Государство восстановит полноценную навигацию по легендарному Северному морскому пути и заново отстроит северные порты РФ. Кратчайшая водная магистраль между Европой и Дальним Востоком, растянувшаяся через шесть морей дорога от Владивостока до Мурманска, – вновь на плаву.
Кратчайший путь
Идти из Азии в Европу через ледяные моря не просто. Путь судам должны прокладывать атомные ледоколы. И всё же это выгоднее, чем водная дорога через Африку, через Суэцкий канал. Северный маршрут гораздо короче. Например, расстояние от порта Санкт-Петербург до Владивостока по Северному морскому пути – 14 тыс. км, через Суэцкий канал – 23 тысячи. Путь между Китаем и Северной Европой сокращается на треть.
Во-первых, это экономит время. Дорога по Севморпути из Мурманска в КНР занимает 23 дня, через Суэцкий канал – 43 дня. Во-вторых, это бережёт деньги. Эксперты приводят такой расчёт: балкер водоизмещением 70 тыс. т, двигаясь по северному маршруту, сожжёт на 1 тыс. т дизельного топлива меньше, сэкономив более 10 млн. рублей. К тому же за проход через Суэцкий канал власти Египта берут крупные сборы (до 2 млн. долл.). У нас сборов нет.
Помимо финансовых интересов есть стратегический аспект. Без морского пути через льды сильно осложнится жизнь российского Севера. Например, по этому маршруту поступает половина топлива на Чукотку. Её, как и Якутию, по морю снабжают продовольствием и одеждой. Особая тема – северный завоз в заполярный Норильск. Сейчас значительную часть грузов в город с населением 176 тыс. человек приходится возить по воздушному мосту. Зимой все продукты идут авиацией, в результате цены в никелевой столице ошарашивают.
Кроме того, Севморпуть удачно вписался в планы сырьевых корпораций. Благо по дороге Ямал. «Газпром» строит на полуострове порт Сабетта, проект завершат в 2018 г., он обойдётся в 850 млрд. рублей. По плану газ с ямальских месторождений будут сжижать на месте и перевозить танкерами. Это обеспечит огромный дополнительный поток грузов по Северному морскому пути.
Так что потенциал ледовых перевозок огромный. По прогнозам экспертов, перевалка должна достигнуть 50 млн. т в год. Для сравнения: в 2011 г. по БАМу и Транссибу перевезли 16,2 млн. т груза. Правда, сейчас показатели Севморпути – очень скромные. Вот цифры: первый расцвет ледового маршрута пришёлся на 1970–80-е гг., в эпоху массовой постройки атомных ледоколов. В 1987 г. перевезли рекордные в истории водной магистрали 6,7 млн. тонн.
Потом наступил глубочайший спад: более 20 лет перевозок практически не было. Ледовую дорогу возродили из небытия только в 2010 г., когда по ней прошли четыре судна со 110 тыс. т груза. На следующий год популярность Севморпути подскочила во много раз. В 2011 г. провели 34 корабля с 820 тыс. т груза. Прежде всего путь освоили сырьевые компании. Например, «Новатэк» отправил по Севморпути 10 крупнотоннажных газовых танкеров в Китай, Южную Корею и Таиланд. Один из рейсов установил рекорд. В августе 2011 г. впервые в истории Севморпути по нему прошёл супертанкер. Это был «Владимир Тихонов» (танкер класса «Суэцмакс»), следовавший со 120 тыс. т газоконденсата из норвежского порта Хоннингсвог в Таиланд.
Второе достижение: впервые с 1940 г. водами шести наших северных морей прошли иностранные суда. До Второй мировой войны по Севморпути шли перевозки между Германией и Японией. Затем дорогу для зарубежных судов закрыли. Правда, запрет на проход сняли ещё в 1990 г., но до недавнего времени иностранцев маршрут не привлекал. Два года назад появился новый зарубежный клиент – норвежская компания «Нордик Балк». В 2010 г. она провезла 41 тыс. т руды из норвежского порта Киркинесс в Китай, в 2011 г. отправила из Мурманска в КНР крупнейший в мире суперсовременный балкер ледового класса «Санко Одиссей».
Порты под замком
В сентябре 2012 г. ожидается ещё одно знаковое событие. Северным морским путём впервые пройдёт китайское судно. Полярники из КНР подали заявку на проход ледокола «Сюэлун», который намерен добраться из КНР в Исландию. Так что объёмы перевозок и разнообразие судов под иностранными флагами на Севморпути растут на глазах. Ожидается, что в 2012 г. перевалка грузов вплотную подойдёт к отметке 2 млн. тонн. Минтранс настроен оптимистично. По прогнозам ведомства, к 2020 г. грузопоток вырастет до 64 млн. т в год.
Тем не менее на фоне мировых перевозок нынешние цифры – очень скромные. Например, через Суэцкий канал проходит до 18 тыс. судов в год, несущих до 650 млн. т грузов. Что тормозит нашу северную водную магистраль? Прежде всего приходит мысль о сложностях навигации. Но с этим нет проблем. У РФ – крупнейший в мире ледокольный флот. Всего у нас 10 атомных ледоколов. Правда, в строю осталось семь, остальные законсервированы. Первый советский атомоход «Ленин» превратился в корабль-музей.
