Глава Института современного развития Игорь Юргенс рассказывает "Интерфаксу" о перспективах протестного движения и дает прогноз развития политической системы в стране
Москва. 24 апреля. INTERFAX.RU - Институт современного развития (ИНСОР), главой попечительского совета которого является действующий президент РФ и наиболее вероятный глава будущего правительства Дмитрий Медведев, известен своими предложениями по модернизации политической системы и по системным изменениям в структурах государственной власти.
О том, какова на данный момент политическая ситуация в стране, следует ли ожидать новой волны протестных акций, каким будет очередное президентство Владимира Путина, что собой может представлять кабинет министров под руководством Медведева, насколько успешен партийный проект миллиардера Михаила Прохорова и может ли экс-глава Минфина Алексей Кудрин возглавить современную политическую партию либерального толка, своими соображениями в интервью обозревателю "Интерфакса" Александру Иващенко поделился глава ИНСОР Игорь Юргенс.
- Игорь Юрьевич! Как бы Вы оценили нынешнюю внутриполитическую ситуацию в стране? Как Вы ее видите, и насколько она предсказуема?
- Страсти поулеглись. Программы формируются. Ряд из них, безусловно, начинает обретать вид законопроектов. Но, с моей личной точки зрения, основная развилка впереди. Что касается экономической ситуации, то у нас сейчас такой выбор: рентная экономика с извлечением максимум прибыли для бюджета, что выглядит очень соблазнительным, и к чему подталкивает $125 за баррель или же трудные реформы по диверсификации, модернизации с тем, чтобы, приблизить стандарты жизни к европейским и мировым.
Если говорить о позиционировании России в мире, то, я вижу тонкое, но неуклонное позиционирование, как одного из членов "восьмерки", "двадцатки" при одновременном сохранении чудесных отношений с Китаем. Но, убежден, мы все-таки уже обозначаем свой исторический выбор России, как, прежде всего, европейской державы.
- И политики, и представители экспертного сообщества продолжают обсуждать различные версии предстоящего формирования правительства Дмитрия Медведева. Насколько будет обновлен состав кабинета министров и есть ли у Вас предположения относительно того, кого из нынешних министров не будет в новом составе правительства?
- Откровенно говоря, мне это интересно в меньшей степени по сравнению с вопросом о выборе дальнейшего развития России. Когда будет решен глобальный вопрос с точки зрения выбора, тогда и люди под соответствующую стратегию найдутся. Народ у нас талантливый и его много. Тем более в центрах принятия решений.
В настоящий момент в правительстве уже обозначены вице-премьеры и ряд ключевых министров. И то, что уже обозначено, скорее, будет свидетельствовать о продолжении линии на стабилизацию, чем на радикальные реформы.
Сам факт, что Дмитрий Анатольевич объявил, что не исключает для себя выдвижение на новый срок по завершении путинского, означает, что смелый радикализм ему не будет свойственен. Принятие смелых, а значит для каких-то групп населения непопулярных решений, это не в традиции тех, кто идет завоевывать голоса на президентских выборах. В этом смысле правительство Медведева будет осторожно продолжать тот же курс.
- Так получилось, что ситуация в Астрахани, где "голодал" проигравший выборы мэра эсер Шеин, стала одним из самых заметных событий внутриполитической жизни. Возможно ли, на Ваш взгляд, повторение астраханского эпизода в других регионах, и насколько эти события могут повлиять на осеннюю региональную избирательную кампанию?
- Джин из бутылки выпущен. После парламентских выборов, и после президентских стало понятно, что значительные группы населения не видят себя в существующей политической системе, не находят своей партии, своих лидеров и явно хотят большего.
Что касается властей, то первый испуг прошел, и отношение к этой ситуации, как к досадной ошибке, неприятному эпизоду, все усиливается. Такое ощущение, что какие-то уроки выучены, но не до конца. И то количество поправок, которыми обрастает "медведевский" пакет, почти сразу принятый, для того, чтобы облегчить и оздоровить ситуацию в стране, показывает, насколько мощным будет сопротивление.
А сопротивляться есть кому. Тот, кто должен заниматься изменениями, ничего менять не хочет потому, что это потребует много работы. Лень-матушка этих зажиревших котов в различных эшелонах власти, она легендарна. Я куда ни приду за справкой для решения какого-то вопроса по своему дому, участку, сталкиваюсь с крайне негативной средой бюрократов. А то, о чем мы с Вами говорим, это бюрократы еще более высокого уровня, коты еще более жирные, еще более сытые. Им себя утруждать, как им кажется, ради призрачных демократичных преобразований, не хочется.
