессознательном уровне. Учитывая, что большинство решений о покупке принимается человеком в силу бессознательных механизмов психики, использование этих технологий делает рекламные обращения по-настоящему мощным инструментом и значительно повышает степень их воздействия на фоне других влияющих факторов.
Нелингвистические рекламные технологии НЛПЭто одни из простых приемов НЛП, о которых можно рассказать коротко, без ссылок на основополагающие модели и системные принципы НЛП. Однако, стоит понимать, что технологии НЛП, безусловно, намного более эффективны, когда применяются не столько в отдельных рекламных приемах, сколько во всей системе маркетинга.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
virginiya100,
На здоровье :).
Есть еще интересная тема, у кого-то из известных футурологов я читала об информационном шоке.
Суть в том, что перегрузка мозга информацией (а есть определенные пределы ее восприятия и способности критично оценивать ее достоверность) снимаются некие "тормоза". НЛП, кстати это использует активно.
Так вот, подача информации в стиле MTV как раз и выглядит "загруз по полной" всех каналов поступления информации в мозг. На фоне чего и происходит внедрение шаблонов поведения.
Так что, пока у человека не сформирован некий "базис" (морально-этическая основа, интеллектуальный багаж, осмысленный жизненный опыт) его сознание неспособно противостоять такому воздействию.
Поэтому об "иммунитете" можно говорить только в отношении состоявшихся (созревших) личностей. :)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Точно. Там у них много методик, как Вы знаете, от звуков до визуальных образов. Очень опасна их "культура" для сознания людей.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
virginiya100,
что-то удалился предыдущий комментарий.
Повторю:
Да, вы правы. В основном такой способ формирует быструю реакцию на изменяющиеся обстоятельства по заданному шаблону.
Т.е. вместо мышления склонного к анализу обстоятельств, последствий и выбору оптимального решения, применяется наиболее подходящий шаблон (частно внедренный в сознание и применяемый автоматически).
Ту же цель преследуют самые популярные многопользовательские он-лайн игры (по типу "беги-стреляй").
Всем известны методы, которые использовались для подготовки бойцов в "довиртуальную эпоху": создание образа врага-нечеловека-недочеловека (наименование типа "мартышки", "косоглазые", "объект").
Не секрет, что для тренировки солдат в штатах все чаще используют средства виртуальной реальности, а в жизни - "дополненную реальность".
Современные технологии ведения боевых действий зачастую не предполагают непосредственного присутствия на линии фронта (беспилотные летательные аппараты управляются операторами удаленно, например), я не говорю уже о средствах массового уничтожения (ракеты посылают издалека).
Т.е. всё постепенно перемещается на экраны (лица врага как живого человека в штыковой атаке или когда рубились на мечах уже нет).
Живые люди становятся просто группой пикселей, которые можно удалить.
Для таких обстоятельсв, армия геймеров, незадающих вопросов и продолжающих в игровой форме участвовать в знакомом по играм процессе очень уместна.
Возможно, мрачновато выглядит. Это я еще до роботов не добралась :).
Статью не смогла найти, вот пока что есть:
В заключение хочу привести интересный пример. Один известный российский маркетолог, автор брендов «Дарья», «Тинькофф», «Т» и др., преподавая в МГУ, заставляет своих студентов читать современных философов - Бодрийяра, Лиотара, Фуко, Барта, Лосева, Бахтина, Мамардашвили. Он считает, что именно через их труды можно научиться выстраивать цепочку от общего к частному и стать успешным маркетологом. Думаю, изучение трудов упомянутых мыслителей намного сложнее чтения русской классической литературы. И если для обладателя клипового мышления последнее является сверхзадачей, то современная философия уж точно лежит в области запредельного. (Оригинал: Shkolazhizni.ru)
Ответом массовой культуры на информационный взрыв второй половины 20-го столетия стало формирование особого типа сознания, которое называют мозаичным или клиповым – от английского clip (стрижка, нарезка). «Клиповость» характерна для периодических изданий, представляющих читателю «нарезку» из самых разных сведений, для информационных и развлекательных телепередач и, конечно же, для рекламных видеоклипов.
