«Комсомольцу» нет равных в мире до сих пор. Впервые в истории подводного флота атомный крейсер погрузился на глубину 1020 метров. К этому показателю ни одна страна даже близко так и не подошла.
- Да, промышленность тогда построила лучшую лодку в мире, - с грустной улыбкой вспоминает сегодня бывший командующий 1-й флотилией подводных лодок Краснознаменного Северного флота вице-адмирал Евгений Чернов. В 1983-м он принимал участие в ходовых испытаниях «Комсомольца». - На борту тогда был первоклассный экипаж под командованием
Юрия Зеленского, человек 40 от промышленности и я со своим походным штабом. Поэтапно пришли на 1000 метров. Все, что можно было проверить, - проверили. Вроде и делать больше нечего - всплывать и домой. А не хочется... Еще бы - такой рекорд!
Евгений Дмитриевич с трепетом вспоминает о двух трехмесячных походах «Комсомольца», о первом экипаже, который для него стал родной семьей. Но как только речь заходит о катастрофе, вице-адмирал замыкается в себе. Даже спустя 20 лет слишком резкой болью отдается та далекая трагедия в сердце подводника с 36-летним стажем. Слишком хорошо он знает цепь событий, приведших к катастрофе. Он до сих пор убежден, что в апреле 1989-го отправить в автономку второй экипаж вместо ушедшего в отпуск первого было равносильно преступлению.
- Команда готовится не за неделю и не за месяц, - говорит Евгений Чернов. - Первый экипаж мы натаскивали три года! Да что сейчас говорить, людей не вернешь...
Вице-адмирал никого не обвиняет - для себя он выводы сделал давно. И в 1992 году создал «Общество памяти атомной подлодки «Комсомолец», которое на протяжении многих лет оказывает помощь забытым властями родственникам погибших моряков-североморцев. Сейчас этим обществом руководит Роза Маркова, мать подводника
Сергея Маркова, погибшего в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Ей и принадлежит идея книги «Воспоминание», составленной Татьяной Акуловой-Конецкой. Книга памяти выходит в свет в этом году в Санкт-Петербурге, в ней нет сухих отчетов о расследовании, горячих сенсаций и чрезмерного пафоса. Героизм, подвиг, самопожертвование здесь собраны в трогательных, рвущих душу воспоминаниях родных и сослуживцев погибших подводников.
ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ
...Резко сработала пожарная сигнализация: возгорание в седьмом отсеке. Подача ЛОХ, то есть включение специальной системы пожаротушения, зафиксирована в вахтенном журнале подводной лодки 7 апреля в 11.03. Эта система обычно справляется с любым возгоранием. Однако на этот раз принятые меры результата не дали. Лодка находилась на глубине 50 метров.
- Всплывать в надводное положение! - скомандовал командир подлодки капитан 1 ранга Евгений Ванин.
«... 11.21. Пожар в IV отсеке. Горит пусковая станция насоса. Насос обесточен.
11.34. Увеличивается крен на левый борт. Продут главный балласт.
11.58. «Всем, у кого есть связь, выйти на связь с ЦП». (Команда, переданная командиром из центрального пункта. - Авт.). С IV отсеком связи нет. Там примерно 9 человек.
12.12. Головченко, Краснов во II отсеке потеряли сознание. Команда из ЦП: «Переключить их в ИДА (индивидуальные дыхательные аппараты. - Авт.), включить кислородные баллоны».
12.41. Задымленность в IV отсеке очень большая.
13.27. Выведен из V отсека Кулапин. Начался сеанс связи. Нет пульса у Кулапина.
13.39. Состояние главной энергетической установки: заглушен реактор всеми поглотителями. У Кулапина пульса нет.
13.41. В V отсеке людей нет, V отсек осмотрен. Бондарь поднят наверх (без сознания).
14.02. Кулапин и Бондарь - умерли. Заключение врача.
14.20.
Дан ЛОХ в отсек VI на V.
15.23. Температура (носовой) перегородки VI отсека - больше 100 градусов.
16.24. Наблюдаются удары, похожие на взрывы, в районе VI - VII отсеков. Предположительно - регенеративные патроны.
16.42. Приготовиться к эвакуации. Исполнителям сдать секретную литературу.
16.45. Разгерметизирован I отсек. Приготовить аккумуляторную яму к вентилированию».
На этом вахтенный журнал умолкает...
ЛЕДЯНАЯ МОГИЛА
«...Своего старпома Олега Аванесова экипаж «Комсомольца» уважал. Аванесов был беспредельно человечен. Он вместе со всеми до последней минуты боролся за живучесть лодки, помогал эвакуировать раненых и обгоревших моряков в ограждение рубки, покинул корабль за считанные секунды до его гибели, только тогда, когда на корпусе субмарины не осталось ни одного живого моряка...