В этой связи, полагаю, что и ярославский, и астраханский и другие случаи – показатели этого состояния дел. Не берусь сейчас судить о результатах, хотя в Ярославле они очевидны. Не буду судить и о применяемых методах. Но замечу, что если существующая политическая система и система выборов не может найти нормального способа разрешения конфликта в таком небольшом городе как Астрахань, где около 5 тыс. человек выходят на улицы, как с одной, так и с другой стороны, то что-то неладно в нашем королевстве. И пока это что-то не будет исправлено на системном уровне, есть риск очень частого повторения подобного.
- Недавно мы были очевидцами многотысячных протестных акций в Москве. Нет ли у Вас впечатления, как сейчас отмечают многие политологи, что протестный потенциал в столице и в других мегаполисах выдохся и перешел на региональный уровень?
- Страна у нас большая. Наши расстояния, исторические традиции, сама жизнь, да и все остальное не поощряют к каждодневному выходу на улицу, как это случается в последнее время у французов, итальянцев, греков. Но, прежде всего, важен вопрос о том, решены ли те проблемы, из-за которых, собственно, люди и выходили на акции протеста.
Обращает на себя внимание, что некоторые у нас, успокаивают себя тем, что "оранжевая зараза", привнесенная из-вне, сошла не нет, как только кончились деньги у Госдепа, дескать, все успокоилось. На мой взгляд, успокаивать себя таким образом могут только очень недалекие люди, которые есть во властных структурах. Но их меньшинство.
Считаю, что в первую очередь, это проявление лености ума. И если эта интеллектуальная лень возобладает над всей энергичной работой по реформации существующей системы, то, уверен, следует вновь ожидать повторения событий, которые мы недавно наблюдали в Москве,
Самоуспокоение очень опасно и кто-то успокаивает себя, указывая, что все как-то за счет предстоящих майских праздников и летних отпусков, как-нибудь пройдет. Но так успокаивать себя можно весьма недолго, и даже в том случае, если будет продолжаться такая благоприятная для России экономическая конъюктура.
Растущий средний класс расслабиться не даст и уже требует к себе все большего внимания. У представителей этой слоя растет чувство собственного достоинства, которое требует от политиков и от всей политической жизни такой же услуги, какую они получают в магазинах. Это все будет возрастать.
Если же, не дай бог, случится вторая рецессия в Европе, и как некоторые говорят, угроза распада рынка евро, тогда в наших условиях все это негативно скажется и вызовет экономические неурядицы и падение уровня жизни. Тогда станет гораздо хуже.
Что касается регионов, то протестный потенциал провинции, менее собранной, менее организованной, и, по определению малочисленной, и поэтому не привлекающей серьезное внимание СМИ, остается очень высоким.
Не секрет, что за исключением десятка так называемых "регионов-доноров", где обеспечена вполне приличная жизнь, в остальных регионах есть очень много проблем, которые лишь усугубляются и в связи с ростом тарифов, и в связи с ростом цен на услуги ЖКХ.
Кто-то может возразить, что повысили пенсии. Но повышенные пенсии никого не должны вводить в заблуждение. Они во многом нейтрализуются ростом всех этих цен.
Протест в регионах возможен. Он, конечно, не будет настолько нервозным для центра, поскольку у нас большая страна. Отдельные протесты не будут потрясать основ, но к ним, кончено, следует относиться как сигналам, которые еще раз говорят, что леность ума не наш способ. Поэтому, чтобы избежать неприятных ситуаций, нужные не половинчатые, а решительные реформы.
- Интересно, как на всем это фоне выглядит Михаил Прохоров, который, по оценкам многих экспертов, достаточно успешно выступил на президентских выборах, проиграв лишь Путину и Зюганову, и опередив двух "думских старцев" - Жириновского и Миронова. Можно ли считать это серьезным политическим стартом для создания политической партии и каких-то результатов на осенних региональных выборах?
- Поначалу господин Прохоров, действительно, показался политически весьма активным. Но сейчас в этой активности возникла какая-то пауза. Во всяком случае я ни в прессе, ни в электронных СМИ, ни по другим альтернативным каналам, не получаю сигналов о высокой активности в создании партии, с тем чтобы успеть на муниципальные и региональные выборы.
Если внимательно присмотреться к Прохорову, что можно увидеть? Молод, состоятелен, попытался бросить вызов властям и не вызвал из-за этой своей попытки силовое сопротивление. А что это может означать? Насколько я понимаю, все это свидетельствует, что федеральный центр допускает возможность проекта, который реализовывал бы человек, высказывающий противоположную властям точку зрения, но, в целом, относительно лояльный.
Возникает впечатление, что наверху созрели для того, чтобы позволить такое реализовать. Позволить, но в рамках одного проекта!
Но позволят ли примеру Прохорова стать массовым, т.е. экстраполировать его на выборы губернаторов? Думаю, что здесь власти весьма осторожны, потому, что если это допустить, то на верху прекрасно понимают, какими поправками вмиг обрастут инициативы главы государства.