Динамичная, агрессивная, рассчитанная на высокую скорость поверхностного восприятия подача образов, мало или совсем не связанных между собой, – это, собственно, и есть основа продукта, рассчитанного на клиповое восприятие. Важно подчеркнуть, что клиповое сознание, которое часто оценивается как отрицательное и потенциально опасное для культуры явление, возникло именно как реакция человеческой психики на информационные перегрузки.
Оно предлагает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации, которую иным образом человек усвоить не в состоянии, поэтому многие исследователи считают, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для нашей ориентации в современном мире. Если сознание «отцов» формировалось в основном благодаря СМИ, то для детей «поколения сети» с ранних лет ключевую роль играет интернет, многократно увеличивший объем доступной человеку информации, вследствие чего клиповое сознание стало для нынешних подростков доминирующим.
Печальные последствия этого уже отмечают педагоги: обладатели клипового мышления не способны анализировать учебный материал, поскольку образы не задерживается в их головах надолго, школьники стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно, и (внимание!) с трудом осиливают литературные произведения прошлого.
Вот оно! Преподаватели свидетельствуют, что их ученики хорошо воспринимают краткие изложения классических книг или комиксы по известным сюжетам, т. е. те же клипы, но оригинальные тексты для них непреодолимо скучны. (Кстати, книга Чудаковой создана по законам клипа, и в этом смысле заслуживает особого внимания как принципиально новый тип учебного пособия).
Вот интересная статья на тему клипового сознания:
http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=40831&p_page=12
вот вкраце:
Клиповое мышление
С изобретением интернета насыщенность информационной среды, окружающей человека, выросла на порядок. И человек должен был как-то на это реагировать. Один из способов такой адаптации – возникновение клипового мышлении.
Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на:
- восприятие окружающего мира;
- способность к анализу информации;
- систему морально-этических ценностей.
Что такое клиповое мышление
Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.
Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет.
На что влияет клиповое мышление
Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.
Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы 19 века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.
Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.
Аналогичный эффект наблюдается и у взрослых. В интересной статье «Google делает нас глупее?» Nicholas Carr (автор книги «The Big Switch: Rewiring the World, From Edison to Google»)пишет:
«В последнее время у меня появилось неуютное ощущение, что кто-то или что-то ковыряется в моем мозгу, перераспределяя нейронные схемы и перепрограммируя память. Мой мозг не умирает, насколько я могу судить, но меняется. Я уже не думаю так, как думал раньше. Особенно это заметно при чтении. Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Мозг увлекался повествованием или поворотами дискуссии, и я часами бродил по длинным дорогам прозы. Теперь такое редко случается. После двух-трех страниц внимание начинает рассеиваться, появляется какая-то суетливость, я теряю нить, начинаю искать, чем бы еще заняться. Такое ощущение, что мне постоянно приходится подтаскивать свой непослушный мозг обратно к тексту. Глубокое чтение, которое раньше происходило совершенно естественно, превратилось в борьбу».
И далее:
«Ясно, что пользователи не читают онлайн в традиционном понимании этого слова; появляются новые формы чтения: пользователи горизонтально «пробегают» по заголовкам, страницам и абзацам в поисках быстрой добычи. Создается такое ощущение, что они выходят в Сеть, чтобы избежать чтения в его традиционном смысле».
Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности. Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка».
«…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики - один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок - больше туда не будем ходить... Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем.»
СМИ и телевидение
Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию.
Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого - два-три абзаца - объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача – создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации.
Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы.
Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых записей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самый яркий пример - «Матрица»). То есть система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей.
Как бороться с клиповым мышлением?
От стиля мышления во многом зависит успешность по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда, возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров.
В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальныетренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение(естественно, не клиповой литературы).
В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
virginiya100,
Отлично подмечено.
А ведь таким образом (частая смена планов, отсутствие плавного перехода, резкие наезды, и другие совеременные приемы создания музыкальных клипов) модифицируют структуры мозга. :)
В итоге, те кто смотрит это постоянно, постепенно теряют способность воспринимать последовательно информацию, способности к анализу и восприятию текста более 3 строк сводятся к нулю.
Поищу статью с "плачем рекрутеров" о том, что молодые соискатели не способны прочитать страницу текста и пересказать ее.