Храм Конфуция в Пекине. Фото: с сайта epochtimes.com
Один из последователей Конфуция Мэн-цзы утверждал, что люди рождаются с совестью. Он полагал, что люди рождаются со способностью сопереживать, с понятием стыда и представлением о том, что является правильным, а что нет. Эти качества являются семенами добра, преданности, пристойности и мудрости. Только животные не рождаются с природным качеством добра. Человек с чувством стыда будет приумножать свою нравственность, сталкиваясь с соблазнами славы или богатства.
В древнем Китае люди считали, что человек, обладающий понятием стыда, настроен принять правильное решение, выбирая между богатством и бедностью, выгодой и потерей или преданностью и личным интересом. Он не позволит своим желаниям взять вверх. Человек без стыда способен на любое преступление.
Однажды Конфуций похвалил трёх мудрецов, которые испытывали чувство стыда, что бы они ни делали. В древнем Китае считали, что человек, ощущающий стыд, не будет подвержен искушению денег, и не поставит под угрозу свою целостность перед лицом страха или опасности. Он скромен и добродушен.
Он уступает другим, он берёт только то, в чём нуждается. Является ли это его личной этикой, стремлением к чему-то или патриотизмом, смысл человеческого чувства стыда является предпосылкой наличия у него моральной совести.
Конфуций говорил: «Человек должен ограничивать своё поведение понятием стыда». Он также сказал: «Ощущать стыд сродни мужеству».
Когда человек обладает стыдливостью, он будет достаточно смел, чтобы противостоять своим собственным ошибкам и стремиться улучшать нравственность. Только человек, который обладает стыдливостью, будет достаточно смел, чтобы противостоять своим собственным ошибкам и победить их. Это акт храбрости, говорили в древнем Китае.
Учёный Лу Кунь, живший во времена династии Мин, считал: «Даже угроза пяти пыток не может сравниться с ощущением стыда». Самое строгое уголовное право и самое ужасное наказание не сможет научить чувству стыда. Лу Кунь полагал, что научить людей ощущать стыд намного важнее, чем наложение серьёзных наказаний. Как только уровень этики людей поднимется, они будут иметь представление о стыде, будут знать то, что должны и не должны делать, и смогут отличить что правильно, а что нет. Этот способ намного эффективнее в предотвращении преступлений, чем наказание людей после того, когда они совершают их. Это одна из причин, по которой конфуцианство проповедует обучение для предотвращения преступности.
источник
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций Источник: othereal.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 102
Рейтинг поста:
Ярополк,
наверно не в шрифте дело, да? А в том, что все последнее время происходящее в обществе заставляет задуматься об отсутствии у людей стыда - совести. И что его отсутствие как раз и делает возможным любым желаниям брать верх над человеком. И дело не в точках зрения, не в теоретизировании. Дело в том что ребенок, не знающий что есть "нельзя", вырастает в несчастного человека, не умеющего справляться с собой. А дальше тому самому социуму ( и вам в том числе), придется иметь с ним дело. 130 лет - большой срок. Но вряд ли современная психология, претендующая на многое, открыла что-то новое в отношениях человека с самим собой. Удачи!!
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 394
Рейтинг поста:
Наверное, вы могли не только всё свое сообщение поставить жирным шрифтом, но ещё и написать его большими буквами. Однако, от этого оно менее субъективным бы не стало. Так же, как и я, вы выразили своё собственное мнение. Свое смысловое восприятие понятия "стыд". И подтвержу, что оно у вас полностью соответствует обывательскому представлению о нём. Вы сами лично его не анализировали. Вам не знакому альтернативные точки зрения. Возьмите в руки не Даля, впервые изданного 130 лет назад, а современную психологическую литературу. Нет, безусловно, вы правы. Точно так же, как прав я. Потому что то, что имеет отношение к морали (но не нравственности, так как понятия "нравственность" и "мораль" не тождественны), к сожалению и одновремнно к счастью (смотря кому и с какой целью надо), не кодифицированы в обществе так, как понятия "метр", "килограмм", "вольт" и прочее. Я в любом случае останусь при свей точке зрения, которая логически проистекает из моего НЕрелигиозного (в самом широком смысле) мировозрения. И мне нисколько при этом не будет стыдно из-за того, что некие авторитеты считают иначе.
И кстати, вот, посмотрите
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 102
Рейтинг поста:
Ярополк, " Стыд, стыдоба, стыдобушка - чувство, или внутреннее сознание предосудительного, уничижение, самоосуждение, раскаяние и смирение, внутренняя исповедь перед совестью. А также: срам, позор, посрамление, поругание, унижение в глазах людей, застывание крови от унизительного, скорбного чувства. Стыд совести, укор, угрызение совести в дурном поступке, стыд суетности, тщеславия." И далее: "Прямой стыд есть признак, наружное проявление совести." Стыд - это нравственное чувство, свойственное только человеку. Вот так. Это толковый словарь В.И. Даля. Ваши слова о том, что стыд не имеет никакого отношения к совести, мягко говоря, не верны. Ваши указания на тему " к чему должна стремиться русская цивилизация" с одновременным принижением жизненных ценностей огромного количества людей, выглядят самонадеянно, высокомерно и бессовестно.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 394
Рейтинг поста:
Тем, что чувство стыда - закамуфлированное чувство вины за нарушение негласного договора с общественными условностями. К совести оно не имеет никакого отношения. Чувство стыда искусственно воспитывается с человекев раннем детстве. Человеком стыдящимся, сиречь испытывающим чувство вины, очень легко управлять. Стыд - один из инструментов подчинения человека.
Совесть и поступки, из неё вытекающие, имеют совершенно иную природу. Эти явления имеют отношение к внутреннему миру человека, а не к внешней оболочке - приспособленности к жизни в социуме.
Статья всего лишь излагает одну из частностей конфуцианского мироустановления, накотором до сих пор стоит китайское традиционное общество - общество запрограммированных биороботов, извините за грубость. Русской цивилизации следует придерживаться пути к максимальной осознанности каждого отдельного человека, а не наоборот, к чему стремится философия конфуцианства, да и православное христианство в своей современной ипостаси тоже.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 787
Рейтинг поста:
Просто из вредности.
Можно замутить мутные рассуждения на тему стыда, как элемента подавления свободы личности. И даже побарахтаться в вонючих волнах такой темы и даже долго. И остаться непросветленным хомяком.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 102
Рейтинг поста:
Интересно, в чем не совпадает мнение редакции? Какие могут быть возражения?