На мой взгляд, подход сейчас именно такой. В противном случае, темпы работы над партией Прохорова были бы другими.
У нас часто говорят о том, что политическая система испытывает потребность в правой партии. С одной стороны, все понимают, что левый крен и в парламенте, и в большой политике не совсем естественен. Действительно, политика не может быть наклонена только на левый борт. Нужен контрбаланс для устойчивого развития.
Понимать то все это, конечно, понимают. Однако, "прохоровский" проект, как раз, является тем самым случаем, когда и хочется и колется. Уверен, что если бы был соответствующий сигнал организованному предпринимательскому сообществу помочь Прохорову в его политическом проекте, результат был бы уже сейчас.
- То есть, Прохоров либо действует очень тихо, либо теряет время?
- Пожалуй, и то, и другое. И все это не устраивает тех избирателей, которые хотели бы видеть на политической сцене сформированную правую партию, поскольку осенние муниципальные выборы уже на носу.
- Что касается выборов федерального уровня, в частности, на высший государственный пост, то, Владимиру Путину, недавно посетившему Госдуму, парламентарии задали вопрос о том, как бы он отнесся к идее исключения из законодательства РФ слова "подряд" в отношении двух президентских сроков. Избранный президент эту идею поддержал, и многие представители экспертного сообщества сделали из этого вывод, что господин Путин ничем не рискует. Ваше мнение?
- Мне кажется, что здесь все гораздо интереснее и тоньше. Если популярность Путина к моменту окончания первого шестилетнего срока будет оставаться очень высокой, то, действительно, нет никаких ограничений для того, чтобы он выдвигался на следующий срок.
Сказанное избранным президентом я расшифровал бы следующим образом: Путин сделал некое обещание, суть которого состоит в том, что если он не будет настолько популярен, то, возможно, ограничится и одним сроком. Разумеется, это то, как я читаю высказывания Владимира Владимировича не по юридической форме, а по сути. Сказав это, он ясно дал понять избирателям, что если его популярность еще сократится, а по сравнению с предыдущими президентскими выборами она даже официально стала меньше, то одного шестилетнего срока вполне достаточно.
Но, это, опять же, лично мое прочтение полутонов высказывания Путина по этому вопросу. Да, насколько я это вижу, он фактически сделал моральный ангажемент на один срок.
Однако, если этот срок пройдет блестяще, и весь Общероссийский народный фронт и другие серьезные организации, имеющие народную поддержку, будут просить Путина остаться еще, вот тогда, действительно, мы получаем президента на 12 лет.
- Что касается формата взаимодействия действующего и избранного президентов, то уже давно не слышно слова "тандем". Как Вы полагаете, этот термин, в принципе, себя изжил или же партнерство Путина и Медведева представляется в несколько ином формате?
- Полагаю, этот термин устарел. Поначалу само слово "тандем" фактически указывало если не на двоевластие, то на два очень сильных полюса, являющихся равными партнерами.
В определенный момент в силу каких-то причин Дмитрий Анатольевич выбрал для себя вторую позицию. Он стал отказываться от ярких инициатив, и во многом повторять линию старшего товарища, которым для него является Владимир Путин.
Да и по внешнеполитическим вопросам Медведев ранее сделал несколько заявлений, значительно снизивших градус его мотивации и инициативности.
Сейчас он уже не равный партнер, и даже не близкий к равному, что можно было бы назвать "тандемократией".
Взаимоотношения Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича, которые будут после инаугурации, это просто правильное сочетание по табелю о рангах, когда есть первое лицо власти – Владимир Путин, второе, соответственно – Дмитрий Медведев. Затем, как третье лицо, идет госпожа Матвиенко, и четвертое лицо – Сергей Нарышкин.
- В настоящее время политологи активно обсуждают ситуацию внутри партии власти, поскольку "единороссы" взяли курс на трансформацию внутрипартийных клубов в политические платформы. Есть разные толкования и версии относительного этого процесса в "Единой России". На Ваш взгляд, идет ли речь о перспективе создания внутрипартийных фракций, и возможно, ребрендинга партии?
- На мой взгляд, чтобы получить представление о том, что сейчас происходит внутри "Единой России", имеет смысл оценить уровень ее успешности на выборах. А участие в выборах, как раз, и не было особенно успешным, и, естественно, партия власти какие-то выводы для себя делает, и понимает, что надо что-то предпринимать.
Несмотря на бодрые заявления идеологов "единороссов" о том, что партия будет и дальше доминировать, совершенно очевидно, что это доминирование основывается на жесткой длани президента, прикрывающего их своим авторитетом.