Впрочем, такой техникой не разбрасываются. В прошлом году Балтийский завод вернул в строй атомный ледокол «Советский Союз». На судне заменили парогенераторы, продлив ресурс до 2020 года. Реконструирован и самый старый из действующих атомоходов – «Россия» (построен в 1983 г., ходит с 1985 года). Самый новый из атомных ледоколов – «50 лет Победы» – спущен на воду в марте 2007 г. и не имеет таких ограничений.
Второе препятствие серьёзнее. Север далеко не полностью открыли для иностранцев. «Сегодня на всей огромной трассе Севморпути для захода иностранных судов официально открыты только два порта – Дудинка и Игарка. Поэтому мы не можем нормально обслужить судно на трассе. Между тем надо обязательно заботиться о том, как обеспечить суда бункером, водой, если необходимо, – водолазным осмотром или даже срочным ремонтом», – рассказывает исполнительный директор некоммерческого партнёрства по координации использования Севморпути Владимир Михайличенко.
Проще говоря, необходимо открыть больше портов на Севере. Иначе, по мировым стандартам, маршрут считается небезопасным. К счастью, эта проблема скоро решится. Недавно президент В. Путин сделал знаковое заявление: «Мы видим будущее Северного морского пути именно как международной транспортной артерии, способной составить конкуренцию традиционным морским линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству».
Так что открытие портов не за горами. Значит, у Северного морского пути – все шансы вскоре стать великой мировой магистралью.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 116
комментариев 435
Рейтинг поста:
Северный морской путь является альтернативным и кратчайшим водным путем между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, северо-западным побережьем США и Канады. В 1987 году объёмы грузоперевозок по Севморпути достигали 6,7 миллионов тонн. Затем из-за экономической нестабильности в стране они снизились до 1,4 миллиона тонн в 1998 году. После 2000 года наметилась положительная тенденция к увеличению объёмов морских перевозок в Арктике до 3-3,5 миллионов тонн.
В прошлом году по Северному морскому пути с Дальнего Востока в европейскую часть России впервые перевезли 27 тысяч тонн рыбы. Транспортные рефрижераторы «Коммунары Николаева», «Капитан Пряха», «Берег Надежды» на разных участках пути в Северном ледовитом океане сопровождались атомными ледоколами «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал» ФГУП «Атомфлот».
Одним из преимуществ доставки рыбопродукции по Севморпути является возможность прямо в море непосредственно с добывающих судов перегружать рыбу на транспортные рефрижераторы. А это экономит и промысловое время, и время на доставку продукции.
Севморпуть позволяет значительно сократить сроки доставки рыбы в центр страны и снизить ее стоимость. Если везти рыбу по железной дороге с Камчатки или Владивостока, то в европейскую часть России она прибудет через 60 суток, а по Северному морскому пути в два раза быстрее - через 29 дней. Да и для перевозки десяти тысяч тонн по железной дороге потребуется порядка двухсот вагонов-рефрижераторов.
Заместитель генерального директора по эксплуатации ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов рассказал «Рыбацкой газете» что, положительный опыт прошлого года рыбопромышленники оценили. В этом году ожидалось увеличение объема перевозки рыбы по Северному морскому пути.
- Какая будет путина в этом году, выяснится в августе-сентябре, - подчеркнул Андрей Смирнов.
Как выяснилось, Росрыболовство не смогло, или не захотело договориться с Государственной тарифной комиссией о снижении стоимости проводки судов с рыбой по Севморпути.
В сентябре прошлого года ОАО «Мурманское морское пароходство» обратилось в Федеральное агентство по рыболовству с предложением транспортировки свежемороженой рыбы в рефрижераторных контейнерах из портов Дальнего Востока по трассе Северного морского пути в Мурманск, Санкт-Петербург, Калининград. Теплоход «Михаил Кутузов» в сентябре-октябре мог доставить груз из Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга за 25-28 дней.
Это предложение «Мурманского морского пароходства», которое выполняет до 80% грузоперевозок на трассах Северного морского пути, не заинтересовало рыбную промышленность. Одна из причин, возможно, отсутствие у перевозчика транспортных рефрижераторов. А везти рыбу на других типах судов не выгодно.
Готовность такой крупной компании как «Мурманское морское пароходство» участвовать в перевозке рыбы по Севморпути создало обеспокоенность там, где никто, наверное, не ожидал. Сейчас Северный морской путь рассматривают как альтернативу железной дороге. При этом на Дальнем Востоке начинают волноваться, что в портах сократится грузооборот, у железнодорожников будет меньше работы. Но как рассказали «Рыбацкой газете» в «Мурманском морском пароходстве», открытие постоянного рыбного трафика по Арктике серьезно беспокоит Японию.
Японцы, конечно, не волнуются, что упадет грузооборот в российских портах и железная дорога останется без заказов. Севморпуть они оценивают не как конкурента, а как дополнение для традиционных перевозок по суше. И, следовательно, их тревожит, что Россия, получив возможность увеличить объемы отправляемой в европейскую часть рыбы, значительно сократит экспортные поставки рыбопродукции в Японию.
Сможет ли Россия эксплуатировать Арктическую морскую магистраль без ущерба для железнодорожного транспорта и дальневосточных портов? Как показывает дальневосточная путина этого года, чиновники сделали все возможное, или ничего не сделали, но по Северному морскому пути не пошли караваны с рыбой. А значит объемы экспортных поставок, обеспечивающие работой восточных соседей, должны будут сохраниться на прежнем уровне, в ущерб отечественным переработчикам и потребителям.
--------------------