...Ледяная обжигающая купель перехватывала дыхание, сковывала мышцы под свинцово-тяжелой одеждой. Уцепившись рукой за край плотика и убедившись, что потерпевшего приняли руки товарищей, он тут же отталкивался и плыл дальше, выискивая среди набегавших волн держащихся на поверхности людей. Он плыл и возвращался к плотику не один, и снова отталкивался от спасительной кромки. Десять спасенных жизней его товарищей против одной погибшей - его. Десять и один - это шаг в бессмертие...»
«...Мичман Юрий Бродовский подплыл позднее остальных, держался за плот рядом с Кожановым. Потом лицо его посинело, появилась пена в уголках рта - и все-таки он еще держался, даже пел «Варяга», а потом Юру оторвало и накрыло волной. Он сумел вынырнуть и глотнуть воздуха, а следующая волна была для него последней...»
«...Мичман Геннадий Ковалев находился рядом с Манякиным, держался за плот. До последнего момента Ковалев удерживал около себя ящик с секретными документами. Когда уже баркасы шли к нам, Гена вдруг закрыл глаза и отпустил плот. Его тут же отнесло волной...»
«...Из рассказа вдовы замполита Юрия Максимчука Натальи:
...Когда лодка начала тонуть, командир Евгений Ванин отдал приказ покинуть корабль. Знакомый офицер Вася Геращенко подошел однажды ко мне и сказал: «Наташа, твой Юра был настоящим мужиком... Он не занял положенное ему на плотике место, свое место уступил комсоргу экипажа, спасал ослабевших матросов...»
«...26-летний старший лейтенант
Сергей Марков, являясь командиром жилого отсека, до самых последних минут своей жизни находился при исполнении служебных обязанностей. Сергей готовил отсек к вентиляции, помогал эвакуировать экипаж наверх. Находясь с товарищами в студеной воде, он и тут оставался верен себе: «Ребята, штанишек сухих ни у кого нет, а то мои мокрые?» Может, кому-то его шутки и помогли выжить...»
«...Они боролись до последнего и гибли, сначала в огне, потом в сжигающе холодных водах Норвежского моря. Командир дивизиона
Сергей Манякин тоже делал все, чтобы не допустить взрыва в реакторном отсеке. Он выбрался из тонущей лодки и вытащил других. Те, кто был на плотах, вспоминали: «Мы тащили его к себе, подбадривали, мол, Петрович, давай еще чуть-чуть, не смей умирать. Но он, уже умирая, все-таки выталкивал на плот кого-то из молодых... Когда Сергей перестал дышать, это было шоком для всех нас. Мы сорвались и плакали, как дети...»
«МОРЕХОДЕЦ УМИРАЕТ ЗА ОТЕЧЕСТВО»
«...За минувшие годы о трагедии «Комсомольца» написан добрый десяток книг и монографий. Одна из книг принадлежит перу заместителя главного конструктора атомной подводной лодки «Комсомолец» Д. А. Романову. Ее главный тезис: трагедия близ острова Медвежий произошла из-за катастрофического разрыва между уровнем технической оснащенности современных подводных лодок и уровнем профессиональной подготовки подводников. У адмиралитета ВМФ иная точка зрения: слишком часто военные моряки были заложниками военно-промышленного комплекса СССР, слишком часто корабли, официально сданные флоту, доделывались, дорабатывались по ходу службы - уже в морях, в походах. В конструкции подводной лодки К-278 обнаружился ряд роковых просчетов, которые и послужили скорейшему развитию трагической развязки. Истина, как всегда, обнаруживается между крайними суждениями. Правы обе спорящие стороны, и сегодня уже не так важно, в чью сторону и насколько больше будет сдвинут флажок истины. Сегодня важнее помнить завет командира фрегата «Диана» капитана 1 ранга
Василия Головнина: «Ежели мореходец, находясь на службе, претерпевает кораблекрушение и погибает, то он умирает за Отечество, обороняясь против стихий, и имеет полное право наравне с убиенными воинами на соболезнование и почтение его памяти от соотчичей.
Николай Черкашин, писатель-маринист».