Обратите внимание на то, кто сейчас в этой партии. И коллеги из "Единой России" знают эту мою точку зрения. А она такова, что невозможно в одной правящей партии, которая, в принципе, должна вырабатывать определенный общий курс и настаивать на нем, одновременно присутствие и социалистов, и социал-демократов, и крупных "форбсовских" миллиардеров, весьма грамотно защищающих крупное предпринимательство, и являющихся, по сути, правыми политиками. И такое сочетание, представьте себе, что называется, в одном флаконе.
По сути, это просто собрание людей, поддерживающих первое лицо. А логика процесса подсказывает, что социалисты и иные выразители левых идей должны отойти в одну сторону, а миллиардеры или их представители - в другую.
Насколько я помню, "единороссы" осложнили себе процесс четырьмя направлениями. Но их действия вызваны тем, что пора что-то делать. Что у них будет получаться, надо понаблюдать.
- А теперь, хотелось бы побеседовать на тему, что получается у Вас, как участника Комитета гражданских инициатив, о создании которого недавно заявил господин Кудрин. Как бы Вы определили миссию этого комитета – это некий новый "мозговой центр", который с другими игроками на этой нише будет конкурировать? Если эта конкуренция имеет место, то в чем ее суть?
- В данный момент мы лишь в начале пути и нащупываем точный алгоритм движения. То, что это "мозговой центр", нет сомнения. Уж больно хорош лидер – лучший министр финансов Европы. Я лично знаю, как к Кудрину относились и в России, и за рубежом. Поэтому у комитета очень большой ресурс, помноженный на то, что являясь во многом оппозиционным действующему правительству,
Кудрин при этом сохраняет, безусловно, хорошие личные отношения избранным президентом, что в нашей стране очень важно. Но это человек, который имеет свою точку зрения, которую готов отстаивать последовательно и жестко.
Поэтому, будучи возглавляемым таким лидером, комитет сейчас ищет свою роль, и во многом это будет зависеть от качества и авторитетности тех людей, которые к этому присоединяться.
Если экспертиза нашего мозгового штаба будет такова, что не может быть игнорируема правительством и Кремлем, и если будет популярна и успешна в регионах, то, не исключаю, что в рамках комитета возникнет и политический проект.
- Политическая партия либерального толка, которую возглавит Кудрин?
- Не исключено. В этом политическом проекте господин Кудрин будет лидером. У него, как у потенциального политика, есть свои сильные стороны. Почему бы и нет? Я не вижу в этом ничего плохо и назвал бы этот проект свободно-демократическим, возможно, Свободно-демократическая партия России.
Это, как мне кажется, намного ближе и Кудрину, и тем людям, которые подошли недавно подписать заявление о создании Комитета.
*******************************
кратко:
О нынешней ситуации:
«Обращает на себя внимание, что некоторые у нас успокаивают себя тем, что «оранжевая зараза», привнесенная извне, сошла на нет, как только кончились деньги у Госдепа, - дескать, все успокоилось. На мой взгляд, успокаивать себя таким образом могут только очень недалекие люди, которые есть во властных структурах. Но их меньшинство... Если эта интеллектуальная лень возобладает над всей энергичной работой по реформации существующей системы, то, уверен, следует вновь ожидать повторения событий, которые мы недавно наблюдали в Москве».
О возможном продолжении протестов:
«Протест в регионах возможен. Он, конечно, не будет настолько нервозным для центра, поскольку у нас большая страна. Отдельные протесты не будут потрясать основ, но к ним, конечно, следует относиться как сигналам, которые еще раз говорят, что леность ума не наш способ... Протестный потенциал провинции, менее организованной и малочисленной и поэтому не привлекающей серьезное внимание СМИ, остается очень высоким. Не секрет, что за исключением десятка регионов-доноров, где обеспечена вполне приличная жизнь, в остальных регионах есть очень много проблем».
О будущем Медведева и курсе правительства:
«Сам факт, что Дмитрий Анатольевич объявил, что не исключает для себя выдвижения на новый (президентский) срок по завершении путинского, означает, что смелый радикализм ему не будет свойствен. Принятие смелых, а значит, для каких-то групп населения непопулярных решений - это не в традиции тех, кто идет завоевывать голоса на президентских выборах. В этом смысле правительство Медведева будет осторожно продолжать тот же курс... скорее на стабилизацию, чем на радикальные реформы».
О будущем Путина:
«Он ясно дал понять избирателям, что если его популярность еще сократится, а по сравнению с предыдущими президентскими выборами она даже официально стала меньше, то одного 6-летнего срока вполне достаточно. Но это, опять же, лично мое прочтение полутонов высказывания Путина по этому вопросу. Да, насколько я это вижу, он фактически сделал моральный ангажемент на один срок».
http://kp.ru/daily/25874/2838232/
Источник: interfax.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста: