Транслируемая по развлекательным теле-, интернет- и радиоканалам и тиражируемая миллиардами копий на разнообразных носителях «массовая культура» стала одним из инструментов мировой экспансии «цитадели демократии». «Свобода от оков» — один из главных лозунгов экспорта американской революции, где одним из существенных моментов давно является свобода от «оков» культурных. Переформатирование культурных норм и менталитета в первую очередь молодёжи посредством явного и скрытого воздействия звука и образа — одно из главных условий закрепления внешнеполитических успехов современной западной элиты.
В недавно опубликованной на портале WIN.RU статье (http://www.win.ru/ideas/6955.phtml) приводятся слова Госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что «...массовая культура ... зачастую формирует искажённый образ Соединённых Штатов и с этим следует бороться». Утверждение, казалось бы, адекватное — голливудские боевики и «американские пироги» во всех жанрах действительно формируют весьма определённый образ Америки, вызывающий в памяти пассажи исторических учебников о периоде морального упадка Римской империи. Но подобное утверждение в устах г-жи Клинтон выглядит несколько лицемерным. Потому как, как говорят многие в самой Америке, именно транслируемая по развлекательным теле-, Интернет- и радиоканалам и тиражируемая миллиардами копий на разнообразных носителях «массовая культура» стала одним из инструментов мировой экспансии «цитадели демократии». «Свобода от оков» — один из главных лозунгов экспорта американской революции, где одним из существенных моментов давно является свобода от «оков» культурных. Переформатирование культурных норм и менталитета в первую очередь молодёжи посредством явного и скрытого воздействия звука и образа — одно из главных условий закрепления внешнеполитических успехов современной западной элиты. Голливуда и техно -музыки в головах озабоченной судьбами, скажем, Молдавии молодёжи в среднем гораздо больше, чем оригинального наследия предков. И какому-нибудь подготовленному Национальным фондом США за продвижение демократии стажёру того или иного западного университета гораздо легче будет увлечь именно такую молодёжь «делать оранжевую революцию» — в том случае, если местное правительство вдруг покажет себя не слишком усердным в деле проведения реформ, отвечающих мечтам о глобальном человечестве либеральных интеллектуалов и стремлениям к глобальным прибылям их партнёров из бизнеса. «Бери от жизни всё!» — слоган всемирно брэндовой Coca-Cola. И кто будет спорить, что он являет собой определённые идеологию и мировоззрение, далёкие от традиционных ценностей что американского, что любой другой страны населения? В нашем обзоре мы хотим коротко остановиться на одном примере, который стоило бы привести г-же Клинтон — на популярном канале MTV. Впервые вышедший в эфир 1 августа 1981 года, этот быстро осваивающий все новые медийные средства и возможности «музыкальный канал» сделал ставку на так называемую «альтер-культуру», которую ловко обозвали «массовой», перевернув тем самым смысл с ног на голову. Социально-духовный кризис трансформирующегося западного общества породил множество молодёжных субкультур. Логика постмодерна, назвавшего культурой всё, включая выставки засохших экскрементов, стала в них логикой сознания, ударенного реалиями мира, в котором вот-вот могла произойти ядерная катастрофа, а блага были одновременно и близки, и недоступны. На таком фоне, как вполне официально сообщают официальные создатели MTV, им пришло в голову соединить обработанную под формат массового коммерческого спроса продукцию различных андеграундов с набиравшим популярность форматом видеоклипов и пустить это всё по телевидению, чтобы радости разрозненных тусовок и клубов стали литься с экрана сплошным единым потоком в каждый дом. Так произошла коммерциализация субкультур и превращение их сплава в некий новый стандарт для массового сознания. Творчество здесь обрабатывается профессионалами с целью максимальных воздействия и выгоды. Это был один из кирпичей глобальной индустрии развлечений1, которую союз транснационального бизнеса и либеральных интеллектуалов, управлявший, по сути, Соединёнными Штатами, счёл более верным средством объединить человечество, чем культуру в подлинном смысле слова2. Прежде, чем анализировать, что представляли из себя фигуры отцов-основателей MTV сами по себе, лучше обратить внимание на те компании и силы, что стояли (и стоят) за их плечами. Первый директор MTV — Боб Питтмэн (Bob Pittman) — был питомцем WHBC — подразделения всемирного вещания NBC (National Broadcasting Company), Национальной вещательной корпорации, детища американского правительства и компании General Electric (то есть, в частности, таких столпов американской нации, как семейства Морганов и Рокфеллеров). Напрямую создавал MTV America Online — AOL — ныне, вместе с MTV, являющийся составной частью второго в мире по масштабам медиа, кино- и т.