|
Чиновники похоронили трагедию под горами бумаг. Фото: Елена КОВАЛЕНКО |
|
ЭХО ТРАГЕДИИ
Рубка подлодки «Курск» ржавеет под открытым небом
За 8 с лишним лет, которые прошли после гибели АПРК «Курск», чиновники и военные произнесли немало пафосных слов. Мол, никто не забыт, ничто не забыто. Но, судя по всему, память все-таки подвела власть имущих. Еще в 2003 году из рубки «Курска» хотели сделать памятник. Однако эта идея так и повисла в воздухе. Совсем недавно часть подлодки, укрытую толстой снежной шапкой, обнаружили под открытым небом на территории промзоны областного центра. И главное - крайних не найдешь. Областные власти заявляют: во всем виноват город, проект памятника не утвердил. Городские говорят: это все область, из-за нее денег нет на установку. Правда, после поднятой шумихи чиновники все же зашевелились и срочно начали разрабатывать аж два варианта монумента. Но пока рубка, извлеченная со дна Баренцева моря, продолжает «храниться» под заполярным небом. Она все же стала памятником - только не героизму моряков, а чиновничьему равнодушию.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Одним из главных уроков трагедии с атомной подводной лодкой "Комсомолец", которая затонула в 1989 году, является необходимость развития в России быстроходных средств спасения, главными из которых являются экранопланы, заявил РИА Новости высокопоставленный представитель главного штаба Военно-морского флота.
Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник" из состава шестой дивизии первой флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с третьей боевой службы. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. В результате погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.
"Если бы на тот момент мы располагали такими быстроходными средствами спасения как экранопланы, то жертв трагедии было намного меньше", - сказал адмирал.
Поэтому в настоящее время, отметил он, нужно приложить максимум усилий для того, чтобы опыт наших конструкторов и корабелов, решение морской коллегии от 2006 года не остались лишь на бумаге.
"В самое ближайшее время необходимо начать финансирование проекта создания транспортного экраноплана, о необходимости которого говорилось на морколлегии", - сказал представитель главного штаба ВМФ РФ.
"Это уникальная разработка наших конструкторов, в мире равных ей нет. Но если мы в ближайшие пять-семь лет не возобновим эту программу, то Россия рискует утратить свои лидирующие позиции в этой области", - сказал он.
Помимо высокой скорости до 500 километров в час экраноплан может садиться на воду даже при сильном волнении моря (до 3,5 метра) и вдали от берегов. При этом между крылом и хвостовой частью корабля образуется спокойная поверхность моря, защищенная от воздействия волны и ветра, что крайне важно для работы в случае необходимости глубоководных спасательных аппаратов, отметил представитель ВМФ. "В идеале на каждом из четырех флотов ВМФ России необходимо иметь хотя бы один экраноплан-спасатель", - сказал он.
Грузоподъемность экранопланов составляет до 600 тонн и автономность плавания - до 30 суток.
В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ сохранился один экраноплан "Лунь", который находится в резерве Каспийской флотилии. Второй под названием "Орленок" стал музейным экспонатом и базируется на Химкинском водохранилище в Москве.
После Второй Мировой войны строить экранопланы брались конструкторы многих стран, но никто из них даже не приблизился к тому, что создал русский ученый Ростислав Алексеев. Недаром сегодня во всем мире слово "экраноплан" считается русским. Подобные аппараты строились в СССР секретно в течение 30 лет на заводе "Волга" при ЦКБ по СПК (по судам на подводных крыльях), в городе Чкаловске под Горьким (ныне Нижним Новгородом).
В СССР первый экспериментальный экраноплан КМ, получивший у западных спецслужб наименование "Каспийский монстр", был создан еще в 60-е годы прошлого века. В 70-е годы был разработан десантный экраноплан "Орленок", принятый на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. В 1987 году в нашей стране был построен экраноплан-ракетоносец "Лунь", способный нести на борту шесть противокорабельных ракет 3М-80. В 2004 году Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева взялось за разработку пассажирского экраноплана для Вьетнама. А в 2005 году в Омске на базе аэрокосмического объединения "Полет" началось серийное производство 14-местного экраноплана "Иволга".
Благодаря большой скорости и грузоподъемности коэффициент полезного действия экранопланов оказывается выше, чем у самолетов и судов; а независимость от аэродромной инфраструктуры делает их незаменимыми в гражданской, и, что очень важно, - в военной сфере. Экраноплан может нести ракеты, различное вооружение, десант. Эта машина экономична, из-за низкой высоты движения практически безопасна и малозаметна для радара.
Экраноплану не грозят притаившиеся под поверхностью вод и на отмелях мины. Он недосягаем для торпед с подводных лодок. Зато он сам, обладая высокой скоростью, нагонит и уничтожит глубинными бомбами даже самую быстроходную подлодку. Экраноплан может нести противокорабельные ракеты и мины, нанося удары по вражеским эскадрам. На самолет он похож только внешне, от авиации в нем главное - скорость.
Прогнозируя ситуацию в мире, Морская коллегия при правительстве России приняла в сентябре 2006 года решение выработать конкретные меры по возрождению экранопланов в нашей стране; это должна быть федеральная целевая программа.
АПЛ К-278 "Комсомолец" служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. 4 августа 1984 года лодка под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения - 1020 метров. При этом были успешно произведены торпедные стрельбы. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности, участвовала в противолодочном охранении подводных ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) от подводных лодок вероятного противника. В феврале 1989 года лодка получила название "Комсомолец".