д. конгломерата Time Wаrner. Здесь знаковыми фигурами владельцев соединившихся в глобальном бизнесе структур являются два медиа-магната: всемирный друг демократов Тэд Тёрнер и большой поклонник экспансии США во имя мира во всём мире Руперт Мёрдок. Стоило бы отдельно поговорить о том, что делает продукция MTV с психикой и сознанием «употребляющих» её подростков (Американская ассоциация семей назвала MTV одним из главных инструментов разрушения американского общества), а также о совести магнатов, которые этим каналом владеют. Но лучше обратим внимание на то, что Руперт Мёрдок — это спонсор как Маргарет Тэтчер и Тони Блэра, так и Рональда Рейгана и Джорджей Бушей. А Тэд Тёрнер, в свою очередь, весьма близок к силам, поддерживающим Хиллари Клинтон. Так что стоит ли удивляться, что в 1992 году пользующийся огромной популярностью в англоязычном и не только молодёжном эфире канал MTV устроил кампанию Choose or Lose ("Голосуй или проиграешь"3), призывая молодёжь к гражданской сознательности и участию в выборах и устроив телешоу в поддержку кандидата Билла Клинтона. Подобные акции канал проводит в рамках каждой президентской кампании в США. Правда, в последней он поддерживал скорее Хиллари Клинтон, чем Барака Обаму. В настоящее время американский MTV транслирует на весь мир шоу «think MTV» («думай в формате MTV») плешоу в поддержку кандидата Билла Клинтона.ти и участию в выборах и устроив логами из предвыборного штаба Бориса Ельцина.тов . Наряду с освещением с помощью разнообразных средств сентиментального воздействия международной обстановки в контексте пропагандистских установок Госдепа там активно обсуждаются проблемы гомосексуалистов — в самом сочувственном ключе. А вот страничка (http://www.mtv.com/onair/ffyr/discrimination/partners.jhtml) весьма активно проводимой индустрией MTV программы Fight For Your Rights — «Сражайся за свои права». В партнёрах проекта такие замечательные организации как: — Tolerance.org — проект по пропаганде взаимоуважения центра the Southern Poverty Law Center, недавно ополчившегося на российский телеканал Russia Today за предоставление эфира американским диссидентам; — крупнейшая молодёжная организация США Youth Service America. — «Антидиффамационная лига» (Anti-Defamation League, ADL), мощнейшая структура израильского лобби в США; — Прямая сеть образования геев и лесбиянок (Gay, Lesbian and Straight Education Network); — Human Rights Campaign (HRC) — крупнейшая правозащитная организация всё тех же геев и лесбиянок; — авторитетная покровительница феминизма, сектанства и снова геев и лесбиянок американская Коалиция конференции гражданских прав (Leadership Conference on Civil Rights); — Rock the Vote, призванная воодушевлять молодёжь на самовыражение и изменение мира; Получается, что «искаженный образ Америки» транслируют те самые организации, который оказывают непосредственное влияние на формирование американской политики. Причем не только во вне, но и внутри Соединенных Штатов. Игнат Кусков 1 Характерно что английское слово «entertainment» этимологически можно перевести как «оккупацию изнутри». 2 Характерна «затравка», которую выдали в первом эфире MTV — «Ladies and Gentlemen, Rock & Roll,». Американцам могло показаться, что в дом идёт романтика их молодости, периода предшествующей, первой, культурной трансформации с помощью конгломерата кино и медиа. Но ждало их и, особенно, их детей совсем другое. Ныне поклонникам классического рок-н-ролла остаётся разве что морщиться от того, что несут в мир MTV и его многочисленные клоны, филиалы и двойники по всему миру. 3 В 1996 году лозунг в расчёте на молодёжную аудиторию был использован и политтехнологами из предвыборного штаба Бориса Ельцина в России.
Вернуться назад
|